Несколько лет назад Эйфелева башня в Париже была признана самым ценным памятником Европы. Достопримечательность, построенная в 1889 году, оказалась почти в четыре раза дороже римского Колизея, лондонского Тауэра и знаменитого Стоунхенджа. Ежегодно она привлекает порядка восьми миллионов туристов и приносит в казну Франции примерно 101,7 миллионов евро.
Особенности строения знаменитой парижской конструкции детально разбираются в архитектурных вузах, упоминаются в многочисленных интернет-источниках, однако материалу, из которого она была изготовлена, уделяется весьма ограниченное внимание. Хотя именно ему символ Франции обязан своим долгим существованием. Когда проект 300-метровой железной башни Гюстава Эйфеля для Всемирной выставки в Париже был одобрен властями города, инженер задумался над выбором металла, из которого будут создаваться восемнадцать тысяч металлических деталей. Частично выбор пал и на уральский металл, который к тому моменту уже славился своим качеством во всей Европе.
Его история началась в начале XVIII века, когда на горе Высокой на западной окраине Нижнего Тагила обнаружили месторождение минерала магнетита. В скором времени братья Демидовы запустили здесь медеплавильный завод, который начал производить чугун. Руда, хранящаяся в горе, была с большим содержанием железа, которое доходило до 70%. Спустя почти столетие завод начал специализироваться на выделке дорогостоящего элитного листового кровельного металла. Один из мастеров, Федор Шептаев, разработал способ проката листового железа, которое использовалось в производстве последующие сто лет, вплоть до середины XX века. Новинка получила даже специальное название - «староуральское с подмусориванием».
Технология предполагала, что полосы железа нагревались и прокатывались до толщины в несколько миллиметров. Затем их разрезали на пласты, которые пропускали через валки прокатной машины более десяти раз. Листы постоянно пересыпали угольным мусором, вновь нагревали и прокатывали, добиваясь толщины в 0,5 миллиметров. Тагильское листовое железо отличалось от продукции других заводов матовой поверхностью благородного оттенка. Ее добивались за счет угольной крошки. На рынке в тот момент существовал металл лишь с глянцевым покрытием.
Высокое качество и уникальный внешний вид позволяли продавать уральский металл в два раза дороже, чем у конкурентов при условии высокого спроса. В подтверждение этому на каждое изделие наносилось специальное клеймо «Старый соболь», которое даже пытались подделывать европейские заводы. Рынок сбыта помимо России был направлен на Великобританию и Францию.
Эйфелева башня, столь не полюбившуюся изначально парижанам, планировали демонтировать через двадцать лет после установки, однако она продолжает существовать уже более века. Такой выдержке французская «железная дама» обязана в какой-то мере и качеству уральского металла.
Подписывайтесь на наш канал в Дзене, Вконтакте, ставьте👍, читайте блог о минералах. Будет интересно!