Найти тему

Подпольная и нелегальная

Фото В.А. Осташенкова. Владимирская область. г.Суздаль. Кузница Агапова. Июль 1984 г. Из собрания ГВСМЗ
Фото В.А. Осташенкова. Владимирская область. г.Суздаль. Кузница Агапова. Июль 1984 г. Из собрания ГВСМЗ

Суздаль историками и путешественниками XIX – начала ХХ века воспринимался провинциальным, тихим и захолустным. Таким, в сущности, он и был.

Накануне революции 1917 года в городе не было ни одного большевика. Точнее, может, они и были, но не «просияли», ничем особенным себя не проявили. Приведем документальный пример. Из письма Алексея Дмитриевича Варганова тов. М.П. Иринину: «Читая газеты за 1918 год «Голос Правды» /изд. Суздальского Исполкома/, мне как-то непонятно то обстоятельство, что уже в ноябре 1917 года власть в Суздале была передана в руки Советов, но в июне 1918 года видим в городской управе сидящего в качестве городской головы купца Рюмина и прочих заседателей из купечества. Долго ли они сидели, и как увязывалось это двоевластие?» То есть в 1918 году, при власти Советов, продолжал работу бывший городской голова Обыденнов-Рюмин. Что ж, значит, уважаемый был человек.

А вот в первую революцию жизнь и в нашем захолустье била ключом. На втором этаже Агаповского дома в 1983 году музейные работники поместили экспозицию «Революция 1905–1907 гг. в Суздале и Суздальском уезде».

Для ее создания Наталья Михайловна Курганова работала в архивах Москвы и Государственном архиве Владимирской области. Она встречалась со старожилами, с родственниками революционеров, собирала воспоминания, оформляла в фонды документальный и фотоматериал.

Выставка получилась интересная. К тому же, неслучайно была размещена именно в Агаповском доме. Здесь некоторое время работала подпольная нелегальная типография.

Н.М. Курганова пишет: «Для примитивной типографии необходимо: шрифт, который раскладывается в наборную кассу. Гранка держится в левой руке наборщика, а правой берутся из кассы буквы, и набранный шрифт выставляется на гранку. Гранка – прямоугольная пластина с невысокими бортами с 3-х сторон. Строчка отделяется шпоной. Шрифт связывается шпагатом. На него накладывается лист бумаги и прокатывается валиком с краской, получаем сколько угодно экземпляров».

О суздальских революционерах и типографии –

Продолжение следует

Н.В. Максимова, старший научный сотрудник ГВСМЗ

Понравилась статья? Ставьте лайки, делайте репосты, подписывайтесь на канал Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Ждём ваших комментариев!