Полинезийские мореплаватели плавали без компаса или каких-либо других морских приборов. Однако, ориентируясь по звездам, волнам, течениям, облакам, водорослям и полетам морских птиц, они сумели пересечь огромные пространства Тихого океана и заселить сотни островов, от Гавайев на севере до острова Пасхи на юго-востоке и Новой Зеландии на юго-западе. Появились доказательства того, что они также достигли материковой части Южной Америки и, возможно, Северной Америки задолго до Христофора Колумба.
Родословная полинезийцев
Основываясь на лингвистических, генетических и археологических данных, ученые считают, что предки полинезийцев зародились на Тайване (и, возможно, на близлежащем побережье Южного Китая). Оттуда они якобы отправились на юг, на Филиппины и далее на Новую Гвинею и архипелаг Бисмарка, где смешались с местным населением. Примерно к 1300 году до н.э. сформировалась новая культура - лапита, известная, в частности, благодаря своей особой керамике.
Эти прямые потомки полинезийцев быстро продвигались на восток, сначала на Соломоновы острова, а затем на необитаемые Вануату, Новую Каледонию, Фиджи и другие острова.
К IX веку до н.э. лапита добрались до Тонга и Самоа. Но затем наступила длительная пауза без дальнейшей экспансии. Исследователи отмечают, что за пределами Тонга и Самоа цепи островов расположены гораздо дальше друг от друга, в некоторых случаях их разделяют тысячи километров открытого океана, а ветры и течения в целом препятствуют плаванию на восток.
Возможно, лодки лапиты просто не справлялись с этой задачей. Более того, ближайшие коралловые атоллы к тому времени еще не стабилизировались.
Двухкорпусные каноэ ускоряют экспансию
Во время долгого перерыва на Тонга и Самоа сформировалась самобытная полинезийская культура, и мореплаватели постепенно оттачивали свое ремесло. Со временем они изобрели двухкорпусные каноэ, по сути, ранние катамараны, скрепляя их между собой веревкой из кокосового волокна и плетя паруса из листьев пандануса. Эти суда длиной до 20 метров могли перевозить по несколько десятков поселенцев вместе с их домашним скотом - свиньями, собаками и курами - и посевными культурами.
Хотя точные сроки давно оспариваются, похоже, что великая волна полинезийской экспансии началась примерно в 900 или 950 году нашей эры. Путешественники быстро открыли острова Кука, Таити и Маркизские острова, а вскоре после этого прибыли на Гавайские острова. К 1250 году, когда достигли Новой Зеландии, они исследовали по меньшей мере 10 миллионов квадратных километров Тихого океана и обнаружили более 1000 островов.
Даже самые крошечные и отдаленные острова, такие как Питкэрн, не ускользнули от их внимания. В то время никто в мире даже отдаленно не был способен на такой подвиг. Около 1000 года нашей эры, что делали европейцы? Не так уж много в плане мореплавания. В 15 веке даже самые опытные европейские мореплаватели, такие как Васко да Гама, просто держались берега во время своих путешествий.
Остров Пасхи
У полинезийцев не было письменности, чтобы записывать свои достижения. Но они передавали истории из уст в уста, в которых рассказывается, например, о том, как гавайские поселенцы прибыли с Таити, находящегося на расстоянии более 3000 километров. Место, где восходит солнце, в понимании гавайцев - это место, где обитают боги и наши предки. Попасть в это место - вероятно, одна из причин, почему миграция на восток продолжалась.
Как подтверждает исследование, опубликованное в апреле 2023 года, полинезийские мореплаватели иногда плавали и на запад, в так называемые "Полинезийские выбросы".
Каждая островная цепь развивала свои собственные уникальные характеристики. На острове Пасхи, например, жители сооружали гигантские каменные статуи. Тем не менее, все полинезийцы говорили на родственных языках, поклонялись схожему пантеону богов и строили ритуальные места с общими чертами.
Различные острова также поддерживали (по крайней мере некоторые) связи друг с другом, особенно в период расцвета полинезийской экспансии.
Доказательства того, что полинезийские моряки достигли Америки
Большинство экспертов сегодня считают, что полинезийцы пересекли весь Тихий океан и добрались до материковой части Южной Америки.
Во-первых, эксперты отмечают, что остров Пасхи (также известный как Рапа Нуи) находится всего в 3500 километрах от побережья Южной Америки, и что полинезийские мореплаватели, способные определить местонахождение пятнышка скалы в огромном Тихом океане, вряд ли могли пропустить гигантский континент.
Генетические данные подтверждают это утверждение. Исследование, проведенное в 2020 году, показало, что полинезийцы с нескольких островов несут небольшое количество ДНК коренных жителей Южной Америки, и что момент контакта, скорее всего, произошел около 800 лет назад (вскоре после того, как викинги, лучшие европейские мореплаватели своей эпохи, высадились на атлантическом побережье Америки).
Археологи также находили останки бутылочных тыкв и сладкого картофеля - южноамериканских растений - в местах стоянок полинезийцев доколумбовой эпохи. Некоторые ученые предполагают, что сладкий картофель мог распространиться по Тихому океану естественным путем, но большинство сходятся во мнении, что полинезийцы привезли его с собой.
Кости домашней птицы из Чили свидетельствуют о том, что полинезийцы завезли кур в Южную Америку до прибытия Колумба, хотя некоторые ученые оспаривают эти выводы. Между тем, другие исследователи, анализировавшие черепа на чилийском острове, обнаружили, что они "очень полинезийские по форме и очертаниям".Меньше доказательств связывают полинезийцев с Северной Америкой. Тем не менее, некоторые эксперты считают, что они высадились и там, указывая, в частности, на то, что сшитые из досок каноэ, используемые племенем чумаш в Южной Калифорнии, похожи на полинезийские суда.
Что случилось с полинезийцами в Америке?
На территории Америки не было обнаружено ни одного полинезийского поселения. Поэтому остается неясным, что произошло после их прибытия, особенно потому, что, в отличие от островов Тихого океана, эти земли уже были заселены.
Когда капитан Джеймс Кук исследовал Тихий океан в конце 1760-х и в 1770-х годах, положив начало волне западного империализма, он отметил образцовые мореходные навыки полинезийцев.
Необыкновенно, что один и тот же народ распространил себя по всем островам в этом огромном океане, от Новой Зеландии до [острова Пасхи], что составляет почти четвертую часть окружности земного шара.
(Дневники Джеймса Кука. «Путешествия»)
Однако в конечном итоге, колонизируя острова и подавляя языки и культуру коренных народов, западные державы стали преуменьшать достижения полинезийцев.
Некоторые ошибочно утверждали, например, что полинезийские моряки просто дрейфовали вместе с ветрами и течениями. (Не помогло и то, что к моменту контакта с европейцами многие жители тихоокеанских островов уже не использовали большие океанские каноэ. Некоторые, как, например, жители острова Пасхи, уже срубили все высокие деревья, необходимые для их изготовления).
Хуже всего то, что европейские болезни привели полинезийцев к упадку их народности.
Вскоре большинство оставшихся полинезийцев начали плавать по западным технологиям. Однако в последнее время старые традиции стали возрождаться, начиная с 1976 года, когда Полинезийское плавательное общество отправилось без инструментов от Гавайев до Таити. С тех пор они совершили множество других экспедиций, включая кругосветное путешествие с 2013 по 2017 год.