Говоря о портрете, мы обычно имеем в виду изображение человека. Однако в Национальном корпусе русского языка мы можем найти и портреты слов в специальном разделе “Портрет слова”.
Что включает в себя функционал "Портрет слова"?
Портрет слова предназначен для анализа характеристик слова на материале конкретного корпуса и показывает его грамматические и семантические свойства, похожие слова, характерные сочетания с другими словами в предложениях, примеры употребления слова в текстах корпуса, а также распределение примеров по годам и по свойствам текстов.
Начать работу очень просто. Пирвожу пример собственного поиска портрета слова "обучение".
Попадаем в сервис с главной страницы НКРЯ. В специальное поле вводим слово в начальной форме и выбираем из выпадающего списка часть речи. Нажимаем кнопку “Показать портрет”, и перед нами открывается исчерпывающая информация об интересующем нас слове.
Что же можно узнать из "Портрета слова"?
Скетчи слова
Эта информация позволяет нам понять, как слово взаимодействует с другими словами в языке. Такое взаимодействие определяется через сочетаемость со словами разных частей речи с учетом синтаксических связей, которые покрывают основные зоны “работы” слова в языке.
Для существительных мы можем найти:
- прилагательные-определения к заданному существительному;
- глаголы, для которых данное существительное является подлежащим;
- глаголы, для которых данное существительное является прямым дополнением;
- глаголы, для которых данное существительное является косвенным дополнением без предлога;
- глаголы, для которых данное существительное является косвенным дополнением с предлогом.
Для глаголов:
- существительные-подлежащие;
- существительные-прямые дополнения;
- существительные-косвенные дополнения без предлога;
- существительные-косвенные дополнения с предлогом.
Для прилагательных:
- существительные, для которых прилагательное является определением;
- наречные модификаторы.
Для наречий:
- глаголы, которые модифицирует данное наречие;
- прилагательные, которые модифицируют данное наречие.
О слове
В этом разделе мы узнаем грамматические и семантические признаки слова.
Частотность слова
Здесь мы увидим шкалу частотности слов, состоящую из шести диапазонов - от низкой до высокой.
Похожие слова
В этом разделе находится Облако слов, в котором собраны слова, ассоциирующиеся с заданным. Наведя мышь на слово в Облаке, мы можем узнать коэффициент близости слов.
Морфемный разбор β
Этот раздел появился совсем недавно. В нем визуализируется морфемный состав слова: при помощи знаков, принятых в школьном преподавании русского языка, выделены приставки, корни, суффиксы и окончания.
Распределение по годам
В этом разделе нам доступен график частоты употребления слова по годам. Мы можем воспользоваться готовым графиком, включающим примеры употребления слова за все годы, или уточнить отображение результатов, изменив период времени.
Распределение текстов
Круговая диаграмма показывает, в каких видах текстов корпуса встречается слово.
Примеры употребления
В разделе приведено пять примеров употребления слова в текстах корпуса. Однако по ссылке “Показать больше примеров” мы можем перейти в полные результаты поиска.
Учителя русского языка могут активно использовать сервис “Портрет слова” в своей работе:
- составлять грамматические и лексические задания для своих учеников;
- проверять сочинения учащихся в случае, если возникает вопрос о лексической сочетаемости слов, синтаксических связях между словами;
- составлять лингвистические задачи повышенной сложности;
- предлагать ученикам материал для исследовательской и проектной деятельности;
- писать собственные тексты и т.д.
А вот составленные мною задания на основе портрета слова “обучение”.
Задание 1
- Составьте словосочетания типа “прил. + сущ.”, используя существительное “обучение” и данные прилагательные: дистанционный, всеобщий, заочный, раздельный, наглядный, первоначальный, бесплатный, производственный, начальный, обязательный.
- Составьте с 3-4 получившимися словосочетаниями предложения.
Задание 2
- Составьте словосочетания типа “глагол (кого? что?) сущ.”, используя в качестве зависимого слова существительное “обучение”, а в качестве главных - данные глаголы: проходить, продолжить, оплачивать, пройти, завершить, оплатить, ввести, начинать, заканчивать.
- Составьте с 3-4 получившимися словосочетаниями предложения.
Задание 3
- Составьте словосочетания типа “глагол + сущ.”, используя в качестве зависимого слова существительное “обучение”, а в качестве главных - данные глаголы: уделять, охватить, поддаваться, заниматься, ограничиваться, отводить, подлежать. препятствовать. Поставьте существительное в нужную форму без предлога, определите падеж.
- Составьте с 3-4 получившимися словосочетаниями предложения.
Задание 4
- Свяжите глаголы с существительным при помощи подходящего предлога и окончания. Определите падеж существительного в каждом словосочетании:
платить ___ обучени…
затратить ___ обучени…
отдать ___ обучени…
потратить ___ обучени…
предназначить ___ обучени…
приступать ___ обучени…
- Составьте с 2-3 получившимися словосочетаниями предложения.
Задание 5
Составьте предложения, используя в качестве подлежащего существительное “обучение”, а в качестве сказуемых и определений слова из таблицы.
Задание 6
Напишите текст на тему “Обучение”, используя в нем как можно больше слов из предложенного тематического Облака.
О том, как еще можно использовать НКРЯ учителю в своей работе, можно прочитать здесь.
Другие материалы и идеи для ваших уроков на канале "Учительская мастерская", в группе ВК.