Найти в Дзене
Михаил Колодочкин

АВТОПРОМ И СЕАНС ЧЕРНОЙ МАГИИ

Нынешняя ситуация в автопроме сильно смахивает на сеанс черной магии в булгаковском варьете из «Мастера…» Помните, там надо было добровольно сдать свою неказистую одежду, а взамен получить "фирму", причем бесплатно? Не устояли... Старье полетело на помойку. Но затем спектакль закончился, гастролеры исчезли, а вместе с ними почему-то пропали и красивые вещички. Да и червонцы, падавшие с потолка, превратились в бумажки. Зрительская масса требует объяснения? А что теперь объяснять: чужое исчезло, а со своим добровольно расстались. В романе гастролеры развалили и уничтожили все, что захотели, после чего ускакали в поисках новых приключений. У нас, в общем-то, налицо та же ситуация. Например – в автопроме. Вариантов – два: либо умолять добрых гастролеров провести еще один сеанс черной магии, либо как-то обустроить натуральное хозяйство. Но первый вариант сегодня точно не годится. Значит, натуральное хозяйство? Что до сегодняшнего дня, то реально мы можем производить – и производим! – во

Нынешняя ситуация в автопроме сильно смахивает на сеанс черной магии в булгаковском варьете из «Мастера…» Помните, там надо было добровольно сдать свою неказистую одежду, а взамен получить "фирму", причем бесплатно?

Еще совсем недавно добрые иностранцы, для разминки оторвавшие на глазах у всех голову нашему человеку, одаривали зрительскую массу деньгами и шмотками, как бы невзначай изымая из оборота все отечественное.
Еще совсем недавно добрые иностранцы, для разминки оторвавшие на глазах у всех голову нашему человеку, одаривали зрительскую массу деньгами и шмотками, как бы невзначай изымая из оборота все отечественное.

Не устояли... Старье полетело на помойку. Но затем спектакль закончился, гастролеры исчезли, а вместе с ними почему-то пропали и красивые вещички. Да и червонцы, падавшие с потолка, превратились в бумажки.

Зрительская масса требует объяснения?

А что теперь объяснять: чужое исчезло, а со своим добровольно расстались. В романе гастролеры развалили и уничтожили все, что захотели, после чего ускакали в поисках новых приключений.

У нас, в общем-то, налицо та же ситуация. Например – в автопроме.

Вариантов – два: либо умолять добрых гастролеров провести еще один сеанс черной магии, либо как-то обустроить натуральное хозяйство. Но первый вариант сегодня точно не годится. Значит, натуральное хозяйство?

 Эти автомобили мы производили фактически при натуральном хозяйстве. При необходимости обращались к братьям по разуму то за АКБ, то за какой-то иной электрикой, но в полном объеме на импортной игле не сидели никогда.
Эти автомобили мы производили фактически при натуральном хозяйстве. При необходимости обращались к братьям по разуму то за АКБ, то за какой-то иной электрикой, но в полном объеме на импортной игле не сидели никогда.

В СССР все решалось проще. По всей стране бегали ЗиЛ-130, а в такси работали ГАЗ-21 – фактически это была продукция натурального хозяйства, не опасавшаяся ни международных скандалов, ни разрывов добрососедских отношений. При этом мы даже умудрялись поставлять машины на экспорт – они были недорогими, ремонтопригодными и довольно крепкими. По Сеньке и шапка? Да, можно сказать и так – но это было реальное решение проблемы. Фото  – из бывшей Югославии.
В СССР все решалось проще. По всей стране бегали ЗиЛ-130, а в такси работали ГАЗ-21 – фактически это была продукция натурального хозяйства, не опасавшаяся ни международных скандалов, ни разрывов добрососедских отношений. При этом мы даже умудрялись поставлять машины на экспорт – они были недорогими, ремонтопригодными и довольно крепкими. По Сеньке и шапка? Да, можно сказать и так – но это было реальное решение проблемы. Фото – из бывшей Югославии.

Что до сегодняшнего дня, то реально мы можем производить – и производим! – военную технику: танки, ракеты и т. п. И это, кстати говоря, очень хорошо в нынешней обстановке: безопасность страны – на первом месте.

На каком месте в нашей табели о рангах находится автопром? А ни на каком… Или, скажем так, на том же месте, что и отечественный футбол – так звучит понятнее. Футболисты есть, деньги есть, а футбола нет.
На каком месте в нашей табели о рангах находится автопром? А ни на каком… Или, скажем так, на том же месте, что и отечественный футбол – так звучит понятнее. Футболисты есть, деньги есть, а футбола нет.

А что мы умеем-то?

На современном уровне мы реально производим нормальное топливо, до последнего времени успешно поставляемое за рубеж. Еще делаем современные моторные масла и прочие технические жидкости. Можем делать нормальные генераторы, стартеры и другие электрические машины. Плюс мелочевку типа воздушных и масляных фильтров, предохранителей и т. п.

