В последние время о балах XVIII-XIX веков пишут в таком ключе, что гости на них только и делали, что мучились от жары, сквозняков, дурных запахов и необходимости танцевать "до упаду" в отсутствие желания.
Во многом это современные мифы, сознательно сформированные ради хайпа. Давайте рассмотрим их подробнее:
Миф №1 Ужасная жара или чудовищные сквозняки в танцевальном зале.
Архитекторы классического периода прекрасно понимали, что в помещениях, где предполагается большое скопление людей, может быть очень жарко.
Поэтому в подобных залах (особенно в таких, где предполагалось собирать несколько сотен человек) старались делать сквозной ряд окон на противоположных стенах.
Если конструктивные особенности здания этого не позволяли, то дополнительные окна размещали на торцевых стенах.
Соответственно, когда танцующим становилось жарко, окна на противоположных стенах постепенно открывали, усиливая циркуляцию воздуха, а если становилось холодно, то закрывали.
Конечно, эти меры не могли в полной мере защитить от жары и сквозняков. Но то, что гости томились в танцевальном зале, как в какой-то бочке-душегубке, тоже неверно.
Гостям можно было удалиться в буфет (обычно он находился в смежном помещении), где предлагались охлаждённые напитки. Можно было выйти подышать свежим воздухом во внутренний двор дворца, на балкон или открытую галерею, а потом вернуться в бальный зал.
Даже в наши дни в каком-либо общественном помещении (крупном супермаркете, театре и т.п.) мы можем заметить, что кондиционер в жару или чрезмерно охлаждает воздух, или, наоборот, еле работает. Но мы, как правило, воспринимаем этот факт просто как объективную реальность, а не как трагедию всей жизни.
Миф №2 Дурной запах от гостей, смешиваясь с тяжелой парфюмерией, мог довести до обморока.
Этот миф является продолжением первого и даже кажется вполне логичным. Однако не будем забывать, что приличия требовали от гостей приходить на бал чисто вымытыми, в чистой одежде и в чистом белье. Неряхи и свиньи, конечно, встречались во все времена. Но к таким людям в светском обществе всегда относились с презрением и осуждением.
Если же говорить о естественном запахе пота, который выделялся во время танцев, то с ним действительно боролись с помощью парфюмерии. Тот же Алексей Молчалин в "Горе от ума" Грибоедова говорит: "Помада есть для губ и для других причин".
Но даже у самых открытых и вызывающих женских бальных платьев XVIII-XIX веков всегда были закрыты подмышки. Дамы с повышенной потливостью могли укладывать туда специальные подмышечники из ткани, которые менялись несколько раз за вечер.
Особенно щепетильные дамы и кавалеры могли даже поменять белье во время бала в специальных комнатах.
При этом в аристократической среде использовали духи только с легким и ненавязчивым ароматом. Парфюмерия с резким и сильным запахом вообще считалась вульгарной.
Кроме того, до самого конца XIX века духи были очень нестойкими. Пока компания Герлен не разработала первую революционную серию парфюмерии на синтетической основе.
Поэтому говорить о какой-то какофонии тяжелых ароматов на аристократическом балу исторически неверно.
Миф №3 Все гости были обязаны танцевать даже если не хотели этого и жутко уставали после танцев.
Обязанность непременно танцевать относилась скорее только к девицам на выданье, которые такие образом получали шанс встретить своего суженого. Но и девицы всегда могли отказаться от танца под благовидным предлогом (но, увлекаться отказами им действительно было нельзя).
Все остальные категории танцевали, если хотели. Не хотели - не танцевали. Для не танцующих были накрыты карточные столы, организованы специальные салоны, в которых можно было пообщаться и т.п.
Если отбросить все "желтые" измышления, высосанные из пальца с точки зрения современного комфорта, то атмосферу аристократического танцевального праздника хорошо передает Лев Толстой (кстати, очень не любивший приукрашивать действительность) в описании первого бала Наташи Ростовой.
Сколько волшебства, волнений и восторгов юной девицы перед открывшемся ей взрослым миром! И совсем никакого упоминания о смраде, жаре или сквозняках.