Профессор богословия МДА Осипов Алексей Ильич известен своим подходом, предполагающим опору на святоотеческое учение. По каждому случаю он ориентируется на совокупное мнение святых отцов (людей, признанных святыми в разные века христианства), реальных проверенных практиков добродетельной христианской жизни.
Осипов - рациональный, умный человек, который с ранних лет жизни задавался вопросом смысла ее (практический ответ на вопрос: для чего я живу?). Имел духовным наставником монаха, игумена Никона (Воробьева).
Профессор А.И. Осипов нашел ответ на вопрос своей жизни: зачем я живу? Нашел и живет в согласии с этим. В марте 2023 года отпраздновал свое 85 летие.
Не правда ли, у такого человека, живущего (в меру свою) христианской жизнью, нашедшего свое профессионально – личностное призвание и практически реализующего его уже много лет (с ранней юности), строит узнать секрет: как ему это открылось и как он это смог?
Для чего? Чтобы обнаружить полезные и для своей жизни догадки и, может быть, увидеть и исправить свои ошибки .
Так, давайте узнаем?
Секрет профориентации Осипова.
В теории.
Об этом говорит, правда по другому случаю, сам профессор.
"Главная христианская добродетель – говорит Алексей Ильич Осипов, с опорой на святых отцов – смирение. А что такое смирение (в преломлении к личности человека)? Это правильное понимание самого себя. (Какой я есть без приукрас, по истине)" (из лекции профессора А.И.Осипова о христианской жизни. Ответы на вопросы слушателей о добродетели смирения).
Человек может сам себя переоценивать или, напротив, недооценивать. Может направляться не туда, куда лежит его сердце, а куда его кто-то направляет. Все это ведет к трагедиям личности, а не к личностной реализации.
В практике, на примере.
Какой же пример, на практике, показывает сам профессор Осипов?
У него был ясный ум с детства. Он хорошо учился в школе и мог бы выбрать любую профессию (из цикла гуманитарных наук). Но выбрал богословскую деятельность в сфере православного богословия. На него оказал огромное влияние его наставник, игумен Никон.
Но что значит оказал влияние?
Не подавил, не навязал, а рассказал, показал на примерах жизни. А, тогда еще мальчик Леша, заинтересовался. Отозвалось в сердце мальчика. Мальчик Леша Осипов не насиловал себя. Ему было интересно то, что ему говорил наставник. Откликалось в нем, совпадало с ним.
Вот какой нужен наставник в жизни!
Не тот, кто навязывает (продает) свое, а кто умеет заинтересовать важным, спасительным, и это откликается в сердце нашем. «Где сердце ваше, там и сокровище ваше»
Осипов, по принципиальным соображениям, не вступил в комсомол. Не пошел он и в светский ВУЗ, хотя ум имел ясный (но гуманитарный). Он искал себя, раздумывал некоторое время, куда идти по жизни, в какое русло, профессию. А потом подготовился и сдал экзамены сразу на 4й курс духовной семинарии в тогдашнем Загорске (ныне - Сергиев Посад, Московская область).
Конечно, тогда, в советское время, богословие, священство, монашество, не были в почете и поступить было проще. Но тем ни менее. Так блестяще сдать экзамены сразу на 4й курс – это уровень умственной силы и ясность обучаемого ума. И, конечно, помощь наставника. Юный Алексей Осипов очень много общался и учился у игумена Никона существенным вещам в христианстве и христианской жизни. И не себе, а ему, приписал этот успех.
Призвание.
Как мы видим, А.И.Осипов выбрал тот путь, который был близок его сердцу и не отвечал канонам успеха того общества. Если бы общественные тенденции не изменились в 80-90 годах прошлого века здесь и церковь осталась бы в опале, как была в советское время, то мы ничего не узнали бы о профессоре Осипове. Это был бы известный в узких кругах профессор для внутренней аудитории священников.
Благодаря ценностям нового общества, повышения ценности церкви, профессор Осипов стал популярен в широких массах, в народе.
Но он, выбирая в юности профессию, не ставил на внешний успех, а выбирал по сердцу.
Лучше быть профессионалом в той области, которую любишь и понимаешь, чем за деньги исполнять ненавистную и неинтересную работу. На практике, это и есть исполнение евангельской заповеди служить Богу (то есть заниматься тем, что любишь и понимаешь), а не мамоне (заниматься чем угодно, лишь бы заработать).
Дифференциация в призвании.
Это отдельный момент, на который тоже стоит обратить внимание.
А.И. Осипов закончил семинарию, потом духовную академию, думая стать священником или монахом, но богословски эрудированным. Но, попробовав себя в священстве, честно понял, что это не его. Он честно признается, что не смог бы часами выслушивать исповеди и утешать, давать духовно полезные советы людям.
Не пошел он и в монашество, хотя живет холостым человеком, не создавшим семьи. Он тоже понял, что монашество (в том высоком смысле, как его понимает профессор) не его стезя. Монах – делатель непрестанной молитвы. А преподаватель богословия – тот, кто непрестанно учиться и передает знания о Боге.
Будущий профессор так понял, что хочет быть преподавателем, а не священником и монахом. Там совпали и обстоятельства (не через них ли Бог подает человеку ответ?), что Осипову предложили заниматься преподаванием, увидели в нем преподавателя.
