Темная Башня. Два слова, известные всем поклонникам Стивена Кинга, а также любителям постапокалипсиса и темного фентези. 22 года ожидания в режиме реального времени. 7 основных книг цикла, выход каждой из которых был настоящим событием, новым витком путешествия, после которого вопросов оставалось всё больше. Главный - дойдет ли Роланд до своей Башни, а если дойдет - попадёт ли внутрь (и мы вместе с ним)? Финальная книга, названная просто и лаконично - «Темная Башня», на него отвечает. Но как?.. Об этом ниже.
Перед тем, как перейти непосредственно к 7-й книге, дам краткий обзор моего собственного пути к Темной Башне.
В начале 2022 года я прочитала «Стрелка», и книга произвела на меня двоякое впечатление. Достаточно сильное, чтобы захотеть прочесть все остальные произведения цикла, но и достаточно сложное, чтобы сразу же браться за «Извлечение троих».
Отдыхала от мира Роланда я около года - вернулась к повествованию в феврале 2023 и с тех пор уже читала одну книгу за другой, практически не прерываясь.
После «Колдуна и кристалла» я, следуя совету подписчиков, прочитала две повести, написанные Кингом уже после окончания цикла - «Ветер сквозь замочную скважину» и «Смиренные сестры Элурии», и лишь потом приступила к «Волкам Кальи».
Все мои обзоры на упомянутые книги цикла о Темной Башне можно найти в соответствующей подборке.
Как видите, я не из той категории читателей, которые 22 года жили в режиме ожидания продолжения и окончания цикла. С одной стороны, это хорошо, с другой - не очень. Хорошо, что есть возможность прочитать все книги подряд. Плохо, что при чтении одной за другой слишком уж виден сюжетный (и/или авторский) регресс (начиная с «Волков Кальи»).
Далее еще одно отступление: не могу не предупредить о спойлерах. Полагаю, что те, кто знаком с «Темной Башней», их не испугаются, а кто не знаком - вряд ли начнет читать эту сагу с последнего тома :) Но, все же - осторожно, спойлеры.
Итак, финальная книга цикла о Темной Башне начинается с того, на чем закончилась предыдущая часть, «Песнь Сюзанны». Родился Мордред, дитя-монстр, первым делом сожравший мать (или одну из своих матерей), надежда Алого Короля и всех его слуг, ибо в нем погибель Роланда (по их мнению). Джейк и отец Каллагэн бьются с вампирами, Роланд и Эдди прорываются к Сюзанне. Ка-тет отчаянно стремится вырваться из лап врагов и воссоединиться, чтобы продолжить путь к Той Самой Башне. В которой, говорят, засел Алый Король. Башню надо спасти - как и розу. Лучей, удерживающих ее, всё меньше - Разрушители из Тандерклепа свое дело знают. А еще в одной из версий Америки в 1999 году погиб писатель Стивен Кинг, без которого вообще всё обречено. Но так как есть только один правильный мир, главное - спасти писателя в нем, и это тоже задача наших героев (а как иначе). Но главное и основное, что должно произойти в последней книге цикла - Роланд все-таки доберется до своей Башни. Возможно, даже в нее войдет.
Разбирать финал такой саги по косточкам и словечкам - задача непростая. Поэтому я пойду примерно тем же путем, которым двигалась в обзоре на «Волков Кальи». Тезисно перечислю, что мне понравилось в книге, а что нет.
Итак, в «Темной Башне» (книге) мне понравилось:
- Динамика начала финальной книги - на высоте. Крошилово, мочилово - забористый старт.
- Очень крутая сцена с отцом Каллагэном (завершение его арки). Мощнейше. Меня пробило. И я в очередной раз подумала: как же круто, что этот персонаж присоединился к ка-тету Роланда, придя из мультивселенной Кинга. Потому что его наличие в последних трех книгах - сильное преимущество.
