Найти тему

Женский образ в искусстве на рубеже 19-го и 20-го века.

«Портрет женщины» Густава Климта
«Портрет женщины» Густава Климта

Женский образ в искусстве является важнейшим и довольно интересным примером резонанса, вызывающим порой странные чувства в массах: от осуждения и порицания, идущих из глубин веков, до поклонения и всеобъемлющей любви людей к красоте тела и лика созданных художником, которые в свою очередь могут нести за собой как горесть и холодность, так и тепло с радостью.

"Портрет Зинаиды Гиппиус"-Лев Самойлович Бакст.
"Портрет Зинаиды Гиппиус"-Лев Самойлович Бакст.

Конец эпохи 19 века начал тектонический слом старых устоев, 20 век стал олицетворением нового времени, этапа перестройки правил, норм, взглядов, догматов. И конечно же изобразительное искусство, как главный инструмент отражения окружающей действительности не стоит в стороне, а скрупулёзно передает через анализ творца обыденность, которая принимает новые воплощения и идеи.

"Роза ла Руж"-Анри де Тулуз-Лотрек.
"Роза ла Руж"-Анри де Тулуз-Лотрек.

В этой статье мы попытаемся понаблюдать за этапом и развитием искусства с конца 19 века и до середины 20 - ого, затрагивая известные и малоизвестные работы художников, пускай не в масштабе, но даже в таких малых примерах, несущих столь нежные, сильные, и одновременно хрупкие образы в массы.

Новое время - новый культ: величие обыденности

Многие искусствоведы и специалисты в области искусств говорят о том, что именно импрессионизм стал новым олицетворением живописи как таковой - дыханием, которое дало жизнь цвету красок на холсте.
Французская школа подарила миру множество непревзойденных авторов:
Клод Моне, Эдуард Мане, Огюст Ренуар, Камиль Писарро, Эдгар Дега - только малая часть творцов эпохи цвета и мазка.
Что же изображено на их картинах? Жизнь. Та жизнь которая их окружает, люди, незнакомцы, друзья, семья и женщины, образ которых представлен реалистичным и правдоподобным, в отличии от классических полотен. Цвет, мазок, тон кожи и эмоции на лицах, это начало свободы, живости и открытости.
В пример можно привести
Клода Моне с портретом своей супруги, по сути являющимся примером работы салонной живописи, созданной под новое веянье публики - увлечение востоком.

"Камила в японском кимоно"-Клод Моне.
"Камила в японском кимоно"-Клод Моне.

Или образ, весьма отличающийся от "классического" представления прекрасной дамы и имеющим свой "подтекст" и секреты, работы кисти Эдуарда Мане.

"Бар в "Фоли-Берже"-Эдуард Мане.
"Бар в "Фоли-Берже"-Эдуард Мане.

Начало двадцатого века.

Новый век, новое время, новые правила. Искусство чувствует любую перемену, будь то прогресс или болезни. Именно в этот период "из прошлого в будущее" появляются новые жанры, пускай и с взятыми за основу переработанными классическими стилями и эпохами. Женский образ на мгновение вновь возвращается к классическому стилю, где внешний облик героини проводит параллель с эпосом и потом кардинально уходит от всего, что было "до" и приобретает больше декоративности. Это времена Ар-Нуво - эпохи Модерна и Символизма.
А представлен он яркими и необычными образами таких творцов, как
Густав Климт, Лев Бакст, Альфонс Муха, Михаил Врубель.
Женский образ этих мастеров реален и сказочен одновременно. Удивительно увидеть живописные полотна
Альфонса Мухи, который обычно известен плакатной графикой и иллюстрацией в своей непревзойденной стилистики и любови к "эпосу" и символизму.

"Судьба"-Альфонс Муха.
"Судьба"-Альфонс Муха.
"Пророчица"-Альфонс Муха.
"Пророчица"-Альфонс Муха.

Михаила Врубеля очень часто и во многом сравнивают с Альфонсом Мухой. Оба творца были мастерами живописи, плаката, декора и иных воплощений изобразительного творчества. На живописных полотнах женские образы Врубеля порой потусторонние, мрачны и едва уловимы в чертах, но очень красочны по манере изображения и запоминаются надолго.

"Гадалка"-Михаил Врубель.
"Гадалка"-Михаил Врубель.

А контраст и "восточные черты" наполняют полотно символизмом и скрытыми смыслами, например как образ дриады, которая на нем изображена.

"Сирень"-Михаил Врубель.
"Сирень"-Михаил Врубель.

Если вспоминать Врубеля, то сразу же мне на ум приходят образы работ Густава Климта (как бы странно это не звучало), со своими, порой манящими образами героинь. Смотря на них, чувствуется тепло и легкость принятия тонов и форм.

