Найти тему

Крымский адамант на золотом кольце России

К столетию архиерейской хиротонии Святителя Луки

Задумка объехать Золотое кольцо России давно витала в мыслях вполне себе уже состоявшегося к моменту её реализации историка. Но получившееся турне на автомобиле с друзьями, к слову говоря, такими же специалистами-гуманитариями, превзошло все ожидания. Путешествующие (нас было трое), щедро наполнив нетривиальные перемещения (зачастую очень быстрые для восприятия вновь увиденного) обсуждениями, в ходе которых некоторые впечатления и стереотипы были укреплены, а некоторые кардинально пересмотрены, — вдосталь насладились зрелищами и хлебом духовным.

Вот она, живая история, к которой можно прикоснуться. А история — это люди, которые в ней, как и в памяти Бога, всегда живы, это время и пространство. Более того, она — это безграничные знания и бесконечность, поэтому даже самый искушённый специалист может открыть для себя что-то новое, неизведанное доселе во вполне себе доступном, порой лежащем на поверхности знании. В этом-то и заключаются прелести описательных дисциплин.

Ярославская область. Переславль-Залесский. Один из старинных русских городов, возникший в период феодальной раздробленности и впервые упоминающийся в летописи под 1152 годом как Переславль. Город был основан князем Юрием Долгоруким. Именно здесь, в не сохранившихся до наших дней княжих теремах, возле Спасо-Преображенского собора (построен в 1151—1157 гг.) 30 мая 1220 года появился на свет русский полководец князь Александр Невский. Вскоре эти земли, принадлежавшие потомкам благоверного князя, оказавшись выморочными, вошли в состав Московского княжества, основанного младшим сыном Александра Ярославовича — Даниилом Московским. Именно здесь в 1374 году будущий Дмитрий Донской и иже с ним бросили первый открытый вызов Орде, перестав платить дань ненавистным монголам, что привело к победоносной осени Куликова поля 1380 года.

В небольшом городке и в наши дни можно найти следы этой яркой средневековой истории, застывшие в каменных стенах Феодоровского женского монастыря, Горицкого Успенского монастыря, собора Священномученика Феодора Стратилата 1557 года.

Тему древности Переславля-Залесского можно продолжать сколь угодно долго. Да и, признаться, первоначальная задумка путевых заметок должна была быть именно таковой, завершившись описанием более близкого к нам по времени создания петровского ботика и видами на Плещеево озеро. Так было до тех пор, пока маршрут следования не оказался на территории Переславской епархии Русской православной церкви. Там перед зданием епархиального управления стоит бюст Луки Крымского, с которого началась наша констатация многочисленных следов пребывания Святителя Луки в этом городе.

-2

Бюст очень интересный по исполнению. В глаза бросается его неканоничность. Кстати, именно такой планировали установить в Симферополе, но нестандартность предрешила его отсутствие на крымской земле: пожилой возраст владыки, очки, панагия реалистично небрежно и естественно повторяет наклон корпуса — изображение больше характерное для профессора медицины, учёного, чем для святого.

На территории, прилегающей к епархиальному управлению, находится Феодоровский женский монастырь. В нём планируется открытие Переславского музея Святителя Луки Крымского. Он будет расположен в подклети XVI века. Экспозиции располагают уникальными предметами из домашнего архива Святителя Луки: личными вещами, рисунками и автографами, адресованными ему письмами.

Епархия и упомянутый монастырь — не единственные места локации, связанные с крымским владыкой, которого, к слову, здесь почитают и считают своим не менее чем у нас, в Симферополе. Так, на здании больницы, где работал Лука Крымский, висит объявление о молебне Святителю, который проводится каждую субботу. О крымском следе на ярославской земле поговорили и с монахиней Евфросинией (имя тоже выбрано не случайно, так звали жену Дмитрия Донского), старшей сестрой Горицкого монастыря. Матушка, узнав, откуда мы, тут же заговорила о Луке Крымском, поведала историю о возрождении монастыря, показала святыни, завела в алтарь надвратного храма Святого Николая Чудотворца. И рассказала о реликвии — тапочках с ноги Спиридона Тримифунтского, которые два дня вымаливала у Чудотворца и получила по благословению Константинопольского патриарха. «Святой Спиридон, — говорит матушка, — безусловно, помог в обретении зданий для монастыря, хотя, конечно, на этом сложности не завершились». От себя же добавим, что стараниями этого человека с удивительной биографией монастырь восстанавливается.

После обретения реликвии дело сдвинулось с места. В 2012 году правительство Ярославской области приняло решение о передаче храмов Горицкого монастыря Ярославской епархии. Благословением митрополита Ярославского и Ростовского Пантелеимона (Долганова) восстанавливать монастырскую жизнь в обители после долгих лет запустения было поручено монахине Евфросинии (Студентовой).

Промыслом Божьим 20 июля 2014 года, в день памяти Евфросинии Московской, в небольшом помещении южного придела Успенского собора прошла первая литургия.

14 марта 2015 года состоялось первое богослужение в восстановленной надвратной церкви Святителя Николая Чудотворца. За шесть лет в этом надвратном храме по милости Божьей собралось немалое количество святынь и чудотворных икон. Чудесное возрождение Горицкого Успенского монастыря происходит на наших глазах, чему мы и стали свидетелями.

