Адская пасть Мохаве (Сточные воды)/ The Outwaters (2022)
Режиссер: Робби Джо Бэнфитч
В ролях: Робби Джо Бэнфитч, Анджела Басолис, Скотт Шамелл, Мишель Мэй, Лесли Энн Бэнфитч
Рейтинг: Кинопоиск - 4.6 /Imdb - 4.1
С возвращением в пустынный подвальчик кишковых ужасов Скара, дорогие любители сверхсекретных правительственных объектов и дешевых психотропов!
Есть фильмы, которые на много лет опережают свое время, и еще долго остаются непонятыми и непринятыми широкой публикой и маститыми кинокритиками, пока в дальнейшем не становятся культовыми. Есть другие, которые, напротив, "опоздали", неся в себе устаревшие идеи и набившие оскомину приемы, удачно смотревшиеся бы на экранах лет эдак десяток назад. А бывают такие фильмы, которые появляются на свет именно в то время и в том жанровом бэкграунде, когда и где больше всего нужны, и становятся вехой. Именно такой лентой в конце застойных девяностых стала "Ведьма из Блэр" двух студентов киношколы Университета Центральной Флориды Дэниела Мирика и Эдуардо Санчеса. Загоревшись идеей снять по-настоящему СТРАШНЫЙ хоррор, который пробирал бы до мурашек даже актеров и съёмочную группу, сделав процесс и условия сьемки максимально реалистичными, и поставив на полное погружение и революционную по тем временам иммерсивную рекламную кампанию, приятели добились поистине ошеломляющих результатов. "Ведьма из Блэр" до сих пор считается одним из самых страшных фильмов всех времен, регулярно попадает на верхние строчки престижнейших жанровых топов и породила целый поджанр "найденных пленок", переживающий в последние годы настоящий ренессанс. Хотя "возрождение" это весьма условное - мокьюментари-формат привлекает киноделов в основном своей дешевизной, а вот про оригинальные идеи и глубокую атмосферу вспоминают в последнюю очередь. Что, разумеется, самым плачевным образом сказывается на качестве.
Тем отраднее, что герои сегодняшнего обзора решили если не превзойти недосягаемую "Ведьму" 99-ого, то хотя бы максимально близко к ней подобраться, переизобретая "найденные пленки" для современного зрителя, и ориентируясь на идеалы и приемы, вдохновлявшие когда-то их предшественников Мирка и Санчеса. Спойлер - получилось весьма спорно и шероховато. Но за неподдельный энтузиазм и очевидный талант, невооруженным глазом видимые в работе молодого режиссера-дебютанта
Робби Джо Бэнфитча, попытку однозначно стоит считать засчитанной.
Завязка максимально проста и скупа на детали - небольшая компания великовозрастных хипстеров в количестве четырех человек направляется в ту самую пустыню Мохаве (которую авторы благоразумно не указывали в оригинальной версии названия), чтобы снять музыкальный клип для начинающей инди-поп певицы. Основной акцент делается на видеооператоре по имени Роб (режиссер собственной персоной), от лица которого мы и будем наблюдать за всей происходящей в дальнейшем чертовщиной. Компанию ему составляют младший брат Скотт, а также та самая юная певица по имени Мишель и ее стилистка Андж. В довольно длительной и крайне несодержательной интродукции ребята валяют дурака, накуриваются, собирают вещи и последовательно добираются, сначала самолетом, а потом на автомобиле, до выбранного места. Там они разбивают палаточный лагерь, снова валяют дурака и любуются пустыней - словом, делают все, что угодно, кроме того, зачем приехали. Продолжается этот хиппарский чилл-аут ровно до тех пор, пока вся компашка не начинает слышать странные звуки и вибрации, и видеть неприятные вещи наподобие шуршащего между камней змеевидного нечта или одиноко стоящего посреди пустыни топора, который непонятно откуда там взялся. Точкой невозврата становится ночь, когда реальность окончательно сходит с ума, а за пределами палатки начинается возня, стремительно перерастающая в затяжной адский кошмар и безумное кровавое месиво, в котором ни дезориентированный Робби, ни не менее шокированный зритель не знают наверняка, что происходит и когда это закончится. Очевидно только одно - назад пути нет, и впереди ждет только чистый ужас и выбеленная до корки бесконечная проклятая пустыня...
