"Пасха Красная" Н.А.Павлова. Глава о Полежаеве Василии, в молодые годы зверствовавшим в селе с дружком комсомольцем - сифилитиком. Лютая казнь старенького батюшки о. Александра.
Рассказала эту историю Мария Никитична Депутатова. В Оптиной она появилась сразу после открытия монастыря с тяжелыми торбами через плечо: десять литров лампадного мала, холст, мука и сбережения в узелке. В свои 80 лет Мария никитична откладывала деньги на погребение, но, услышав об открытии Оптиной, рассудила: " Поверх земли никто не лежит, и меня люди погребут. Так начиналась Оптина пустынь - пришла вдовица Мария Никитична и положила свои две лепты: всё, что имела, - всё отдала.
Как же любил о. Василий Марию Никитичну! А она вспоминает о нём: " У меня о.Василий, как живой, перед глазами стоит. Глаза сияют, а улыбка! " Помню, прыгает по брёвнам в скиту и зовёт меня издали: " Ма-арь Никитична! А я везде вас ищу. Идёмте чай пить". Чай пили в хибарке преподобного Амвросия. А Мария Никитична, живая свидетельница гонений, рассказывала о новомучениках - оптинских, астаповских, троекуровских. Чай остывал, а о.Василий слушал. За давностью лет уже забылось, что конкретно рассказывала она о.Василию. Но из множества рассказов Марии Никитичны мы выбрали историю о московской станции метро Полежаевская, и вот почему. Отец Василий потому и стал урожденным москвичом, что на строительство метрополитена в Москву приехал его дядя, а к дяде из деревни, расположенной неподалёку от Оптиной, приехала потом его мать. Руководящую должность на строительстве метро занимал в те годы большевик Василий Полежаев. Это его именем была названа станция Полежаевская, где в вестибюле стоит еог бюст. Мария Никитична избегает ездить через эту станцию, объясняла: " Не могу я видеть этот бюст Полежаева. Он наше село разорил! А село наше Астапово было богатое - триста дворов, два храма было и собирались открыть монастырь. Боголюбивой была моя родина! И вот о чем плачу и чему дивлюсь - в революцию, конечно, все пострадали, но деревни поодаль всё же уцелели. А от Астапово осталось лишь тридцать дворов". К великому несчастью для Астапово именно здесь умер Лев Толстой. В память своего учителя - ересиарха толстовцы устроили здесь коммуну, чтобы "развивать" народ, отваживая его от Церкви и внушая презрение к "попам". Правда, за толстовцами пошли лишь местные "гультяи" - народ пьющий, пропащий, но обретший в революцию большую власть. Вспомним, как о.Василий вынес из дома все книги Льва Толстого, сказав: "Мама, да он же еретик! А где ересь, там следом большая кровь". Мария никитична рассказывала: " Полежаев ещё до революции перестал ходить в церковь и начал пить. А пришла революция - настал его час. Достал оружие и начал грабить с дружками. Подъедут пьяные к избе на телеге, всё выгребут, самогона потребуют и начинают тут же гулять. У Васьки дружок был больной венерической болезнью, многих он заразил, а потом повесился. У нас все боялись их, как разбойников, а власти их называли "комсомол". " Мы власть на местах," - объявил Васька, и с тех пор страха больше не знал. Своего родного дядю ограбил и выгнал без одежды с семьёй на мороз. У них ребёночек был пятимесячный, и он стужи насмерть замёрз. Я два класса всего закончила. Дальше Васька учится не дал. Пришел в школу и потребовал исключить всех, кто не поёт "интернационал". Слово "интернационал" нашей рассказчице не выговорить, а уж эту страшную песню она, как многие дети боялись петь. Ну, каково православному ребёнку запеть: " Вставай, проклятьем заклеймённый?" Ясно ведь, кого заклеймили проклятьем. И её, как и других детей, страшившихся петь про "проклятого", исключили из школы. Мария Никитична продолжает рассказ: " Уж как меня учительница защищала: "Оставьте её. Она способная" ". А Васька ни в какую: " Она просфорки с тёткой печёт ". Это правда. Я помогала тётке печь просфоры для храма, но и храму пришел конец. Был у нас очень хороший батюшка, о.Александр Спешнев. Всю жизнь с нами прожил - крестил, венчал, отпевал. Полсела - его духовные дети, и мы, как родного, полюбили его. Васька сразу сказал батюшке: " Я убью тебя ". Сперва скирды и амбар сжег у батюшки, а потом ночами стал дом поджигать.Такую нам жизнь Полежаев устроил, что батюшка скрылся в Москве к детям и работал бухгалтером в Расторгуево. И мы побежали из села, кто куда. Много наших в Москву убежало, глянь и Васька прибыл сюда: " От меня не уйдёшь! А попа разыщу и убью". Сперва он смурной был и жил в подвале. И вдруг стал начальником в Метрострое и даже министром потом. Наши астаповские передавали, что перед Москвой он многих ограбил и два пуда золота добыл грабежом. В Москве отдал золото кому надо и на золоте к власти взлетел. Квартиру трёхкомнатную получил на Солянке и персональный автомобиль. Всё имеет, а всё лютует. И до того долютовался, что свои же рабочие убили его. Но сперва убил он нашего батюшку. Искал он о. Александра долго, и через органы всё же нашел. Приехал он с комсомольцами к нему в Расторгуево и говорит: " Ты меня, поп, водою крестил. Теперь я тебя окрещу ". Морозы тогда стояли страшные, и придумал он для батюшки лютую казнь - поставили во дворе большую бочку с водою и стали батюшку туда окунать. А как наш старенький батюшка льдом покрылся, отнесли его в дом к горячей печке. А когда он очнулся и застонал от боли, снова в бочку его понесли. Три дня так пытали - то в бочку, то к печке, пока не замучили насмерть его. Упокой, Господи, нашего батюшку-мученика Александра!
