Найти тему
IQ Media

Почему жители малых городов не желают уезжать из родных мест

Кимры, фото: Wikimedia Commons
Кимры, фото: Wikimedia Commons

Существование ряда малых городов и поселков в России далеко не всегда объясняется экономической целесообразностью. Многие из них было бы проще закрыть, но жители не спешат покидать родные места. Во многом это явление обусловлено привязанностью людей к знакомым пейзажам, объектам и местным сообществам, считает социолог и урбанист из Бюро исследований «Гражданская инженерия» Петр Иванов.

Сентиментальные ценности зачастую становятся наиболее распространенными маркерами малых населенных пунктов, отмечает урбанист.

«В любом городе есть краеведческий музей с каким-нибудь зубом мамонта», — добавляет Петр Иванов. Это, по словам исследователя, в первую очередь объясняется не попытками привлечь интерес со стороны туристов, а потребностью в самоидентичности местных жителей: человеку свойственно верить в то, что его малая родина уникальна, искать и получать подтверждения этому факту. Люди цепляются за исторические сведения и артефакты, доказывающие, что в чем-то они и их место обитания особенные.

Это, по мнению Петра Иванова, один из главных идентификаторов того, насколько экономические и демографические показатели малого города или поселка находятся в упадке. Люди реагируют на спад экономики города и заостряют внимание на сентиментальных ценностях, пытаясь таким образом привлекать больше внимания к своему населенному пункту со стороны туристического сектора. Однако здесь одних сентиментальных ценностей, памяти и верности традициям недостаточно.

В пример спикер приводит город Кимры, со стародавних времен знаменитый своей обувной промышленностью. В советское время обувное производство в городе сохранялось, и сейчас оно по-прежнему пытается выжить. В этом проявляется попытка жителей сохранить за городом особый статус, его идентичность и уникальность. Но чтобы это работало, развивать и перестраивать традиционные производства на современные стандарты и технологии нужно качественно. «По сентиментальным соображениям я купил там ботинки, носил только один раз, так как понял, что они никогда не разносятся», — признался Петр Иванов.

При этом сентиментальные ценности работают на удержание местных жителей. Например, рассказал урбанист, в том же городе Кимры стоит памятник обувщику, от которого некоторые горожане не в восторге из-за его негармоничного внешнего вида. Один из таких местных жителей однажды увидел в семейном архиве фотографию дедушки-обувщика: он сидел точно в такой же позе, что и бронзовая фигура. Это заставило горожанина переосмыслить свое отношение к памятнику, и со временем он проникся к нему симпатией. Благодаря такому проявлению сентиментальных ценностей люди могут полюбить свой город еще больше, уверен Петр Иванов.

По материалам HSE Daily