(1975 год. Елизарово. ХМАО-Югра)
Урок труда у нас был интересным, полезным, абсолютно прикладным! А какое радостное чувство сопричастности к важному делу! Душа веселилась, играла, пела! Мы конопатили новый пристрой к нашей школе.
Говорили, что там будет просторный спортивный зал.
Снаружи новый бревенчатый сруб уже был проконопачен. Нам предстояло сделать это изнутри.
Конопатят для того, чтобы в зимние холода стены не обледенели. Иначе в бревнах могут образоваться трещины из-за расширения замерзшей воды в порах древесины.
Для утепления сруба мы использовали паклю. Этот материал изготавливают из отходов обработки растительных волокон. Пакля крепкая и недорогая, с высокими изолирующими свойствами, обладает качествами естественного антисептика, влагоустойчивая и стойкая к температурным перепадам, безвредная для организма людей, достаточно стойкая к процессам гниения, плесени, к разным паразитам.
Инструменты для конопачения стен у нас были очень простые: конопатки - заострённые деревянные лопатки и деревянные колотушки. Что значит "конопатить"? - это значит заполнять паклей зазоры между брёвнами. Начинают конопатить с нижнего венца и движутся по периметру. Лопаткой-конопаткой заправляешь паклю в зазор между бревнами. Колотушкой аккуратно стучишь по лопатке, чтобы надежно, крепко заправить паклю.
У меня это был не первый опыт такого вида работы! Еще до поступления в школу я помогала своему дедушке Аркадию Ивановичу конопатить разные наши хозяйственные строения.
Так вот, конопатили мы на уроке труда, конопатили... Когда урок закончился пришли в свой класс, взяли портфели и отправились по домам. Казалось бы, ну и что тут такого?! А то, что после этого важного урока труда у нас по расписанию еще был урок физики...
Но мы привыкли к тому, что физкультура, пение, труд - это всегда последние уроки. Нам впервые организовали "продолжение" школьных занятий!
А мы, вроде бы взрослые люди, но так по-детски поступили.
И урок физики нам был интересен, и к преподавателю мы очень хорошо относились, но... Сила привычки сработала, мы ушли. Получилось, что весь класс, как это принято считать, "сбежал", а мы не сбегали, просто ушли, в полной уверенности, что все делаем правильно.