Найти тему
Valentine55

Вспомнить всё - шедевру Верховена 33 года

Если я не я, тогда, черт возьми, кто же я?

Филип К. Дик — один из самых значительных и выдающихся фантастов, перу которого принадлежат 36 романов и более 150 рассказов и повестей. Его слишком интеллектуальные и далекие от обычной научно-фантастической развлекаловки, чтобы стать популярными в качестве легкого чтива, произведения долгое время оставались почти неизвестными.

Слава культового автора пришла к Дику практически посмертно. Он умер в 1982 году и в этом же году вышел «Бегущий по лезвию» Ридли Скотта. Но настоящий культ и феномен с продажей рассказов Дика за огромные деньги начался именно с «Ради вас мы можем вспомнить все», до которого Дика в Голливуде почти никто не знал, а после фильма сценаристы и продюсеры начали воспринимать его рассказы, как золотую жилу и богатейший литературный материал для экранизаций – позже будут и Крикуны, и Пришелец, и Особое мнение, и Пророк, и Меняющие реальность и даже ненужный ремейк «Вспомнить все».

-2

Перед нами один из самых ярких и лучших фильмов с Арнольдом и, вместе с тем, один из трех главных фильмов Пола Верховена наряду с «Робокопом» и «Основным инстинктом». Не будь у штурвала голландца, в главной роли Арнольда, а в кресле сценаристов создателей «Чужого», это могла бы получится классическая межпланетная стрелялка — «замочи всех», что мало напоминает рассказ Дика, но что же мы имеем на выходе.

Социальная антиутопия, тема измененного сознания, фальсификация памяти, расщепление реальности и сознания, проблема личной идентичности в бесконечно изменяемом и модифицируемом мире, утратившем узнаваемый облик и, конечно же, двусмысленность происходящего (сон или реальность) — все главные темы Дика, будоражащие его воображение и отраженные в романе, сохранены и в фильме.

Великолепный в оригинальности сценарий, может быть сильно измененный и отличающийся от оригинала Дика, но, безусловно, очень навороченный, качественный и продуманный. Что касается режиссуры, то здесь невооруженным глазом видна рука мастера и неподражаемый стиль и почерк Верховена — сногсшибательный визуальный ряд, обилие насилия, жестокости и довольно натуралистичных сцен, ироничное повествование, черный юмор и жесткая сатира на общественный строй.

-3
-4

Актерская игра, как и всегда у Верховена, на очень высоком уровне, а Даглас Куэйд — одна из лучших ролей Арни. В картине он выглядит фантастически, показывая не только физическую мощь своего совершенного тела и харизму, но и недюжинный актерский талант, выдав яркую, экспрессивную и чрезвычайно убедительную игру. После великолепных комедийно-драматических ролей в «Близнецах» и «Детсадовском», Арнольд здесь возвращается в привычное и идеально подходящее ему амплуа качка-интеллектуала и доводит до совершенства свой эталонный образ героя боевиков, демонстрирующего не только стальные мышцы и обаяние, но и острый ум, самоиронию и здоровую долю юмора (местами весьма черного).

Многие его персонажи, включая Куэйда, говорят: «Будь личностью, будь сильным, будь молодчиной, умей положиться на самого себя». Что интересно, задавая в начале фильма сакраментальный вопрос: «Если я не я, тогда, черт возьми, кто же я?» и пытаясь вспомнить, кто же он такой, в финале картины, найдя ответы на все вопросы, он руководствуется тем, что сказал Куато: «Человека определяют поступки, а не воспоминания. Ты — это то, что ты делаешь».

Главные антагонисты очень колоритные, запоминающиеся и отвратительны в своей мерзости – обладающий выраженной отрицательной харизмой Майкл Айронсайд, не сыгравший у Верховена в «Робокопе», зато выдавший здесь отличный перформанс и Ронни Кокс, эффектно завершающий эволюцию своего отвратного в своей бесчеловечности персонажа из «Робокопа» до уровня злодея планетарного масштаба.

-5

А как хороша Шэрон Стоун, для которой «Вспомнить все» стал прорывом и путевкой в большой кинематограф - отлично сыграла подставную жену Куэйда. Красивая, эффектная и темпераментная блонда с завораживающим и «обжигающим» холодным взглядом, она просто великолепна в отрицательной роли бешеной суки, в совершенстве владеющей оружием и боевыми искусствами. А вот обаятельная и вполне себе на уровне Рэйчел Тикотин на фоне Стоун выглядит, пожалуй, послабее персонажем да и во внешности, и в игре.

-6

На момент выхода, в плане бюджета «Вспомнить все» конкурировал лишь с «Бездной» Кэмерона, у которой бюджет варьируется от 47 до 70 млн. И если ориентироваться на меньшие цифры, то фильм Верховена с бюджетом в 65 млн становится самым дорогим в истории кино на момент выхода. Восторг начинается уже с легендарной заставки Carolco под футуристический саундтрек от ветерана Голливуда Джерри Голдсмита с характерными интервальными хлесткими ударами, моментально напоминающими Т1 и стилизованных под марсианскую атмосферу титров.

Широкомасштабное, атмосферное, стилистически великолепное зрелище обусловлено техническим совершенством и визуалом картины - особенно съемки панорам Марса, ведь миниатюры для съёмок марсианских ландшафтов, были сделаны на основе реальных фотографий поверхности планеты. Выше всяких похвал операторская работа, декорации, монтаж, звук, монтаж звука, великолепный и очень правдоподобный грим мутантов и роскошные спецэффекты, сделанные на грани эпох аниматроника-CGI – фильм стал одним из последних блокбастеров, в котором использовались миниатюры, и одним из первых, где использовали графику - сцены с рентгеном в метро. И если к аниматронике до сих пор претензий минимум, то немногочисленные рисованные эффекты видны сейчас невооруженным взглядом.

-7
-8

Пол Верховен снял не просто умный и качественный фантастический «нон-стоп» экшн, но и один из самых ярких и лучших фильмов на тему приключенческих межпланетных путешествий, особенно касающихся путешествий на Марс. Все последующие картины (не только класса В, но и А), касающиеся этой тематики, воспринимаются исключительно, как подделка или жалкое подобие и похоронены временем, в то время как шедевр Верховена выдержал испытание, не потеряв актуальности и не уронив планку качества, и выпущен спустя 30 лет в формате 4К. Культовое кино. Классика.

10 из 10