-6

Делаем мы и хорошие АКБ, хотя с ними не все так просто. Многие производители известных отечественных брендов неожиданно зачастили на большой сибирский завод – мол, дайте нам свои полиэтиленовые сепараторы, выводные втулки и прочую пластмассу! А все потому, что еще вчера они радостно закупали все это в германиях, австриях и прочих люксембургах, но затем сеанс варьете закончился. Зато сибиряки давно привыкли рассчитывать на себя – они помнят, как в войну приходилось делать сепараторы из березового шпона. Вот и освоили производство того, чем побрезговали заниматься все остальные. Кстати, по моим сведениям, те же сибиряки вынужденно осваивают производство сульфата бария – это одна из важнейших добавок для отрицательной электродной пасты свинцово-кислотного аккумулятора. В стране его никто больше не делает: ждут появления новых гастролеров. Такое вот импортозамещение.

По мелочи мы умеем многое. Питерская Trialli производит разнообразные глушители, а Luzar – радиаторы. В Калуге «Автотрейд» освоил новые датчики давления. Еще можем делать автомобильные стекла (но не остекление крыши). Простейшее освещение, без матриц и прочих лазеров, тоже потянем. Салон и сиденья – можем. Шины – ну, как-то можем (при наличии натурального каучука). Есть проблемы с кузовщиной: качество деталей для лицевых поверхностей не на высоте. Алюминиевой штамповки для массового производства вообще нет.

Еще можем делать неважные подшипники, коробки и редукторы. А вот с современной электроникой – беда. О микропроцессорах лучше вообще не вспоминать. Как и о том, куда эти микропроцессоры надо встраивать.

Из былого

Лучший кассетник страны эпохи 80-х. Внутри – японская  лентопротяжка фирмы "Мацуки".
Лучший кассетник страны эпохи 80-х. Внутри – японская лентопротяжка фирмы "Мацуки".

Генеральная репетиция нынешней ситуации затронула меня еще при перестройке во время работы на электромеханическом заводе. Тот, помимо прочего, поначалу успешно производил катушечные магнитофоны, которые использовали даже на высших партийных форумах для записи выступлений. При этом завод абсолютно все делал сам – и двигатели, и магнитные головки, и резиновые пассики. Себестоимость лентопротяжного механизма была копеечной. Но тут пришла беда: одна из «особ, приближенных к императору», полушепотом предложила директору по дешевке закупить аж двести тысяч импортных лентопротяжек для кассетных магнитофонов! Два мотора, сендастовая износостойкая головка, прекрасный частотный диапазон – что еще нужно для современной деки? Устоять было невозможно: сделка свершилась и «японцы» поступили на заводской склад.

Финал был предсказуем. Собственное производство безотказных катушечных аппаратов на радостях быстренько развалили: ведь "заграница нам поможет!". Вскоре импорт закончился, а затем дал дуба и сам завод. Теперь там сидят две сотни фирмочек, торгующих шпингалетами, сосисками и еще чем-то высокотехнологичным.

Работать надо, ё-моё!

Так что ж, опять все делать самим? Ну, если не всё, то стратегические товары – обязательно. Применительно к автопрому, речь, в первую очередь, об электронных чипах, отсутствие которые, собственно, и породило мировой кризис.

Дорого? Невыгодно? Конечно, лучше бы получать их на халяву, но именно это и было гвоздем сеанса в булгаковском варьете. После него голые дамочки готовы были натянуть на себя что угодно, лишь бы не бегать по Москве в чем мать родила. Но у них, по крайней мере, была надежда вновь облачиться в отечественные шмотки, производство которых никто не прекращал. Неказистые, немодные, но имеются в наличии.

С автопромом сейчас дела хуже – тех же АБС или подушек безопасности нет вообще никаких. Вот ВАЗ и перешел на выпуск «голых» автомобилей, которые ничему не соответствуют, но при этом плохо-бедно ездят. И это, наверное, хорошо: работающий завод, трудоустроенные люди и возможность передвижения на автомобилях все-таки лучше, чем отсутствие всего этого.

Понятно, что натуральное хозяйство уступает международной кооперации. Но оно надежнее. К кооперации можно стремиться, но нельзя на ней зацикливаться.

Средства у нас есть

Эту цитату мудрого кота про наличие средств и отсутствие ума помнят все.
Эту цитату мудрого кота про наличие средств и отсутствие ума помнят все.

Средства у нас есть, как говорил кот Матроскин. Минпромторг разработал проект стратегии автопрома, из которого следует, что производство отечественных автокомпонентов в РФ должно начаться до 2035 года. За это время должно материализоваться пресловутое импортозамещение, которое обеспечит страну компонентами, которых сегодня категорически не хватает. В документе, подготовленном Минпромторгом, говорится, что необходимо инвестировать в НИОКР и организацию производства компонентов для автопрома 2,7 трлн ₽.

Интересно, разворуют или нет? Не хотелось бы.

Страна, которая ничего не производит сама, рано или поздно окажется в положении булгаковских дамочек.

-9

Если вам интересны мои взгляды на прошлое, настоящее и будущее, подписывайтесь на мой канал в Дзен. Еще моя страничка с произведениями есть вот тут: https://proza.ru/avtor/mishak .И, конечно же, заходите на сайт: kolodochkin.com