Найти тему

Национальный корпус русского языка в помощь учителю-словеснику: как использовать функционал “Портрет слова”

386 прочитали
Говоря о портрете, мы обычно имеем в виду изображение человека. Однако в Национальном корпусе русского языка мы можем найти и портреты слов в специальном разделе “Портрет слова”.

Говоря о портрете, мы обычно имеем в виду изображение человека. Однако в Национальном корпусе русского языка мы можем найти и портреты слов в специальном разделе “Портрет слова”.

Что включает в себя функционал "Портрет слова"?

Портрет слова предназначен для анализа характеристик слова на материале конкретного корпуса и показывает его грамматические и семантические свойства, похожие слова, характерные сочетания с другими словами в предложениях, примеры употребления слова в текстах корпуса, а также распределение примеров по годам и по свойствам текстов.

Начать работу очень просто. Пирвожу пример собственного поиска портрета слова "обучение".

Попадаем в сервис с главной страницы НКРЯ. В специальное поле вводим слово в начальной форме и выбираем из выпадающего списка часть речи. Нажимаем кнопку “Показать портрет”, и перед нами открывается исчерпывающая информация об интересующем нас слове.

Говоря о портрете, мы обычно имеем в виду изображение человека. Однако в Национальном корпусе русского языка мы можем найти и портреты слов в специальном разделе “Портрет слова”.-2

Что же можно узнать из "Портрета слова"?

Скетчи слова

Эта информация позволяет нам понять, как слово взаимодействует с другими словами в языке. Такое взаимодействие определяется через сочетаемость со словами разных частей речи с учетом синтаксических связей, которые покрывают основные зоны “работы” слова в языке.

Для существительных мы можем найти:

  • прилагательные-определения к заданному существительному;
  • глаголы, для которых данное существительное является подлежащим;
  • глаголы, для которых данное существительное является прямым дополнением;
  • глаголы, для которых данное существительное является косвенным дополнением без предлога;
  • глаголы, для которых данное существительное является косвенным дополнением с предлогом.

Для глаголов:

  • существительные-подлежащие;
  • существительные-прямые дополнения;
  • существительные-косвенные дополнения без предлога;
  • существительные-косвенные дополнения с предлогом.

Для прилагательных:

  • существительные, для которых прилагательное является определением;
  • наречные модификаторы.

Для наречий:

  • глаголы, которые модифицирует данное наречие;
  • прилагательные, которые модифицируют данное наречие.

О слове

В этом разделе мы узнаем грамматические и семантические признаки слова.

Говоря о портрете, мы обычно имеем в виду изображение человека. Однако в Национальном корпусе русского языка мы можем найти и портреты слов в специальном разделе “Портрет слова”.-4

Частотность слова

Здесь мы увидим шкалу частотности слов, состоящую из шести диапазонов - от низкой до высокой.

Говоря о портрете, мы обычно имеем в виду изображение человека. Однако в Национальном корпусе русского языка мы можем найти и портреты слов в специальном разделе “Портрет слова”.-5

Похожие слова

В этом разделе находится Облако слов, в котором собраны слова, ассоциирующиеся с заданным. Наведя мышь на слово в Облаке, мы можем узнать коэффициент близости слов.

Говоря о портрете, мы обычно имеем в виду изображение человека. Однако в Национальном корпусе русского языка мы можем найти и портреты слов в специальном разделе “Портрет слова”.-6

Морфемный разбор β

Этот раздел появился совсем недавно. В нем визуализируется морфемный состав слова: при помощи знаков, принятых в школьном преподавании русского языка, выделены приставки, корни, суффиксы и окончания.

Говоря о портрете, мы обычно имеем в виду изображение человека. Однако в Национальном корпусе русского языка мы можем найти и портреты слов в специальном разделе “Портрет слова”.-7

Распределение по годам

В этом разделе нам доступен график частоты употребления слова по годам. Мы можем воспользоваться готовым графиком, включающим примеры употребления слова за все годы, или уточнить отображение результатов, изменив период времени.

Говоря о портрете, мы обычно имеем в виду изображение человека. Однако в Национальном корпусе русского языка мы можем найти и портреты слов в специальном разделе “Портрет слова”.-8

Распределение текстов

Круговая диаграмма показывает, в каких видах текстов корпуса встречается слово.

Говоря о портрете, мы обычно имеем в виду изображение человека. Однако в Национальном корпусе русского языка мы можем найти и портреты слов в специальном разделе “Портрет слова”.-9

Примеры употребления

В разделе приведено пять примеров употребления слова в текстах корпуса. Однако по ссылке “Показать больше примеров” мы можем перейти в полные результаты поиска.

Говоря о портрете, мы обычно имеем в виду изображение человека. Однако в Национальном корпусе русского языка мы можем найти и портреты слов в специальном разделе “Портрет слова”.-10

Учителя русского языка могут активно использовать сервис “Портрет слова” в своей работе:

  • составлять грамматические и лексические задания для своих учеников;
  • проверять сочинения учащихся в случае, если возникает вопрос о лексической сочетаемости слов, синтаксических связях между словами;
  • составлять лингвистические задачи повышенной сложности;
  • предлагать ученикам материал для исследовательской и проектной деятельности;
  • писать собственные тексты и т.д.

А вот составленные мною задания на основе портрета слова “обучение”.

Задание 1

  • Составьте словосочетания типа “прил. + сущ.”, используя существительное “обучение” и данные прилагательные: дистанционный, всеобщий, заочный, раздельный, наглядный, первоначальный, бесплатный, производственный, начальный, обязательный.
  • Составьте с 3-4 получившимися словосочетаниями предложения.

Задание 2

  • Составьте словосочетания типа “глагол (кого? что?) сущ.”, используя в качестве зависимого слова существительное “обучение”, а в качестве главных - данные глаголы: проходить, продолжить, оплачивать, пройти, завершить, оплатить, ввести, начинать, заканчивать.
  • Составьте с 3-4 получившимися словосочетаниями предложения.

Задание 3

  • Составьте словосочетания типа “глагол + сущ.”, используя в качестве зависимого слова существительное “обучение”, а в качестве главных - данные глаголы: уделять, охватить, поддаваться, заниматься, ограничиваться, отводить, подлежать. препятствовать. Поставьте существительное в нужную форму без предлога, определите падеж.
  • Составьте с 3-4 получившимися словосочетаниями предложения.

Задание 4

  • Свяжите глаголы с существительным при помощи подходящего предлога и окончания. Определите падеж существительного в каждом словосочетании:

платить ___ обучени…

затратить ___ обучени…

отдать ___ обучени…

потратить ___ обучени…

предназначить ___ обучени…

приступать ___ обучени…

  • Составьте с 2-3 получившимися словосочетаниями предложения.

Задание 5

Составьте предложения, используя в качестве подлежащего существительное “обучение”, а в качестве сказуемых и определений слова из таблицы.

Говоря о портрете, мы обычно имеем в виду изображение человека. Однако в Национальном корпусе русского языка мы можем найти и портреты слов в специальном разделе “Портрет слова”.-11

Задание 6

Напишите текст на тему “Обучение”, используя в нем как можно больше слов из предложенного тематического Облака.

Говоря о портрете, мы обычно имеем в виду изображение человека. Однако в Национальном корпусе русского языка мы можем найти и портреты слов в специальном разделе “Портрет слова”.-12

О том, как еще можно использовать НКРЯ учителю в своей работе, можно прочитать здесь.

Другие материалы и идеи для ваших уроков на канале "Учительская мастерская", в группе ВК.