Чем были бы Led Zeppelin без Джона Бонэма? На этот вопрос ответил Роберт Плант: «Джон всегда считал, что его значимость минимальна, но если вы уберете его из любой из наших песен, она потеряет свою силу. Джон и сам не знал, насколько он важен».
31 мая исполнилось 75 лет со дня рождения Джона Бонэма. Сидя за своей гигантской установкой, он управлял энергиями «Свинцового дирижабля». Мог вызвать гром и молнию или поднять на уши стадион, но также использовал джазовую технику и мог держать грув, как никакой другой рок-барабанщик на планете.
«Good Times Bad Times» (1969)
Джон Бонэм продемонстрировал свои таланты уже в первой песне первого альбома Led Zeppelin. Начав с драматического двухтактного гамбита, он на протяжении всего трека использует феерическую технику, которая заставит попотеть любого.
Оцените почти сверхъестественный уровень техники, когда Бонэм выдаёт шестнадцатые триоли на бас-барабане! Это такие мелкие ноты, которые другие барабанщики того времени (например, ударник Vanilla Fudge Кармайн Эппис) извлекали двумя ногами из двух бочек. Джону Бонэму хватило одной бочки — и натренированной правой ноги.
«Moby Dick» (1969)
Слушать солирование барабанщика способен не каждый... Как правило, уже через 15 секунд барабанного соло большинство музыкантов, да и и меломанов бегут куда подальше. Однако есть исключения. Среди них — «Moby Dick», звёздный час Джона Бонэма, четыре минуты ритмической гениальности, точности и энергии. На концертах «Моби Дик» иногда растягивалась до 30 минут, Бонэм молотил по своей установке голыми руками до кровавых волдырей.
«When the Levee Breaks» (1971)
По степени влияния на другие жанры и стили барабанная партия «Когда прорывается дамба» не имеет себе равных. Не самый сложный, но плотный забой был исполнен в коридоре поместья Хедли-Грейндж, записан через хитрую систему микрофонов, развешенных в лестничном пролёте, и пропущен через компрессоры и фильтры.
В виде сэмпла этот гипнотический бит можно услышать в треках Beastie Boys, Майка Олдфилда, Эминема, Massive Attack и бесчисленного количества рэперов. В оригинале он звучит в течение семи минут, которые могут растянуться на целую вечность.
«Rock And Roll» (1971)
«Рок-н-ролл» произошел из джема с «шестым» участником «Роллинг Стоунз» — пианистом Йеном Стюартом, во время ранних сессий для четвёртого альбома Led Zeppelin. Бонэм придумал шипящее, тяжёлое вступление на тарелках, и его чувство ритма безупречно вплоть до короткого завершающего соло.
Ещё одна деталь. У Led Zeppelin барабаны — чаще всего практически соло-инструмент. И всё же Бонэм никогда не перебивает песню сверх меры, сохраняя за своими партиями функцию крепкого каркаса.
«Immigrant Song» (1972)
Хотя «Immigrant Song» построена вокруг великолепных гитарных риффов Джимми Пейджа, её движок и генератор энергии — искусная игра Бонэма. Действительно, молот богов! Студийная версия превосходна, но на живом дубле, записанном в 1972 году, Джон Бонэм — просто зверь! С каждым ударом по малому барабану песня уносится вперёд, словно ураган.
«D'yer Mak'er» (1973)
Сами Led Zeppelin скептически относились к этой беззаботной стилизации под регги. Тем не менее, Джон Бонэм звучит здесь совершенно непередаваемо. Собственно, трек стартует с прохода по малому барабану и томам, задавая песне нужное настроение и ритм. За свои усилия Бонзо удостоился упоминания в числе авторов.
«The Ocean» (1973)
«The Ocean» начинается с отчёта Бонэма: «We've done four all ready and now we're steady». И переходит в фанковый бит, в котором хватает пространства и для риффа, и для соло Джимми Пейджа. Идеально поставленные удары по малому барабану звучат подобно выстрелам из винтовки. Переключения между размерами задают песне нервную непредсказуемость. А а последнюю минуту Бонэм дает себе волю и уходит в отрыв.
«Achilles Last Stand» (1976)
Эпическая «открывашка» альбома «Presence» — одна из самых сложных композиций Led Zeppelin, которая длится более десяти минут. Джон Бонэм превосходит себя, демонстрируя необузданную силу, приправляя боевой клич молниеносными и оглушительно громкими сбивками. Дэйв Грол как-то сказал, что в «Последней битве Ахиллеса» есть партии, которые попросту невозможно сыграть.
«Fool in the Rain» (1978)
Может показаться, что Бонэм играл сплошное рубилово и месил барабаны в пюре. На самом деле он был универсальным барабанщиком, который ценил оркестровый свинг и мог звучат легко и непринуждённо. Что и демонстрирует «Fool In The Rain». Синкопированный ритм и точные акценты хай-хэта выделяют песню с самого начала, но с 2 минут 25 секунд и вовсе начинается перкуссионная фиеста с латиноамериканским оттенком.
«Bonzo's Montreux» (1982)
Джон Бонэм давно вынашивал планы драматической сольной пьесы, в которой использовались бы различные ударные инструменты. В 1976 году он реализовал свой замысел в студии в швейцарском в Монтрё, сыграв композицию с использованием бас-барабана, малого барабана, литавр и конги. Результат эксперимента вышел в свет только через два года после смерти Бонзо — в альбоме «Coda» 1982 года.
Спасибо, что дочитали и дослушали!