Лёгкий фронтовой истребитель МиГ-29 не нуждается в представлении. Это боевая машина символизирует целую эпоху в советском авиастроении. Более того, он стал настоящим символом в мировой авиации и даже в настоящее время продолжает присутствовать в мировом кинематографе, литературе и продуктах IT-индустрии. В своё время этот самолёт был назначен главным воздушным соперником для боевой авиации коллективного Запада в случае очередного гипотетического глобального конфликта.
Машина создавалась с учётом тех требований, что она с лёгкостью выйдет победителем из воздушной схватки с уже существовавшим на тот момент американским лёгкими истребителем F-16. Кроме того, советский самолёт должен был уметь вести на равных воздушный бой с находившимся на стадии разработки тяжёлым истребителем F-15 Eagle от компании McDonnell. При этом ставка делалась на ближний манёвренный воздушный бой. Недаром в НАТО советский истребитель получил обозначение Folcrum – "точка опоры" или "центр вращения". Именно за способность буквально крутиться вокруг собственного хвоста. Ни один западный самолёт того времени не обладал такими возможностями.
Свой первый полёт советская машина совершила позже, чем вероятные воздушные соперники, в 1977 году. Речь о прототипе. Серийное производство истребителя было налажено в 1982 году. Фактически легендарный советский истребитель МиГ-29 отметил своё 40-летие (в 2022 году, с момента начала производства). За все годы было выпущено более 1600 самолётов данного типа в различных модификациях. Производство "двадцатьдевятых" для иностранных заказчиков продолжается и в настоящее время. Кроме ВКС и МА ВМФ России операторами самолётов данного типа продолжают оставаться армии двух с половиной десятков стран.
Как уже было отмечено, МиГ-29 изначально создавался для того, чтобы не оставить в воздушном бою никаких шансов американским истребителям F-16 и F-16. После объединения двух Германий в составе немецких люфтваффе оказалось некоторое количество МиГ-29. Поскольку ФРГ является страной НАТО, зарубежные "партнёры" сразу же воспользовались возможностью для всестороннего изучения характеристик советского истребителя, в том числе и в ходе учебных воздушных боёв. Результаты оказались очень удручающими для западных воздушных асов, летавших на американских машинах. Советский самолёт доказал своё превосходство над "одноклассниками" (F-16 и F-18). А на коротких дистанциях он превзошёл даже более тяжёлый F-15. Совокупность манёвренности, нашлемной системы целеуказания и ракет Р-73, имевшихся на МиГ-29 не оставляли шансов западным пилотам в учебных боях. Для своего времени советский МиГ-29 оказался непревзойдённым самолётом.
Но самое любопытное в том, что некоторые зарубежные эксперты ставят под сомнение характеристики отечественной машины. В частности, в американском издании 19FortyFive как-то появилась соответствующая публикация, автором которой является Кристиан Орр – бывший офицер ВВС США.
Заокеанский специалист утверждает, что все заявленные возможности МиГ-29 оказались таковыми лишь на бумаге. Считалось, что советская машина должна быть равной в воздушном бою американским McDonnell-Douglas F-15 и F-16 Fighting Falcon, только ни в небе Ирака в 1991 году, ни спустя восемь лет в небе Сербии МиГ-и не смогли продемонстрировать свои возможности. В качестве аргумента приводятся потери иракских и сербских лётчиков (пять и шесть машин соответственно). При этом в обеих кампаниях лётчики коалиции не потеряли в боях с "двадцатьдевятыми" ни одного самолёта. Это версия американской стороны.
Утверждается, что иракская сторона заявила одну воздушную победу, записанную на счёт МиГ-29. Сбитым оказался истребитель-бомбардировщик Tornado Королевских ВВС Великобритании. Однако на Западе принято считать что британский самолёт был уничтожен иракскими средствами ПВО.
Что касается потерь сербских ВВС, то один МиГ-29 был потерян в результате дружественного огня, один был сбит истребителем F-16 ВВС США, один на счету аналогичного самолёта Королевских ВВС Нидерландов (RNLAF), ещё три воздушных победы принадлежат американским лётчикам, пилотировавших тяжёлые F-15.
Довольно спорные аргументы у американской стороны. Во-первых, как уже говорилось в учебных воздушных боях лётчики бундесвера на МиГ-29, прекрасно знающие своим машины, "под орех" разделывали американских коллег. Во-вторых, весь мир прекрасно осведомлён какими силами иракские и сербские лётчики противостояли авиации коалиции. При заведомо тотальном господстве противника в воздухе можно проиграть и на МиГ-29. В-третьих, если советский истребитель так плох, то почему столько стран мира продолжают его эксплуатировать? Та же Польша с радостью приобрела бывшие немецкие МиГи. Правда, нельзя исключать, что свою роль сыграл тот факт, что истребители были переданы официальной Варшаве за символическую плату в 1 евро за самолёт.
На самом деле, для своего времени МиГ-29 оказался отличным самолётом с большим модернизационным потенциалом. При этом никто не отрицает, что он не идёт ни в какое сравнение с тяжёлыми Су-30СМ и Су-35, но ведь и машины из совершенно разных категорий.
Не забудьте поставить лайк и подписаться на канал!