- Дандело. Это старый добрый Кинг. Тот, стиль которого мы все так любим до 19-99. Тот, от которого страшно, но затягивает так, что шансов выпутаться нет. И ощущение от арки с этим персонажем особенно сильное, потому что его появлению предшествовала не такая интересная и яркая часть повествования.
- Тэд Бротиген (Бротиган - в зависимости от перевода). Еще один персонаж из мультивселенной Кинга, который появился в сюжете Темной Башни. По мне, от этого книга очень выиграла.
- Раскрытие линии Разрушителей и Тандерклепа. Полное. Атмосфера этого места, его жители, что с ними происходит - мне было интересно, увлекательно об этом читать.
- Финальная развязка всего цикла. То, что на самом деле было внутри Башни, такая трактовка пророчества "смерть, но не твоя, стрелок" - мне это откликнулось. Знаю, что многие предпочли бы, остановись Кинг без детализации, что же ждало Роланда за дверью, предоставив додумать читателям, но я хотела знать - и я узнала. Если бы мы так и остановились на моменте, где нога Роланда вступает на порог Башни, я бы рвала и метала в духе: "Какого черта?! Столько книг пути к этой Башне - и я так и не узнала, что в ней?! Просто потому что Кинг так и не придумал, а я теперь - гадай и "наслаждайся" открытым финалом?!"
Как видите, понравилось немало. Но теперь пришло время обозначить то, что не понравилось.
- Финал Эдди. Все начальные книги нам красной нитью давали мысль: Эдди Дин очень похож на лучшего друга Роланда - Катберта. И с Катбертом кое-что пошло не так: он явно пошел против Роланда. С Эдди всё шло к тому, что будет так же, и я ждала мощный поворот в эту сторону, конфликт, драматическую развязку сюжетной линии - но нет.
- Роланд-мессия, Роланд-спаситель. В финальной книге прямым текстом говорится, что Роланд спасает мир. Изначально, как по мне, это вовсе не герой с благими целями. Это герой, живущий одной, но пламенной страстью - у него идея-фикс добраться до Башни. И ради выполнения этой личной, абсолютно эгоистичной цели он любого пустит в расход, даже тех, кого любит. Джейка (первая книга), Сюзан (четвертая книга) - кого угодно. А тут он оказывается практически благородным героем, который движим высшей, очень и очень благой целью.
- Финал Джейка - не понравился тоже, категорически, и это прямое следствие предыдущего пункта. Ожидалось безапелляционное, категоричное, жестокое, в духе "старого" Роланда развитие этой линии, но получилась сентиментальная мелодрама, которая не произвела абсолютно никакого впечатления, кроме разочарования.
- "И жили они долго и счастливо в альтернативном мире: он, она и его младший брат Джейк" - не понравилось тоже. По тем же причинам (сентиментальный ванильный хэппи-энд из американского фильма совсем другого жанра).
- Психотерапевтическая сессия писателя Стивена Кинга с самобичеванием, прощением и вторым шансом. Как она мне сразу не нравилась в предыдущих книгах, так и до самого финала не нравилась.
- Главное разочарование книги - Мордред. С этим персонажем не так абсолютно всё от начала и до конца. И то, что он оказался сыном Роланда - бог с ним, приняли, простили, но его прочили погибелью Роланда, единственным равным врагом, врагом по воле Судьбы, а он - что? Даже не самая большая проблема на пути в 7-й книге. Его просто взяли и победили, без каких-либо затрат, саспенса и драмы. Он даже особых проблем Роланду не доставил - а вот упомянутый мной выше Данделло нашего несокрушимого стрелка практически убил. Ну и стоило ли тогда с этим ребенком так носиться, спрашивается?..
- Линия с художником и победой над Алым Королем. То, что все сведется к тому, что Короля надо просто нарисовать и стереть, было ясно сразу, но жевалось и подливалось воды до этого решения и действия столько, что сил уже не было. Да, и то, что сам Король, который по прошлым книгам подразумевался, как самое злостное зло сюжета, окажется просто каким-то безумным присутствием, но вовсе не реальной силой - не понравилось. Ждала большего.
