Найти тему
ВолГУ

В ВолГУ стартовал уникальный проект «Институт наставничества»

В честь дня университета в ВолГУ запустился новый уникальный проект — «Институт наставничества», который направлен на адаптацию будущих студентов-первокурсников. Проект выиграл грантовую поддержку конкурса «Росмолодёжь.Гранты» среди образовательных организаций высшего образования. Пресс-служба Волгоградского государственного университета поговорила с руководителем «Института наставничества» Николаем Шатровским, студентом четвертого курса, и узнала о целях и задачах проекта, а также почему это сейчас актуально для alma mater.

Коля, здравствуй! В чем заключается главная цель проекта?

Всем привет! Мы решили создать студенческое объединение «Институт наставничества». Главная цель проекта – обучить студентов старших курсов ВолГУ, которые будут помогать в адаптации первокурсников в дальнейшем. Команду будущих наставников мы сформируем из компетентных, прошедших отбор и обучение обучающихся, а также улучшим правовую и социальную грамотности ребят.

-2

Что включает в себя ваш проект?

На самом деле у нас большой пласт мероприятий и событий! В процессе обучения будут реализованы шесть образовательных, дискуссионных и интерактивных мероприятий, участие в которых примут более тысячи студентов университета. Первый этап – обучить наставников и передать все необходимые об университете знания. Второй этап – наставники применяют полученные знания на практике и работают с первокурсниками, помогают им без труда влиться в студенческую жизнь.

Каких людей вы видите наставниками?

Наставником может стать обучающийся второго и старше курсов высшего и среднего профессионального образования ВолГУ в возрасте от 16 до 23 лет. Обучение наставников пройдёт в несколько этапов: сначала соберём анкеты желающих, затем будем проводить собеседование кандидатов. Лучшие студенты старших курсов попадают в Школу Института наставничества. В рамках неё для будущих наставников мы проведём десять лекций и две встречи с экспертами. Мы видим открытых, добрых, инициативных ребят, которые могут помочь своим опытом вновь пришедшим студентам.

-3

А как мотивировать студентов быть наставниками?

Здесь больше ждём от самих ребят инициативности, но со своей стороны готовим уникальную лидерскую программу. Например, в рамках Школы наставничества будут проходить десять лекций по трём траекториям: личностная, лидерская и адаптационная. Помимо этих лекций будут проведены две встречи с директором каждого института/колледжа и заместителем директора по социально-воспитательной работе. А уже после проведения Школы, участников приглашаем на прохождение выездного Форума «Наставник ВолГУ», в рамках которого будет реализована образовательная программа. Сюда мы включили лекции и диалоговые площадки. Куда же без любимой студентами нашего университета интерактивной программы. Будут игры, направленные на повышение компетентности наставников и командообразование. В программу Форума включили и стратегические сессии, итогом которых станет разработка положения студенческого объединения наставников и проведение выборов председателя.

Представим, что я – наставник. Чем конкретно я буду заниматься?

После прохождения Школы и Форума наставники будут организовывать адаптационный онлайн-фестиваль «За два дня до» и ярмарку студенческого самоуправления и структурных подразделений «Пикник ВолГУ». Но их главной задачей остаётся адаптация первокурсников в нашем университете. Благодаря накопленным знаниям они смогут консультировать студентов в сфере стипендиального обеспечения, в сфере проживания в общежитии, вопросах прав и обязанностей обучающихся, нормативно-правовых актов, регулирующих их права и обязанности. Наставники будут помогать разрешать конфликтные ситуации в своей группе и помогать каждому студенту использовать все возможности, которые дает университет.

-4

Главная цель деятельности наставников ВолГУ ясна. Расскажи, а ребята получат какие-то скиллы или преимущества?

Обучающийся в процессе прохождения обучения получит новые знания в нормативно-правовой области, повысит свои компетенции наставника и оратора, выработает навыки для работы в коллективе и социальных сетях, а также сформирует свои лидерские качества. Несомненным плюсом для всех участников проекта станет крутой мерч, который поможет и в процессе обучения, и сделает их заметными для первокурсников.

Как зародилась идея создать проект?

Инициатором создания нашего проекта выступил Артём Котов, заместитель председателя Студсовета и Профкома обучающихся. Он отчетливо увидел проблемы в системе адаптации первокурсников и предложил вместе подумать над их решением. Вместе и подумали! Я определил чёткую проблематику, разработал способы решения и сформировал компетентную команду проекта.

Почему ваш проект уникален?

Уникальность проекта заключается в его комплексном подходе к решению проблем адаптации, ведь мы не просто учим студентов быть лидерами и правильно взаимодействовать с первокурсниками, но и создаем новое студенческое объединение «Институт наставничества ВолГУ», который будет выступать центром всей адаптации и контролировать надлежащее выполнение всех функций наставников. «Институт наставничества» – это гарант долгосрочной качественной адаптации всех первокурсников, ведь благодаря централизации и сформированному банку знаний новые студенты получат ответ на свой вопрос и решение своей проблемы в самый короткий период и надлежащим образом.

-5

Почему этот проект нужен сейчас университету?

Университет, выступая партнером и показывая степень своей вовлеченности в развитие студенческого самоуправления, получит качественно адаптированных первокурсников, активно проявляющих себя в жизни университета, что, как следствие, поспособствует росту профориентационного эффекта по привлечению абитуриентов.

Вашей команде важно решить проблемы в адаптации первокурсников?

В настоящее время в ВолГУ на каждом институте есть тьюторы, работа которых на данном этапе заключается в поиске первокурсников, поступивших в университет через социальные сети, создание с ними чатов по академическим группам, ответов на интересующие их вопросы через призму своего опыта и мнения, рассылка текущей информации. Поэтому мы сталкиваемся здесь сразу с рядом проблем: разрозненность формата наставничества, низкий уровень правовой и социальной грамотности наставников, неэффективная система адаптации студентов. Мы готовы решить все эти проблемы!

А почему для вас это важно сейчас?

Если смотреть через призму моего опыта, то я два года был председателем института естественных наук и занимался отбором тьюторов, но из-за того, что не было единой школы по подготовке тьюторов, в которой были бы заинтересованы как организаторы, так и сами участники, качество адаптации первокурсников было не на таком высоком уровне, как хотелось. Не скажу, что это всегда была проблема, но некая головоломка, так как не все студенты-тьюторы понимали, что им нужно делать и как вообще работать с первокурсниками, и, к сожалению, эта ситуация применима ко всем институтам и колледжу нашего университета. Сейчас же, имея средства и очень компетентную команду, я уверен, мы сможем решить все вопросы, связанные с адаптацией, и дать большой толчок для развития студенческих объединений, профсоюзного комитета обучающихся и всей нашей alma mater.

-6

Когда начнётся проект?

Следите за нашими новостями на официальной странице проекта. Мы уже активно рассказываем, о чём наш проект и как в него попасть. Всё лето будем учиться, получать новые знания и развиваться, а уже в конце августа начнётся новая большая работа с первокурсниками!

Александра Шестопал