"Портрет Гертруды Лёв"-Густав Климт.
"Портрет Гертруды Лёв"-Густав Климт.

Знаменитый "золотой период" Климта, за счет декоративных элементов подчеркивает женственность образа и делает его более недосягаемым и романтичным.

"Даная"-Густав Климт.
"Даная"-Густав Климт.

Ну и конечно же, "портреты незнакомок", пускай и выполнены декоративно, но создают впечатление "тепла и спокойствия".

"Дама с веером"-Густав Климт.
"Дама с веером"-Густав Климт.

Можно наблюдать постепенный и даже в чем то резкий уход от канонов, правильности форм, сочетания цветов и материалов. Наступает время экспериментов, переработок и переосмысления, которое продолжает тянуться и до наших дней.

Художницы

Стоит вспомнить и женщин за кистью, ведь не только женщины были в роли муз и натурщиц, но и прекрасно владели цветом и своим восприятием прекрасного.

Берта Моризо 
Сама судьба готовила Берте яркую жизнь: выросшая в богатой буржуазной семье, с ранних лет увлекающаяся живописью и получившая одобрения на творческий путь от родственников, вхождение в круг художников-импрессионистов и замужество с братом Эдуарда Мане - Эженом. Но женщина - художник имела ряд ограничений и в отличии от импрессионистов мужчин, которые могли позволить себе с легкостью изображать обнаженные тела или иные сюжеты. На них в работе сильно давило общество, несмотря на появление первых нот свободы, догматика патриархального строя была еще высока. Поэтому в работах Моризо основным сюжетом является быт и семья.

"Женщина за туалетом"-Берта Моризо.
"Женщина за туалетом"-Берта Моризо.

Цвет. Мы не видим лика героини, некоторые детали интерьера показаны несколькими мазками, но мы, не зная названия, примерно понимаем, что происходит на данной картине.

"Женщина и ребёнок на балконе"-Берта Моризо.
"Женщина и ребёнок на балконе"-Берта Моризо.

Или наблюдаем повседневность, с ярко выраженными акцентами в тонах и фигурах.

Зинаида Серебрякова
Судьба этой самой известной художницы очень близка и похожа на судьбу Берты Моризо. Зинаида родилась в известной творческой и богатой семье Лансере-Бенуа- художников и архитекторов.В 1905 году Зинаида (в девичестве Лансере) выходит замуж за студента и своего кузена Бориса Серебрякова. С самого детства все ее начинания в искусстве были полностью поддержаны семьей, что дало ей свободу в поисках и развитии своего таланта.

"За туалетом" (Автопортрет)-Зинаида Серебрякова.
"За туалетом" (Автопортрет)-Зинаида Серебрякова.

В отличии от работы Моризо, со схожим названием, здесь нам все становится понятно сразу, так как все полотно заполнено деталями. Композиция построена Серебряковой так, словно мы (или точнее она) наблюдаем за отражением в зеркале. Великолепный образ молодой художницы показывает нам, что и повседневное занятие может быть прекрасным.

Женщина в кадре и путь меньших деталей

Новое время приносит новые инструменты для искусства. Теперь это не только элитарная привилегия, ведь время ускоряется, прогресс движется вперед и люди, которые хотят влиться в мир прекрасного находят новые возможности и способы для этого. Составляющая визуального искусства претерпевает сильные изменения, как в формах, так и способах передачи задумки. Женский образ не исключение, ведь к постановке сюжетности или даже абстрактности композиции и буйства цвета новых течений на холстах, в мир приходит фотография, как запечатленное "мгновение отражения мира в зеркале". Всего проходит несколько десятилетий и мало что остается от старых догм и правил. Другая мода, другой взгляд и свобода. В снимках мы видим другие образы, других женщин, что близки нам по восприятию.
В фотографиях
Йозефа Альберса, сделанных им в конце 1920 - х годов, наблюдается иной мир, отличающийся от живописи-реальный, такой, каким по сути видим его мы. Он отличается, ведь каждый снимок, каждый образ несет в себе что-то, хотя в рамках человеческой истории прошло не так много лет. Изменения конечно-же заметны, ведь снимок сделанный нами моментально на данный момент, не имеет для нас значения, но спустя некоторое время может стать дорог.

"Бэбс в Штоссензее"-Йозеф Альберс.
"Бэбс в Штоссензее"-Йозеф Альберс.

Удивительное заключается в другом. Ведь по сути своей это просто кадры, снимки каких - то моментов, в них может отсутствовать подобие композиции, но эти снимки-моменты прошлого и спустя годы несут в себе некую историю и образ. Через них можно наблюдать за модой, манерой, антуражем, наступившей свободой.

