Найти тему
diletant.media

Свободолюбивая Араукания

На протяжении веков южные рубежи Чили были ареной противостояния колонизаторов и местных индейских племён.

Война, которую вели испанские колонизаторы с местными племенами на юге современного Чили, вошла в историю литературы благодаря поэме «Араукана» Алонсо де Эрсилья-и-Суньига, участника экспедиций конкистадоров в Южной Америке. Конфликт с индейцами продолжался и в период независимости страны — вплоть до конца 19-го века чилийское правительство пыталось установить контроль над провинцией. «Умиротворение Араукании» стало последней главой в завоевании этой области.

Конкистадоры против индейцев

Ещё до появления на этих землях европейцев свободолюбивые мапуче отстаивали свою независимость в конфликтах с империей инков. В 16-м веке им на смену прибыли конкистадоры. В 1536 году экспедиция испанцев во главе с Диего де Альмагро отправилась из захваченного незадолго до этого Куско на юг вдоль побережья Тихого океана. Вскоре европейцы столкнулись с мапуче, которые, как и в случае с инками, оказали пришельцам надлежащий приём. Понеся потери, Альмагро отступил на север.

Бой испанцев с индейцами. (commons.wikimedia.org)

В течение последующих лет испанцы не появлялись на юге континента, занимаясь преимущественно зачисткой внутренних областей. Однако в 1549 году, после нападения на одну из своих крепостей индейцев мапуче, колонизаторы перешли к решительным действиям. Губернатор Чили Педро де Вальдивия организовал масштабный поход на Арауканию, в ходе которого были уничтожены поселения местных жителей и основаны крепости. В 1553 году состоялось самое масштабное сражение той кампании, битва при Тукапеле, в которой европейцы потерпели поражение, а Вальдивия оказался в плену, где и встретил свою смерть.

-2

Педро де Вальдивия. Основание Сантьяго — будущей столицы Чили. (commons.wikimedia.org)

На этом, однако, война не закончилась. На протяжении последующих 50 лет индейцы совершали набеги на поселения колонистов, а ответные карательные акции не приносили европейцам успеха. Осознав, что военными средствами с мапуче не справиться, испанцы приняли решение заключить с индейцами договор. В 1612 году генерал-губернатор Чили и вожди племён согласовали границу между колониями и владениями мапуче, которая проходила по реке Био-Био. Несмотря на это, конфликты продолжались, хотя и не были настолько же интенсивными, как в 16-м веке.

-3

Переговоры индейцев и испанцев. (commons.wikimedia.org)

На протяжении 17−18 столетий конфликты чередовались заключением новых соглашений, в которых испанцы признавали независимость индейских племён, при этом пытаясь организовать работу на их территориях католических миссионеров. Это приводило к восстаниям и новым стычкам. В 1773 году европейцы всё же смогли добиться от вождей мапуче признания испанского короля своим сюзереном, однако земли, на которых проживали племена, пользовались широкой автономией. Такая ситуация сохранялась вплоть до первой четверти 19-го века.

Мирная попытка присоединить Арауканию

Чили завоевало свою независимость в 1818 году, и в первые годы своего суверенного существования правительство обходило стороной проблему южных территорий. Внимание политиков было сосредоточено на внутренних проблемах. Так, борьба с испанцами продолжалась ещё несколько лет после провозглашения независимости, после чего следовало выбрать вектор развития молодого государства. К 1840-м годам внутренняя ситуация в Чили стабилизировалась, поэтому правительство обратило внимание на ситуацию на южных рубежах.

Интерес к территориям индейцев возник не на пустом месте. Правительство активно привлекало мигрантов, которые нуждались в земельных участках. Дальнейшее развитие экономики зависело от расширения территорий. В 1845 году в Магеллановом проливе появился чилийский порт, который застолбил юго-западную оконечность континента за Сантьяго. Требовалось «соединить» по суше новый стратегический пункт с остальной территорией страны.

-4

Один из фортов, построенных чилийцами в Араукании. (commons.wikimedia.org)

Правительство Чили не стало форсировать события. На другом берегу реки Био-Био начали появляться фермы, обитатели которых были настроены по отношению к индейцам достаточно миролюбиво. Встречной симпатии эти поселенцы не видели. Планы Сантьяго отчётливо вскрылись, когда в 1852 году президент Мануэль Монт объявил о создании новой провинции Аркаунии, территория которой ограничивалась на юге рекой Тольтен. Фактически же чилийская юрисдикция была в силе лишь на севере нового территориального образования.

Европейский авантюрист и большая война

Завоевание оставшейся «провинции» было вопросом времени, нужен был лишь повод. И он появился — однако не благодаря индейцам, а из-за европейского авантюриста. В 1860 году в Арауканию прибыл французский торговец Орели-Антуан де-Тунан, который провёл переговоры с лидерами мапучей и объявил о создании на незаселённых территориях, де-юре принадлежавших Чили и Аргентине, королевства Араукании и Патагонии. При этом он обратился за помощью и признанием к французскому императору Наполеону III, который в условиях соперничества с Великобританией был не прочь обзавестись зависимой от него территорией в Новом Свете.

-5

Орели-Антуан де-Тунан. (commons.wikimedia.org)

Покушение на территориальную целостность заставило Чили действовать быстро. Войска южноамериканской страны вторглись в Арауканию и арестовали самопровозглашённого короля. Европейские страны не отреагировали на его призывы о помощи. Де-Тунан был объявлен сумасшедшим и выслан в Старый Свет.

Эти события послужили Чили удобным поводом для начала силового присоединения южных территорий. В 1862 году войска генерала Корнелио Сааведра вступили в Арауканию. Довольно мягко, методами дипломатии, генерал попытался привлечь на свою сторону племена мапучей. Армия достигла реки Тольтен и основала несколько укреплённых пунктов.

-6

Корнелио Сааведра на встрече с индейцами. (commons.wikimedia.org)

Казалось, что проблем возникнуть не должно. Но в 1869 году в Араукании вспыхнуло восстание индейцев, которыми руководил вождь Куилапан. Столкновения шли с переменным успехом. Мапучи, несмотря на технологическую отсталость, наносили ощутимые удары по чилийским войскам, но в долгосрочной перспективе их поражение было предопределено. В 1871 году активная фаза столкновения сошла на нет. Мапучи были вынуждены уйти в Патагонию, где столкнулись с аргентинскими силами.

Окончательное покорение

Однако индейцы не думали сдаваться. Они ждали подходящего момента для реванша, который наступил в 1879 году, когда большая часть чилийской армии была переброшена на север в условиях войны с Перу и Боливией. Мапучи смогли продвинуться на север, встречая весьма серьёзное сопротивление гарнизонов. На протяжении почти трёх лет война шла с переменным успехом, пока, как и в прошлом, не сказалось превосходство чилийской армии в оружии.

-7

Завоевание Араукании. (commons.wikimedia.org)

На сей раз чилийское правительство не церемонилось с индейцами. Были организованы резервации, а тех, кто отказывался добровольно селиться туда, попросту истребляли. Наиболее непокорные ушли дальше на юг, в Анды, но и там их настигла карающая длань Сантьяго. К концу 19-го века основные очаги сопротивления были подавлены. «Умиротворение Араукании» подошло к концу.

Тем не менее провинция на протяжении последующих нескольких десятков лет оставалась крайне нестабильной. В 1930-е годы на этой территории в Ранкуиле вспыхнуло восстание фермеров, в котором приняли участие и индейцы. Оно было жестоко подавлено войсками.