Смотрим биографию из доступных источников:
Василий Дементьевич Полежаев ( родился 25 апреля 1909, село Астапово, Рязанская губерния; дата смерти 12 сентября 1972, Москва ) - советский хозяйственный деятель, инженер, начальник Московского Метростроя (1958 - 1972). Герой Социалистического труда (1963). В 1929 году приехал в Москву. Работал железнодорожным грузчиком. В 1933 году по комсомольской путёвке пришёл работать на строительство первой очереди Московского Метрополитена. Строил станцию "Охотный Ряд", открытую ( как и вся первая очередь ) в 1935 году. Энергичный, боевой, он возглавлял сквозную бригаду проходчиков, считался лучшим в шахте № 10-11. Одним из первых откликнулся на призыв: "Метростроевцы, на учёбу!" Пошел сначала на рабфак. В 1941 году окончил Всесоюзную транспортную академию. Диплом защитил в первые дни войны. В конце 1940-х годов на строительстве Кольцевой линии главным инженером шахты № 12, на второй очереди - начальником шахты № 11. С 1955 года зам. начальника, а с 1958 по 1972 год - начальником московского Метростроя.
Давайте рассуждать логически, что было в то лихое время и как можно переписать биографию. Сопоставим даты, события.
Первое совпадение: родился Василий Полежаев в селе Астахово!!! Больше Полежаевых Васей НЕ БЫЛО!!! ЭТО ГЛАВНОЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВО!!!
Первое НЕ совпадение: год рождения Васи героя соц.труда - 1909. Это значит, что трудолюбивый Вася в 1917 году, в свои 8 лет не пил самогон и не грабил крестьян, а собирал травку и пас коровёнок!!!
ОПРОВЕРЖЕНИЕ НЕ совпадению: в то лихое время меняли даты рождения так, как было удобно. Рождение ребёнка помечалось в церковных книгах, да ещё батюшки помнили. Итак, Васька Полежаев,( а в 1917 ему было 19-20 лет не меньше ) напившись самогона до рыготины и прибрав ценное из награбленного с дружками-комсомольцами ( пьяни и шмотьё пойдёт пропивать, а себе золотишко-серебро-меха и шали ) увидел, что такому беспределу скоро конец, да и грабить больше нечего. Дружки плохо кончали - повесился первый подручный комсомолец - сифилитик. Оставаться не было смысла, это понимал, далеко не глупый Васька. И он, набравшись опыта за немногие годы, подался в Москву. Но прежде исправил год рождения, помолодев лет на 10-12. В то голодное время различить разницу в возрасте десяток лет было невозможно. Народ напуган, разбежался, оставшиеся молчат под "воспитанием" Васькиных комсомольцев. Не имея профессии Полежаев устраивается на железную дорогу грузчиком, снимая комнату в подвале. На железной дороге пайки были лучше, да и кое что перепадало. Точно год рождения Полежаева знал только о.Александр, вот почему так упорно искал его Васька, к тому времени став бригадиром, благодаря своей наглости, звериному чутью, бесчеловечности в обращении с рабочими (план перевыполнить любой ценой, а отборный мат в помощь). Надо признать его организаторские способности и гибкий ум, помогающий прижиться в любых ситуациях. Наконец, будущий коммунист и Херой, нашёл о. Александра. Подвыпившая компания заставила батюшку раздеться до нижнего белья и тычками и пинками выгнала на улицу. Мороз в то время стоял лютый, как и казнь придуманная Васькой. Васька вплотную подошел к о. Александру, ощерился в злобной ухмылке: " Что поп, помнишь как меня крестил? А-а-а?! Теперь я тебя окрещу, сука! В бочку попа!" " В бочку попа!"-заорали пьяные комсомольцы и потащили батюшку. " Да не башкой его вниз! Стойте дураки! Ногами его, ногами! Утопите попа, а мне он живой нужен, чтоб помучился,"- командовал Полежаев. Ледяная вода обожгла батюшку: " Что вы творите..." " Тебя крестим!!"- ржала пьяная толпа окуная о.Александра в ледяную воду. Старенький священник, не чувствуя от холода тела, едва шевелил губами, молясь Спасителю. Окоченевшие руки сжимали нательный крестик. " Ну, что, помог тебе Бог? Сдохнешь в этой бочке,- дышал перегаром мучитель.