Не так давно я рассказала вам о нескольких не самых известных антиутопиях, которые мне понравились:
Сегодня хочу рассказать о трёх утопиях, написанных в 19 веке, с которыми я давно знакомилась отдельно, а сейчас увидела, что их издают под одной обложкой, очень удобно, но давайте обо всём по порядку.
Начнём, конечно же, с самих книг.
«Грядущая раса», Эдвард Бульвер-Литтон
Главный герой - молодой американец попадает в подземную цивилизацию, где живёт необычный народ, который обладает таинственной силой. В произведении подробно описан быт, обычаи и взаимоотношения этих людей, знакомясь с ними ближе, чужестранец понимает, что в своем развитии подземные жители шагнули намного дальше людей снаружи, и являются по сути противоположностью известного нам общества - нет социального неравенства, ненависти, голода, все заботятся и помогают друг другу. И хотя есть более обеспеченные члены общины, здесь это не преимущество, а дополнительная ответственность, ведь местные правила гласят: «Нужда бедного – стыд богатого».
Параллельно описанию быта и психологии подземной цивилизации, главный герой много рассуждает о жизни, человечестве, нашем будущем и приходит к любопытным выводам.
«Через сто лет», Эдуард Беллами
Главный герой произведения Джулиан Вест идёт на сеанс гипноза, чтобы избавиться от изнуряющей бессонницы, а приходит в себя 113 лет спустя в Бостоне 2000-го года.
Мир за это время претерпел колоссальные изменения: исчезла конкуренция, деньги, бизнес, а главное - изменились взаимоотношения между людьми. Страна превратилась в единую сверхкорпорацию «промышленную армию», на благо которой трудятся все жители, получая взамен от государства всё необходимое для комфортной и сытой жизни.
Большая часть книги отдана рассуждениям о структуре нового мира, но нашлось место и для любви. Только вот в идеальном проекте Беллами предложение руки и сердца уже предстоит делать женщинам.
«Вести ниоткуда», Уильям Моррис
Утопия-идиллия от английского художника, писателя, социалиста и теоретика искусств.
Интересен тот факт, что Моррис в пух и прах раскритиковал вышеупомянутую книгу Беллами, который изобразил радужное будущее как торжество механизации и урбанизации, где существует трудовая повинность.
По мнению Морриса идеалистический мир должен предоставить бóльшую степень свободы, где стимулом к труду будет не обязанность, а радость, исходящая из самого труда.
Так родилось данное произведение. Мир, описанный Моррисом, походит больше на красивое произведение искусства, нежели возможное человеческое общество.
Здесь больше нет государства, принуждения, все люди трудятся исключительно из-за любви к творчеству, и любое ремесло становится настоящим произведением искусства, потому что каждый человек занят лишь любимым делом. Города превратились в огромные сады, ручной труд вытесняет механизированный, люди работают на земле во благо всему миру. Звучит очень красиво, но больше похоже на откат в прошлое, а не шаг к будущему.
Чувствуется любовь автора к природе родной страны, много прекрасных описаний пейзажей и человечества, где каждый счастлив. Тихая английская пастораль: свежий воздух, природа и трудяги, встающие с петухами и одержимые творчеством и искусством - мечта, которой, увы, точно суждено остаться лишь на бумаге.
Все три произведения можно найти в книге «Утопия XIX века. Проекты рая» от издательства АСТ, а можно прочесть отдельно. Я не особо люблю эту серию зарубежной классики, но сборник отличный - приятное лёгкое чтение, чтобы расслабиться, сравнить видение идеального мира разных авторов (уж утопия Морриса точно похожа на рай) и пофантазировать на тему лично: каков он, ваш идеальный мир?
Любите утопии? Читали данные произведения? Как вы думаете, возможно ли, что однажды мир действительно очистится от вражды, неравенства, принуждения, и все люди заживут как братья в гармонии и счастье?