Найти тему
Dan Varni

Танк ИС-3. Тяжелые бронекулаки Советского Союза

Как из разработок двух конкурирующих конструкторских бюро получился один танк передовой конструкции

Тяжелый ИС-3 сегодня – один из самых знаменитых советских танков периода Великой Отечественной войны. И это при том, что на саму войну он так и не успел: первая серийная партия была закончена уже после Победы. Зато «тройка» стала одним из самых многочисленных танков-памятников на территории СССР, уступая по распространенности только Т-34-85. Наверное, именно поэтому у ИС-3 в массовом сознании появился «боевой» эпизод биографии. А вот в чем точно можно быть уверенным, так это в том, что первое появление этой тяжелой машины на публике во время сентябрьского Парада Победы в Берлине в 1945 году остудило многие горячие головы среди союзников по антигитлеровской коалиции, уже строивших планы по развязыванию войны с Советским Союзом.

Танк по имени «Победа»

В истории создания большинства советских танков, как правило, упоминается только один конструктор или конструкторское бюро. Руководство СССР всегда стремилось организовать конкуренцию между создателями военной техники, справедливо считая, что социалистическое соревнование подогревает изобретательские умы. Но ИС-3 стал результатом компиляции двух самостоятельных проектов, предложенных разными конструкторскими бюро. Хотя вернее было бы сказать, что это были две части некогда единого бюро – СКБ-2 ленинградского Кировского завода во главе с главным конструктором Жозефом Котиным, прославившегося созданием тяжелого танка КВ.

-2

После того как завод отправился в эвакуацию и разместился в Челябинске, превратившись в Челябинский Кировский завод (ЧКЗ), в марте 1942 года из его состава выделили опытный танковый завод №100, ставший своего рода научно-экспериментальной базой для челябинского «Танкограда». Конструкторским бюро ЧКЗ руководил Николай Духов, а главным конструктором бюро завода №100 стал Афанасий Ермолаев. Именно эти два КБ и выступили соперниками в деле создания нового тяжелого танка, который должен был прийти на смену только-только выходившему в серию ИС-2.

-3

Конструкторское бюро Николая Духова, где ведущим конструктором был Михаил Балжи, первым предложило свой проект нового тяжелого танка под названием «танк К» (то есть «Кировец»), он же «объект 701». Его главным отличием от ИС-2 стала башня конструкции одного из старейших советских танкостроителей Георгия Крученых: низкая, приплюснутая, полусферической формы. Конструкторы «сотки» спроектировали собственный вариант тяжелого танка, отличавшийся прежде всего уникальной конструкцией лобовой части. Сваренная из трех броневых листов, она имела очень сильный наклон, приводивший к рикошету попадавших в нее снарядов. Башню конструкторы «сотки» тоже предложили новой, эллиптической формы.

-4

К концу 1944 года оба проекта оказались на рассмотрении в Наркомате танковой промышленности, и нарком Вячеслав Малышев принял воистину соломоново решение. Новая машина создавалась на базе уже существующего ИС-2, чтобы снизить издержки и потерю времени на освоение совершенно новой конструкции. При этом тяжелый танк, которому присвоили индекс ИС-3 (хотя директор Челябинского Кировского завода очень хотел дать ему имя «Победа»), получал башню конструкции Георгия Крученых, острую лобовую деталь «щучий нос» проекта завода №100 и корытообразное днище, предложенное «Танкоградом». Все это позволяло при габаритах, которые не превышали габариты ИС-2, получить танк с гораздо более мощной броневой защитой. Достаточно сказать, что, например, толщина брони лба башни у «тройки» была в два с половиной раза больше! А там, где преимущество в толщине броневых плит не было столь существенным, все определялось новыми, гораздо более рациональными углами наклона. Вооружена новая машина была уже зарекомендовавшей себя на ИС-2 пушкой калибра 122 мм, спаренным с нею пулеметом ДТ и крупнокалиберным пулеметом ДШК на башне. От не оправдавших себя курсового и тылового пулемета конструкторы отказались.

Неизгладимое впечатление

В итоге получился танк, который, успей он на войну, оказался бы не по зубам самым эффективным немецким противотанковым орудиям и пушкам «Тигров» и «Пантер». Но приказ о выпуске первых десяти машин вышел только 16 декабря 1944 года, первый полностью готовый танк попал на полигон в Кубинку только в конце февраля, а испытания его завершились лишь 11 апреля. Что касается первой серийной партии из 25 машин, то она была закончена в самом конце того же месяца, а принята военной приемкой и того позже – в течение мая, уже после полной капитуляции Германии и окончания боевых действий в Европе.