Пример
Как-то один слушатель в эфире (см. А.И.Осипов в видео подборке «О себе») поблагодарил Осипова за его лекции и наставления, которым слушатель этот следует. И спросил: может ли он называть профессора своим духовным наставником?
Осипов ответил: нет. Я, сказал профессор, только передаю знания. Наставник же тот, кто помогает личностно, а не только знаниями.
Возможности Осипова, и почему богословие?
Осипов, если отвлечься от богословского контекста, мог бы быть и светским преподавателем в любой гуманитарной дисциплине: философии, психологии, педагогике, праве, обществознании и политических науках. В технических и естественнонаучных дисциплинах – вряд ли. Не тот склад ума, как сказали бы.
Почему богословие? Эта линия идет от игумена Никона (Воробьева). Человек, почувствовавший Бога, уже с трудом сможет заниматься чем-то другим. Высшее никогда не меняют на низшее.
Итак, А.И.Осипов совершил и последний выбор, поняв, что смысл его жизни, его призвание – это заниматься преподавательской деятельностью, в рамках богословия, в рамках православной церкви.
Не священником или монахом быть, а преподавателем богословия. Он и стал им, по сердцу и призванию.
Пришел, утвердился и занимается этим. Он проявил верность и своему духовному наставнику, и Богу, обрел интересное, любимое дело, признание в нем.
Чем его опыт нахождения призвания ценен для каждого из нас?
Не тем, что мы будем подражать призванию Осипова или копировать его. Это тотчас станет безбожным, глупым и не нашим. Ибо главное заключается в том, чтобы понять свое призвание и свой смысл жизни, а не осиповский или еще чей-то.
В этом (нахождении призвания) помогают хорошие наставники (если такие найдутся в жизни), либо Бог. Самым, подчас необычным, творческим способом. Только не нужно скепсиса, но открытости.
Искать надо. Об этом молиться надо Богу. Так как эта та грань, которая разделяет безликую, бессмысленную жизнь, от личностно глубокой и со смыслом.
В чем ошибка?
На одной из открытых лекций у профессора А.И.Осипова спросила женщина слушательница:
«Как найти свои призвания, свои таланты?»
Осипов ответил так: надо искать и прислушиваться к Богу.
«А если талантов нет, то что делать?» - продолжила свой вопрос женщина.
Тогда Осипов дал несколько странный ответ:
«Тогда надо трудиться в поте лица своего, работая на работе, как сказано в Библии»
В чем же здесь ошибка?
Этот ответ профессора богословия можно назвать советским, слишком рациональным и бездуховным. За такие высказывания часть людей считают Осипова еретиком. Слишком рационален. Опирается на разум, а не на Дух Божий.
Разве не каждый человек одарен от Бога какими-то способностями и талантами? Ответ Осипова в данном случае звучит, как нет.
На самом деле (как показывают научно-экспериментальные исследования одаренных детей и взрослых) не каждый человек одарен в высокой степени, не все гении и великие таланты – это правда. Но если ты не гений и не великий талант, то должен стать рабом неинтересной работы и куклой эксплуататоров? Так получается по Осипову?
Но это ошибочный вывод.
Можно не совершать гениальной работы, не двигать прогресс общечеловеческой жизни вперед, но иметь интересную, прибыльную работу, которая тебе интересна и жить со смыслом. Это дано каждому от Бога.
Можно быть востребованным профессионалом, не безликим. Можно смысл жизни находить в других вещах, кроме работы: в семье, в хобби. Но все это возможно в условиях развитого общества. Потому что когда общество не развито, ограничено, в нем много препон для личности. Узок диапазон применения личностных сил. Личность в этом обществе всегда с чем-то борется или исполняет дурную, рутинную, безбожную работу в промышленных масштабах, ради навязанной кем-то идеи. Это ошибочное поведение и труд. К христианству не имеющее отношение. Христианство - не про винтиков, а про подобие Божье в людях, про жизнь счастливую с Богом
Послесловие.
Прекрасен пример жизни самого профессора, кратко описанный выше. Интересны его лекции, ибо дают догадки. Но есть большее.
Господь не создал всех гениями, но это не мешает находить интересные работы, жить счастливо и со смыслом любому здравому человеку.
Для этого надо не рацио включать сильно (дабы не уйти в скепсис и уныние), а жить по Божьему, не нарушая Его законов. И все придет. Примеров этого в жизни, вокруг – тысячи. Не святых, не гениев, но самых обычных, но счастливых, благодатных и благодарных людей. Они - на волне Божьей.
Стоит лишь присмотреться к реальности глубже, и увидим.
Конечно, в развитом обществе таких примеров больше, чем в недоразвитом или мечущемся. В развитом больше интересной работы, в недоразвитом - борьбы и страданий. Работать надо, а не страдать!
У Бога обителей много. Время (оно не бывает плохим или хорошим) всегда Божье и Бог всегда подаст решение и ответ человеку: зачем я живу? (Тот вопрос, ответ на который нашел практически Осипов и тысячи других людей).
И даже человека с малыми (казалось бы) талантами реальная Божья помощь может сделать человеком счастливым, состоявшимся и прекрасным. Прожившим жизнь свою со смыслом созидательным, а не просто так.
(На основе биографии профессора Осипова А.И, фрагментов его публичных лекций, данным исследований одаренных людей)
Хотите поделиться по теме статьи – пишите в комментариях.