Существование ряда малых городов и поселков в России далеко не всегда объясняется экономической целесообразностью. Многие из них было бы проще закрыть, но жители не спешат покидать родные места. Во многом это явление обусловлено привязанностью людей к знакомым пейзажам, объектам и местным сообществам, считает социолог и урбанист из Бюро исследований «Гражданская инженерия» Петр Иванов.
Сентиментальные ценности зачастую становятся наиболее распространенными маркерами малых населенных пунктов, отмечает урбанист.
«В любом городе есть краеведческий музей с каким-нибудь зубом мамонта», — добавляет Петр Иванов. Это, по словам исследователя, в первую очередь объясняется не попытками привлечь интерес со стороны туристов, а потребностью в самоидентичности местных жителей: человеку свойственно верить в то, что его малая родина уникальна, искать и получать подтверждения этому факту. Люди цепляются за исторические сведения и артефакты, доказывающие, что в чем-то они и их место обитания особенные.
Это, по мнению Петра Иванова, один из главных идентификаторов того, насколько экономические и демографические показатели малого города или поселка находятся в упадке. Люди реагируют на спад экономики города и заостряют внимание на сентиментальных ценностях, пытаясь таким образом привлекать больше внимания к своему населенному пункту со стороны туристического сектора. Однако здесь одних сентиментальных ценностей, памяти и верности традициям недостаточно.
В пример спикер приводит город Кимры, со стародавних времен знаменитый своей обувной промышленностью. В советское время обувное производство в городе сохранялось, и сейчас оно по-прежнему пытается выжить. В этом проявляется попытка жителей сохранить за городом особый статус, его идентичность и уникальность. Но чтобы это работало, развивать и перестраивать традиционные производства на современные стандарты и технологии нужно качественно. «По сентиментальным соображениям я купил там ботинки, носил только один раз, так как понял, что они никогда не разносятся», — признался Петр Иванов.
При этом сентиментальные ценности работают на удержание местных жителей. Например, рассказал урбанист, в том же городе Кимры стоит памятник обувщику, от которого некоторые горожане не в восторге из-за его негармоничного внешнего вида. Один из таких местных жителей однажды увидел в семейном архиве фотографию дедушки-обувщика: он сидел точно в такой же позе, что и бронзовая фигура. Это заставило горожанина переосмыслить свое отношение к памятнику, и со временем он проникся к нему симпатией. Благодаря такому проявлению сентиментальных ценностей люди могут полюбить свой город еще больше, уверен Петр Иванов.
Почему жители малых городов не желают уезжать из родных мест
31 мая 202331 мая 2023
517
2 мин
2