-5

Танк ИС-3 приняли на вооружение 26 марта 1945 года. Споры о том, участвовал ли ИС-3 в боевых действиях или нет, идут до сих пор. Противники этой точки зрения (а это практически все без исключения специалисты в сфере истории советского танкостроения) аргументируют свою позицию документами. Точнее, их полным отсутствием: до сих пор не найдено никаких документальных свидетельств появления «троек» в воюющих частях, даже в форме войсковых испытаний. А ведь речь идет не о первых днях войны, когда такие документы могли пропасть! Сторонники «боевого прошлого» ИС-3 ссылаются на отдельные мемуары советских танкистов и на собственные воспоминания в стиле «в семидесятых служил на Дальнем Востоке, там все такие танки были с заваренными пробоинами от снарядов и надписями «Смерть Гитлеру!»

И все-таки первое появление ИС-3 на широкой публике состоялось не на полях сражений, а на улицах уже поверженного Берлина. Когда дата проведения Парада Победы в немецкой столице была согласована с союзниками по антигитлеровской коалиции, руководство СССР решило продемонстрировать им свое самое новое оружие – тяжелые танки невиданной формы. Это был своего рода ответ американцам на их демонстрацию наличия атомной бомбы. В обстановке полной секретности в Берлин по железной дороге перебросили 52 новых тяжелых танка. Они вошли в состав созданного на базе 71-го гвардейского полка тяжелых танков 2-й гвардейской танковой армии сводного отряда, которым командовал командир 49-й гвардейской танковой бригады Герой Советского Союза генерал-майор Тихон Абрамов.

Об участии ИС-3 в параде никого не информировали, упоминая лишь о наличии советской танковой колонны. Каково же было удивление американских, британских и французских военных, когда в финале парадного прохождения войск, в котором от них участвовала лишь легкая бронетехника, издалека послышался характерный гул и лязг движения танковой колонны. Попарно новые советские танки совершали эффектный поворот на Шарлоттенбург-шоссе и неторопливо проходили перед трибуной с высокими гостями. Позднее даже появилась легенда о том, как один из офицеров-танкистов, сопровождавших командующего 3-й армией США генерала Джорджа Паттона, вздрогнул, увидев «ИСы», и чуть ли не упал в обморок. Молва передавала даже слова, которыми генералу пришлось приводить в чувство своего подчиненного: «Успокойся, они пока за нас!» А маршал Советского Союза Георгий Жуков после этой демонстрации с удовлетворением докладывал в Москву, что «наши танки ИС-3 произвели неизгладимое впечатление на иностранцев».

Тяжелый долгожитель

Насколько важна была эта демонстрация, говорит такой факт: на родине ИС-3 впервые приняли участие в параде только 1 мая 1946 года, пройдя по Красной площади в Москве. На советских зрителей они произвели не меньшее впечатление. Мощные приземистые машины, сам внешний вид которых говорил о том, что пробить их практически невозможно, неторопливо прокатились по брусчатке и заставили говорить о себе еще несколько дней.

К тому времени, как ни удивительно, новый танк уже начали снимать с производства. Несмотря на свои достоинства, ИС-3 отличался и немалым числом недостатков. В военное время с ними наверняка смирились бы, постепенно, от серии к серии улучшая машины, которые были бы нужны на фронте. Но в условиях мирного времени такой подход не годился, и все «детские болезни», унаследованные от ИС-2, стали причиной отказа от дальнейшего производства «троек». В общей сложности всего за год, с апреля 1945-го по июль 1946-го, в Челябинске собрали 2305 экземпляров ИС-3, которые распределили в первую очередь по западным военным округам и группам войск в Восточной Европе.

Именно там, конкретно в Венгрии, «тройкам» и пришлось единственный раз вступить в боевые действия в составе Советской армии. Случилось это в 1956 году во время подавления антикоммунистического восстания, причем тогда несколько машин оказались потеряны в ходе боев с повстанцами. Они не смогли пробить броню этих танков из противотанковых орудий, но сумели поджечь их бутылками с горючей смесью, в результате чего детонировал боезапас.

Другим эпизодом боевой биографии ИС-3 стало участие в 1967 году в Шестидневной войне на Ближнем Востоке. «Тройки» воевали в составе вооруженных сил Египта, которому Советский Союз поставил около сотни машин. Та война оказалась крайне неудачной для ИС-3, которые существенно уступали американским М-48 Армии обороны Израиля в подвижности и скорострельности, а также возможности вести огонь в движении, а не только с места. Кроме того, египетские экипажи оказались плохо подготовлены и зачастую просто бросали совершенно исправные машины при первой серьезной угрозе собственной жизни. Они даже в бой предпочитали идти с открытыми на этот случай люками, что однажды стало причиной гибели ИС-3, поскольку противнику удалось забросить ручную гранату прямо в башню танка.

Хотя производство ИС-3 и прекратилось в 1946 году, уже выпущенные танки неоднократно модернизировались – их «подтягивали» до уровня современных требований. В итоге официально они были сняты с вооружения только в 1997 году! К тому времени, правда, машины числились только на хранении, в реальной эксплуатации они уже не встречались. А последним на сегодняшний день эпизодом реального боевого применения ИС-3 стал знаменитый случай в Константиновке, где донецким ополченцам удалось завести и снять с постамента «тройку»-памятник, а затем некоторое время использовать танк в боевых действиях по прямому назначению.

-6