Главная проблема "Адской пасти Мохаве" - неоправданно растянутый хронометраж. Мало того, что два часа - это для фаундфутаж -хоррора по умолчанию перебор (даже гипернасыщенный событиями "Париж: Город Мертвых" уложился в полтора), так еще и ровно половина может быть смело вырезана или перемотана без каких-либо существенных последствий для восприятия картины. Видно, что Робби Джо Бэнфитч вдохновлялся прежде всего именно оригинальной "Ведьмой из Блэр", и попытался воспроизвести ее формулу вплоть до хрестоматийного раскрытия стартового отряда персонажей и их взаимоотношений во вступительной части фильма. Но если в "Ведьме" это действительно работало на погружение, в основном из-за искренности актеров и правильного выбора сцен, то в "The Outwaters" банально не на что смотреть. Персонажи никак не раскрываются, и большую часть времени не делают ровным счетом ничего примечательного. Один за другим мы видим нарочито корявые кадры с курением травки, или копанием в холодильнике, или с закатыванием глаз - и всё это, в основном, в полной тишине или на фоне вопиюще пустой болтовни. Как следствие - эмпатии к героям ноль. Из-за этого многие могут бросить просмотр, даже не дойдя до середины. И очень зря.
Потому что с первого же инцидента в пустыне фильм хватает зрителя за грудки, и не отпускает до самого конца, тряся как бармен шейкер. У режиссера очень правильный подход к воссозданию атмосферы настоящего сверхъестественного ужаса малыми средствами - на зрителя буквально обрушивается лавина визуальных образов и звуковых эффектов, которыми фильм ковыряется в воображении смотрящего, как маньяк в плоти жертвы мясным крюком для разделки туши. Героев на экране почти одномоментно выхватывают из состояния унылого дуракаваляния, и без предупреждения погружают в самые пучины ада. Ненадежный свет фонарика выдергивает из кричащей тьмы то ноги владельца того самого найденного в пустыне топора, то окровавленные полуголые тела окружающих друзей, то танцующее в макабрической пляске звездное небо, разрываемое дальними всполохами и постоянно меняющее свой лик. А под конец и вовсе наступает всепоглощающее безумие и потеря нашим героем с камерой ориентации в пространстве, времени и даже утрата собственной идентичности, а кадр ныряет то в загадочную узкую трубу а-ля "Раны" Бабака Анвари, то высвечивает непонятно откуда взявшиеся интерьеры родительского дома братьев, а затем безжалостно прокручивает цикл по кругу, возвращая в проклятую бесконечную пустыню с блестящими в полуденном солнце кишками и внутренностями - своими и друзей. Визионерская часть фильма сияет всем спектром черной радуги, и галопом пробегается по большей части приемов и примет экстремального жанрового багажа - от лавкрафтианы до сплаттерпанка и пыточного трэша. "Адская пасть" почти физически вываливает на зрителя ведро отчаяния, животного страха и безысходности. При этом режиссер оставляет огромное пространство для смысловых спекуляций и интерпретаций происходящего - от наркотического отравления главных героев или вспышки безумия Робби до НЛО, временных червоточин и секретных правительственных экспериментов (не даром на это есть жирные намеки в финальных кадрах фильма, как и в обеих вариантах названия - в Мохаве на самом деле располагаются биологическая станция и испытательный полигон ВМФ США).
Как итог, "The Outwaters", несмотря на все недостатки и куцее вступление, способен подарить чуткому и внимательному зрителю уникальный и ни с чем не сравнимый аудиовизуальный опыт. Это именно киноэкспириенс, ярко и смело выделяющийся на фоне большинства представителей поджанра "найденных пленок", и подкупающий своей экспрессией и изобретательностью. И один из самых выдающихся жанровых "авторских" дебютов за последние пару лет. Пусть он и проигрывает тому же "Скинамаринк" в плане целостности, и кому-то обязательно покажется просто тошнотворным калейдоскопом несвязных кадров, но я по просмотру твердо уверен, что у Робби Джо Бэнфитча и компании большое и "темное" будущее, как у молодых и перспективных хоррормейкеров. Ведь "хоррор" - это прежде всего про страх. А в "Cточных водах" его столько, что можно утонуть даже в пустыне ...
ВЕРДИКТ:
Общая оценка по моей крип-шкале - 7 скаров из 10
.................................................................................................................................................................Подписывайтесь, ставьте лайки, делитесь ссылкой с друзьями!
Ваша поддержка крайне важна для развития канала!