Найти тему

Подвиг контрразведчика, или Момент истины Владимира Богомолова

Роман «В августе сорок четвертого» («Момент истины») посвящен деятельности советской контрразведки, по сути же, трех ее представителей, на территории освобожденной Белоруссии, где еще царит хаос, а недобитый враг особенно страшен, потому что совершает теракты, легко укрываясь не только в обширных лесах, окружающих деревни, но и в самих деревнях и городах, оккупированных им еще накануне. Этим людям предстоит за несколько дней отыскать и обезвредить мощную разведгруппу для того, чтобы армия могла без опаски двинуться дальше на запад. Ставка требует немедленного решения, в противном случае планирует войсковую операцию, которая – это точно знают профессионалы! – успеха скорее всего не принесет, ибо разведке успешно может противостоять только контрразведка. Но время не ждет, Сталин требует, враг таится, армия рвется на запад. Меж тем, отношение к особистам едва ли не всех окружающих традиционно прохладное, а им необходимо исполнить свой долг…

Владимир Осипович Богомолов (3 июля 1924 - 30 декабря 2003)
Владимир Осипович Богомолов (3 июля 1924 - 30 декабря 2003)

Владимир Богомолов, автор лучшего документального-приключенческого произведения о Великой Отечественной войне, - фигура в русской литературе, может быть, самая неуловимая, двоящаяся, как и должно представителю разведки. Точных, а вернее однозначных сведений о его биографии найти не удается. У него не одна фамилия, не одно отчество. Интервью его противоречивы. Тексты его не поддаются однозначному толкованию, а их герои, как мальчик Иван из одноименной новеллы, лишь временами выходят из тени, чтобы, несколько раз появившись и заинтриговав читателя, навсегда в ней скрыться. Даже те герои, что наиболее разработаны автором, как аналитик капитан Алехин или боевик старший лейтенант Таманцев из «Момента истины», как бы скрыты отчасти белорусским туманом.

-2

Так, как писал Богомолов, скрываясь за настоящими или подложными (вымышленными) документами, не писал больше никто, даже Юлиан Семенов. Юрий Тынянов, поясняя основной принцип своей работы над историческим романом, говорил: «Я начинаю там, где кончается документ». Так вот, Богомолов, не начинает и там, где документ закачивается. Он его продолжает, придумывает, нередко делая подложный документ более настоящим, чем тот, который только что закончился. Собственно, эти авторские, выдуманные богомоловские документы, может быть, и есть – самое интересное в его творчестве.

А полускрытые в ночной тьме или белорусском тумане герои, принципиально полупроявленные автором – разведчики же и контрразведчики! – тем сильнее будоражат читательское воображение. Именно поэтому, думается, очень кинематографические, по сути, монтажные вещи Богомолова плохо поддаются перенесению на экран.

Исключением является фильм Андрея Тарковского «Иваново детство», снятый по мотивам маленькой ранней повести «Иван». Эта новелла рассказывает историю 12-летнего мальчика, семью которого расстреляли фашисты у него на глазах. Подросток прибивается к воинской части, где и служит разведчиком, успешным и неуловимым уже потому, что себя не жалеет. Это значительно более жесткий вариант истории, ранее рассказанной Валентином Катаевым в повести «Сын полка», и столь же жестокий, как история героя фильма Элема Климова «Иди и смотри». Литература порождает не только литературу, но и кино – в этом можно убедиться, прочитав повесть Катаева и рассказ Богомолова, а затем посмотрев их экранизации и ленту Климова.

Богомолов В. О., Иван. - М.: Речь, 2015. - 104 с.
Богомолов В. О., Иван. - М.: Речь, 2015. - 104 с.

Но вернемся к «Моменту истины». В целом творчество Владимира Богомолова, как уже было сказано, опирается на документ, а то и создает его. А документ не экранизируешь, время в двухчасовом не растянешь и не сожмешь с такой естественностью, как это делает литература, в частности наш автор – такая игра со временем, пожалуй, его главный прием, потому герои-контрразведчики не имеют и не должны иметь отчетливого облика. Отсюда дерзкая и гениальная попытка молодого Андрея Тарковского перенести на экран не рассказ, написанный Богомоловым, а только его сюжет, наполнив фильм «Иваново детство» собственным содержанием. И, стало быть, заново создать героя.

Художник: Пчелко Игорь Иванович
Художник: Пчелко Игорь Иванович

Отсюда же и неудача обеих экранизаций «Момента истины». Одна, советская, вообще не состоялась, вторая, постсоветская, разочаровала, несмотря на то, что в главных ролях были заняты лучшие актерские силы нашего времени. Только что появился новый, пятисерийный фильм по этому роману. Возможно, более удачный. Если это так, посмотрев, выскажусь.

Экранизация же «Ивана», осуществленная молодым Андреем Тарковским в фильме «Иваново детство», если не воспринимать картину именно как экранизацию, а смотреть как философское высказывание гениального лирика, - да, именно лирический шедевр, коим повесть, однако, отнюдь не является, да и вообще никакой лирикой не грешит. Да ведь оно и так: до лирики ли СМЕРШевцам в сорок четвертом году!..

Богомолов В. О., Момент истины. В августе сорок четвертого…. - М.: Речь, 2018. - 592 с.
Богомолов В. О., Момент истины. В августе сорок четвертого…. - М.: Речь, 2018. - 592 с.


О чем еще важно сказать? О том, что действие всех основных вещей Богомолова, очень жестких и лишенных какой-либо сентиментальности, происходит в конце войны и напоминает нам, что никакого облегчения людям не было все эти страшные четыре года. Выбили из Белоруссии явного врага, остался тайный, может быть, еще более страшный и жестокий. И так – до конца, до мая сорок пятого, да ведь и после капитуляции нацистов тоже. Мировые войны не заканчиваются в одночасье. А может, не заканчиваются никогда. Думаю, об этом и говорит нам профессионально знающий работу спецслужб Владимир Богомолов.

Остается добавить, что кроме названных вещей Владимир Богомолов оставил читателям еще несколько сильных рассказов и незавершенный эпический роман «Жизнь моя, иль ты приснилась мне…», о котором, надеюсь впоследствии рассказать.

Иллюстративный материал заимствован  из  общедоступных сетевых ресурсов, не содержащих  указаний на ограничение для их заимствования.