Приехав в Симферополь и разбирая подборки по теме пребывания владыки Луки в Переславле, невольно приходишь к выводу, что тамошний краевед Юлия Никитина, давшая в недалёком прошлом интервью Екатерине Пятуниной в статье «Архипелаг Святителя Луки в Переславле-Залесском», размещённой на портале Переславской епархии, права: «Невозможно слышать, когда заходит речь о Святителе Луке, что всё время звучат только Ташкент, Красноярск, ссылки разные, Крым, а где Переславль-Залесский? — недоумевает Юлия Яковлевна. — Переславль — его самая основа. Обидно и горько, что многие авторы, журналисты и исследователи не упоминают в жизни святителя переславский период. Это период становления святителя как мужественного и непреклонного человека».

Далее краевед отмечает, что здесь Валентин Феликсович (именно так в миру звучали имя и отчество будущего владыки Луки) сформировался как врач, учёный, руководитель земской больницы, доказал свою высокую научную значимость коллегам и принёс облегчение тысячам страждущих своим врачебным искусством и самоотверженным отношением к больным, за что стяжал благодарную память переславцев. «Здесь он написал и защитил докторскую на тему «Регионарная анестезия», которую с восхищением приняло медицинское сообщество, стал профессором, выносил замысел знаменитых «Очерков гнойной хирургии» — фундаментального труда, до сих пор не превзойдённого, удостоенного Сталинской премии I степени. В Переславле Валентин Феликсович впервые за 13 лет медицинской практики нашёл возможность регулярно посещать храм. Здесь родился его младший сын Валентин и смертельно заболела туберкулёзом жена, ради которой в начале 1917-го Войно-Ясенецкий (будущий Святитель Лука) перевёз семью в сухой, жаркий климат Ташкента. Несмотря на неопределённость быта — съёмные квартиры, недостаток финансов и множество забот, — переславский период по-человечески был самым счастливым в его жизни».

Юлия Яковлевна делает акцент на том, что изначально фамилия Валентина Феликсовича была Ясенецкий-Войно. Во всех ранних документах Валентина Феликсовича — в дипломе от 14 февраля 1904 года об окончании медицинского факультета Императорского университета святого Владимира; во всех документах Переславской земской больницы; на службе Феодоровского монастыря; в авторстве диссертации «Регионарная анестезия»; прописке по месту жительства и «Отчётах о деятельности Переславской земской больницы за 1910—1916 годы» его фамилия пишется «Ясенецкий-Войно».

Уже после революции, 14 июля 1923 года, заместитель председателя ГПУ, известный каратель Генрих Ягода «подписал ордер № 2349 на арест Ясенецкого-Войно... Малограмотные вершители человеческих судеб и вовсе для удобства допросов изменили неблагозвучную фамилию врача-арестанта на Войно-Ясенецкий. Произошло это в начале 1924 года, когда Валентин Феликсович из Таганской тюрьмы был отправлен органами НКВД в первую восточно-сибирскую ссылку», — находим в книге В. Лисичкина «Крестный путь Святителя Луки. Подлинные документы из архивов КГБ».

-3

Биографией Святителя Луки занимался и крымский священник — отец Василий Марущак, рассказавший о переславском периоде жизни владыки в личной беседе.

«Крымские известия» в одном из сюжетов упоминали о пребывании владыки Луки в Тюменской тюрьме, теперь затронули его деятельность в качестве врача, которая падает на переславский период.

Судьба архиепископа Луки — ещё один яркий эпизод общности Крыма и других регионов России. Наш полуостров крепко связан историческими нитями, сотканными выдающимися деятелями нашей страны. И эта ещё одна сцепка Крыма и Нечерноземья породила целый ряд мыслей о том, что нашему полуострову необходима перезагрузка, повторная русская культурная волна, санация от эпохи украинского засилья в его самостийницкой версии. Нужно усиление русскости на полуострове во всей полноте этого слова.

Покидая Переславль-Залесский, невольно ловишь себя на мысли, что предстоит серьёзная работа с подрастающим поколением, направленная на развенчание мифа о культурной отсталости России. У нас есть тысячелетняя история государства, в отличие от украинской псевдогосударственности. Усилиями педагогов и интеллигенции необходимо уходить от культурного стереотипа летнего лёгкого флёра русскости в Крыму, связанного лишь с сезонным отдыхом, дворцами Южнобережья и временным присутствием знатных семей на юге.

Наше путешествие продолжалось. В ходе беседы с друзьями-коллегами понравился речевой оборот, озвученный доцентом Дмитрием Малышевым: «От русского отдыхательного элемента в Крыму нужно избавляться, наше присутствие здесь гораздо шире». Более того, развивая его мысль, скажем, что русскость в Крыму экзистенциальна и приготовлена самим Провидением со времён Андрея Первозванного и Владимирской купели, и подтверждением чему является славный жизненный путь Святителя Луки.

Роман БЛИЗНЯКОВ.

Фото автора и с сайта Горицкого архиерейского подворья.