27,5K подписчиков

Правда ли, что на балах XIX века гости мучились от жары, дурных запахов и сквозняков?

1,6K прочитали
Бал в Петербурге, акварель первой половины XIX века.
Бал в Петербурге, акварель первой половины XIX века.

В последние время о балах XVIII-XIX веков пишут в таком ключе, что гости на них только и делали, что мучились от жары, сквозняков, дурных запахов и необходимости танцевать "до упаду" в отсутствие желания.

Во многом это современные мифы, сознательно сформированные ради хайпа. Давайте рассмотрим их подробнее:

Миф №1 Ужасная жара или чудовищные сквозняки в танцевальном зале.

Архитекторы классического периода прекрасно понимали, что в помещениях, где предполагается большое скопление людей, может быть очень жарко.

Поэтому в подобных залах (особенно в таких, где предполагалось собирать несколько сотен человек) старались делать сквозной ряд окон на противоположных стенах.

Если конструктивные особенности здания этого не позволяли, то дополнительные окна размещали на торцевых стенах.

Большой зал в Екатерининском дворце Царского села, архитектор Растрелли, 1750-е годы.
Большой зал в Екатерининском дворце Царского села, архитектор Растрелли, 1750-е годы.

Соответственно, когда танцующим становилось жарко, окна на противоположных стенах постепенно открывали, усиливая циркуляцию воздуха, а если становилось холодно, то закрывали.

Конечно, эти меры не могли в полной мере защитить от жары и сквозняков. Но то, что гости томились в танцевальном зале, как в какой-то бочке-душегубке, тоже неверно.

Гостям можно было удалиться в буфет (обычно он находился в смежном помещении), где предлагались охлаждённые напитки. Можно было выйти подышать свежим воздухом во внутренний двор дворца, на балкон или открытую галерею, а потом вернуться в бальный зал.

Даже в наши дни в каком-либо общественном помещении (крупном супермаркете, театре и т.п.) мы можем заметить, что кондиционер в жару или чрезмерно охлаждает воздух, или, наоборот, еле работает. Но мы, как правило, воспринимаем этот факт просто как объективную реальность, а не как трагедию всей жизни.

Миф №2 Дурной запах от гостей, смешиваясь с тяжелой парфюмерией, мог довести до обморока.

Этот миф является продолжением первого и даже кажется вполне логичным. Однако не будем забывать, что приличия требовали от гостей приходить на бал чисто вымытыми, в чистой одежде и в чистом белье. Неряхи и свиньи, конечно, встречались во все времена. Но к таким людям в светском обществе всегда относились с презрением и осуждением.

В последние время о балах XVIII-XIX веков пишут в таком ключе, что гости на них только и делали, что мучились от жары, сквозняков, дурных запахов и необходимости танцевать "до упаду" в отсутствие...-3

Если же говорить о естественном запахе пота, который выделялся во время танцев, то с ним действительно боролись с помощью парфюмерии. Тот же Алексей Молчалин в "Горе от ума" Грибоедова говорит: "Помада есть для губ и для других причин".

Но даже у самых открытых и вызывающих женских бальных платьев XVIII-XIX веков всегда были закрыты подмышки. Дамы с повышенной потливостью могли укладывать туда специальные подмышечники из ткани, которые менялись несколько раз за вечер.

Особенно щепетильные дамы и кавалеры могли даже поменять белье во время бала в специальных комнатах.

При этом в аристократической среде использовали духи только с легким и ненавязчивым ароматом. Парфюмерия с резким и сильным запахом вообще считалась вульгарной.

Кроме того, до самого конца XIX века духи были очень нестойкими. Пока компания Герлен не разработала первую революционную серию парфюмерии на синтетической основе.

Поэтому говорить о какой-то какофонии тяжелых ароматов на аристократическом балу исторически неверно.

Миф №3 Все гости были обязаны танцевать даже если не хотели этого и жутко уставали после танцев.

Обязанность непременно танцевать относилась скорее только к девицам на выданье, которые такие образом получали шанс встретить своего суженого. Но и девицы всегда могли отказаться от танца под благовидным предлогом (но, увлекаться отказами им действительно было нельзя).

Все остальные категории танцевали, если хотели. Не хотели - не танцевали. Для не танцующих были накрыты карточные столы, организованы специальные салоны, в которых можно было пообщаться и т.п.

Если отбросить все "желтые" измышления, высосанные из пальца с точки зрения современного комфорта, то атмосферу аристократического танцевального праздника хорошо передает Лев Толстой (кстати, очень не любивший приукрашивать действительность) в описании первого бала Наташи Ростовой.

Первый бал Наташи Ростовой, кадр из фильма С. Бондарчука.
Первый бал Наташи Ростовой, кадр из фильма С. Бондарчука.

Сколько волшебства, волнений и восторгов юной девицы перед открывшемся ей взрослым миром! И совсем никакого упоминания о смраде, жаре или сквозняках.