- Флэгг в 7-й книге. То, что он внезапно, как оказалось, любил мать Роланда - и убить Роланда хочет в том числе и за то, что тот убил женщину, которую он любил. Любил. Ага. После этого внезапного сериально-сентиментального поворота я очень обрадовалась, когда Флэгга съел Мордред. Хоть какая-то польза от этого персонажа)
- Слабость атмосферы финального этапа пути. Непосредственно перед Башней. Такое чувство, что Кинг уже очень устал. Все предыдущие книги мы видели: чем ближе к Башне, чем дальше от привычных миров, тем все страшнее, сюрреалистичнее, апокалиптичнее. Хотелось этого. Мороза по коже. Легких, переполненных пылью. Брошенных дорог. Обломков эпох и времен. И хлебнуть так, чтобы уже сам факт, вступишь в Башню с Роландом или нет, был вторичен. Увы, с этим не получилось. Спасибо огромное за Дандело, не было бы его на пути к Башне - совсем было бы печально.
В общем, что я могу сказать напоследок? Для меня первые 3 книги о Темной Башне - абсолютно гениальны, а «Извлечение троих» - лучшая из них. Также мне, вопреки многим поклонникам Кинга, очень нравится «Колдун и Кристалл» - возможно, потому что я девочка. Но, скорее всего, потому что мне зашел этот прыжок в совсем другой жанр - темное, неспешное фентези с историческим уклоном, такое феодальное. Мне эта книга напомнила некоторые книги из вселенной Конана, которые я вовсю читала в детстве - поэтому понравилось. «Волки Кальи» понравились меньше, но все-таки понравились, «Песнь Сюзанны» совсем нет, а финал, собственно, «Темная Башня», по ощущениям, лучше Песни, но точно не лучше Волков (а местами и хуже). Да, и оба флешбэка, написанных значительно позже, хороши. Особенно «Ветер сквозь замочную скважину».
Читать или не читать? Тут сложно что-либо сказать. Видите ли, первые три книги настолько прекрасны, что потом уже не дочитать не получится - вы, скорее всего, проникнетесь историей Башни и ка-тета Роланда Дискейна, как и я. Но дальнейшие книги могут и разочаровывать, и огорчать, и несоответствовать ожиданиям. У меня даже были этапы, которые характеризуются фразой "мышки плакали, кололись, но продолжали жрать поедать кактус".
Жалею ли я о прочтении всех книг? Боже, конечно, нет.
Мне жаль, что Кингу не удалось завершить мощный, почти гениальный цикл (по изначальной задумке, во всяком случае) на том же уровне, на котором он начал. Но я получила огромное удовольствие, пройдя этот путь, и что уж говорить - до Темной Башни я вообще не была поклонницей Кинга (что очень четко прописано в обзоре на "Стрелка"). Но путь Роланда и его ка-тета меня преобразил. Я полюбила цикл о Темной Башне, полюбила Кинга, хочу и буду читать другие его романы. А значит, как минимум это того стоило.
Я знаю многих людей, которые "сдохли" либо на Колдуне, либо на Волках, либо даже на Сюзанне и до финала добрались только в чтении отзывов других/пересказе сюжета. Что ж, я очень рада, что прошла этот путь сама. Потому что в каждой, даже самой неудачной книге цикла, было и то, что получилось очень хорошо - дало эмоции, откликнулось, осталось в памяти. Темная Башня - сильный и важный читательский опыт.
Даже так: будь у меня возможность вернуться в прошлое, чтобы сделать выбор, читать или нет, зная, что между ранними и поздними книгами такой контраст, я бы все равно сделала однозначный выбор: читать.
Спасибо, мистер Кинг.
Все остальные обзоры на книги цикла о Темной Башне читайте в соответствующей подборке.
Также приглашаю вас в свой Телеграм: @starring_buyanova. Больше о книгах, кино и искусстве!
Понравился обзор? Спасибо за внимание! Автор будет рад лайкам, комментариям и подписке на канал!