- Откажешься от веры, может и помилую..." Сделав широкий жест, закончил: " Утоплю без мучений!" Дружки хрипло заржали. Васька зашелся в кураже: " Жарко старикашке в бочке. Ишь, как распарился! В снег его, пусть охладится. Да снимите с него исподнее, спарился совсем." Отца Александра вытащили из бочки, сняли нательное бельё и голым бросили в снег. " Полейте его водичкой, жарко ему, - не унимался Васька. - Ещё ведёрко, ещё..." Когда старец покрылся льдом и перестал подавать признаки жизни, изувер прошипел: " Н-е-ет, так быстро ты не сдохнешь. Не д-а-ам!! Помучаю..." Батюшку занесли в избу и положили возле жарко пылающей печи, открыв дверку топки, так боль острее, когда согревается тело. Усевшись за стол продолжили попойку, загнав под страхом хозяев в комнату. Когда отец Александр застонал от нестерпимой боли, Васька распорядился: " Подбросьте ещё дровишек". Батюшка очнулся от нестерпимой боли. Над ним склонившись смотрел в упор тёмными, звериными глазами Васька. Через глаза изверга смотрел на отца Александра сатана. Старенький священник не отвёл глаза, а смотрел в нависшую над ним преисподню и молился, молился, молился... Сатанинская рожа скривилась в злобе и зарычала: " В бочку попа! На мороз!!" Много раз повторялось дьявольское истязание, пока праведная душа отца Александра не отошла к Богу.
Второе совпадение: Мария Никитична не могла спутать Полежаева В. ни с кем другим. Мучителей забыть и спутать с другим человеком невозможно. Прошли десятки лет, а полицаев находят через оставшихся свидетелей. А Васька и не прятался, шёл напролом, нагло. В то время это приветствовалось и называли боевым парнем. А если с матом, то наш, рабоче-пролетарский товарищ. Главная свидетельница обвинения сейчас почила, но её смелое обличение перевёртыша-бандита отдаёт эхом на станции мучителя Полежаева. Н.А.Павлова за давностью лет, могла спутать детали: за зверское обращение рабочие пробовали устроить несчастный случай, но изверг выжил, чутьё помогло. Утверждение автора книги ошибочно. Вглядитесь в ретушированное фото Полежаева В. и решите сами, тот ли изверг, или Герой Соц., труда. Решать Вам. У него остались внуки и правнуки. Они НЕ ВИНОВАТЫ !!! У меня самого сложная история: одни примкнули к красным и может тоже рушили церкви. Теперь я стараюсь помочь православным храмам, будучи крещенным. С другой стороны моего прадеда два раза раскулачивали такие Васьки. Он не был кулаком, работали семьёй: 4 лошади, несколько коров, а мелкой живности не считали. Жили хутором под Пензой. Осенью, когда собрали урожай, пришли пьяные комбедовцы с оружием и стали делить добро: дрались между собой растаскивая сундуки. На выселение разрешили взять старые вещи и по узелку. Архип Васильевич Бебенин, собрал самый необходимый инструмент, благо не нужен тунеядцам. С женой Елизаветой Леонидовной и детьми погрузили на телегу и повезли на пересыльный пункт, для отправки в Сибирь. Их дочь, Клавдия Архиповна, моя бабушка рассказывала, что когда их повезли, то начали рубить сад. Бабам и их детям лень было наклонять ветки и подставлять лестницу. Запомнилось стук топоров, падающие фруктовые деревья , мат и скрип телеги. В Сибирь привезли поздней осенью и насильно зачислили в колхоз. Дед вырыл землянку и так пережили суровую зиму. В колхозе Архип Васильевич обжился: построил дом, обзавёлся домашним подворьем. Раскулачили второй раз и хотели расстрелять. Так же осенью вывезли на край болота и определили жить именно здесь. Рыл второй раз землянку. С весны один начал строить пятистенок и возвёл к осени. Дед был могучим, один таскал брёвна. Теперь я живу в Сибири. Храни нас всех Господь от таких времён. Мир Вашему дому! Благодарю от всего сердца за прочтение материала. В следующем выпуске опубликую материал о колдунах, с коими мне пришлось столкнуться и немного расскажу о себе. Помню обещание про Гитлера, но позже.