Миссис Левандовски (Мюнхен)-Йозеф Альберс.
Миссис Левандовски (Мюнхен)-Йозеф Альберс.

И что-то есть притягательное в этой "обыденной повседневности простейших моментов быта".

"Анни"-Йозеф Альберс.
"Анни"-Йозеф Альберс.

Если фотография новый инструмент для передачи образа действительности, то живопись отбрасывает в начале двадцатого века множества правил и зарождает новые визуальные элементы, пускай и не принятые многим и по сей день. Как пример-Пабло Пикассо, который прошел удивительный путь в "эволюции своей техники", менявшись от периода к периоду нового этапа его творческой и обыденной жизни.

"Три купальщицы"-Пабло Пикассо.
"Три купальщицы"-Пабло Пикассо.

Это уже не утонченные дамы Мане и Ренуара. Контур подчеркивает детали, незаконченность проступает сквозь оттенки. Но не смотря на это мы чувствуем форму тела, тон кожи и живость композиции и героинь.

"Женщина с желтыми волосами"-Пабло Пикассо.
"Женщина с желтыми волосами"-Пабло Пикассо.

Другая работа Пикассо. Она покажется простой, тон кожи неестественный, примитивизм чувствуется абсолютно во всем. Но мы понимаем, пускай и по малым количествам деталей, что это задремавшая девушка.

Скульптура и образ

А что же случилось со скульптурой? Образ тела женского в ней всегда подчеркивалось, как нечто идеальное, божественное, не мира сего. Она тоже претерпевает изменения в 20 веке.

Например в работе Аристида Майоли мы видим симбиоз «классического» представления о женском теле в скульптуре и отхода от канона, напоминающие образы "древних Венер".

"Помона с опущенными руками"-Аристид Майоли.
"Помона с опущенными руками"-Аристид Майоли.

Или же необычная поза фигуры в другой его работе, подчеркивающая красоту женского тела в обыденности.

"Женщина с крабом"-Аристид Майоли.
"Женщина с крабом"-Аристид Майоли.

В действительности двадцатый век представляет собой интересный период смещений акцентов и показа свобод, затрагивание вопросов целомудрия женского тела и иных черт, которые многие столетия были под запретом. Время прошло незаметно, но все, что было сохранено в кисти, все что запечатлено на пленку и отлито в гипсе или бронзе-оставило свой след в истории. Мода менялась, время сменялось и пролетало незаметно, нравы отступали и создавали новые правила, а женщина, все так и осталась музой, образом, жизнью.

Эпилог или ода любимому творцу

Немного перескочим эпохи и поговорим о искусстве конца 20 века.
1980-иное время, 100 лет со времен импрессионистов пролетело незаметно. Это время "
новой волны", неона, диско, время, которое живет по закону Энди Уорхола - все тираж, все идет в массы. И именно в этот яркий период появляется фигура художника и иллюстратора, который полностью посвятил свое творчество женскому образу. В современном западном искусстве есть такой термин - "Woman Nagel". Это образы, созданы художником и иллюстратором Патриком Нагелем.

"Немецкий дог 1981"-Патрик Нагель.
"Немецкий дог 1981"-Патрик Нагель.

Нагель был художником, который за счет своих работ, придавал форму и новый смысл грядущим поколениям творцов. В его работах заметно переосмысление модерна и Ар-Нуво. Если раньше образами служили гетеры, нимфы, богини и другие мифические образы из легенд прошлого, то на работах Нагеля они сменились на бледных, манящих своим холодным взглядом современных красавиц, за которым скрыто нечто, что не разглядеть сразу.

"Пьемонтская книжная компания 1979"-Патрик Нагель.
"Пьемонтская книжная компания 1979"-Патрик Нагель.

Все женщины в работах имеют стандартный набор черт: кукольная фарфоровая плоть, прямые, заостренные черты лица и скул, холодный взгляд, а манящая привлекательность образа есть квинтэссенция всего перечисленного. "Кошачий образ" и изящество форм делает каждую иллюстрацию Нагеля уникальной.

Иллюстрация Нагеля для "Playboy"
Иллюстрация Нагеля для "Playboy"

Вообще, во всех выше перечисленных работах есть все: манящее желание, сексуальность, идеальное тело, эксперименты с формой, цветом и принципами "классического искусства, бытовой сюжет и живость "реального времени". Эти женские образы являлись квинтэссеенцией всего опыта творцов, ведь не зря именно в судьбоносный переход века 19-го в век 20-ый подарил нам уникальный взгляд на красоту в различных исполнениях.

Спасибо за внимание.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц