Если в обыденной жизни ошибки не так критичны и большую часть из них можно исправить, то ошибки в профессиональной сфере обходятся дорого и порой цена им- человеческие жизни. В этой статье расскажем об исторических фактах и ошибках инженеров-проектировщиков.
Мост Миллениум или «Лондонский пешеходный мост тысячелетия».
По задумке инженеров мост, проходивший через Темзу, должен был стать символом нового тысячелетия и настоящим украшением современного Лондона. Благодаря изящному сочетанию тонких элементов из стали и стеклянных деталей в виде поручней, он казался практически невесомым.
Однако за внешней красотой и утонченностью моста скрывался серьезный инженерный просчет. Пешеходы едва успевали сделать несколько шагов, как конструкция под их ногами в буквальном смысле начинала ходить ходуном. Даже краткая прогулка превращалась в настоящее земле-, а точнее, мостотрясение, которое заставляло перепуганных лондонцев приседать, цепляться за поручни и с ужасом наблюдать, как внизу волнуются недружелюбные воды Темзы.
Оказалось, что при создании моста были допущены критические ошибки, из-за которых он начинал раскачиваться под ногами даже сравнительно небольшого числа людей. Что уж говорить про обычный городской трафик или наплыв туристов! Нескончаемый поток людей представлял для конструкции серьезное испытание, поэтому было принято решение закрыть мост на реконструкцию…всего через 2 дня после официальной презентации.
Ошибки в итоге удалось устранить и второе открытие Миллениума состоялось 22 февраля 2002 года. Колебания прекратились, однако лондонцы продолжают с иронией относиться к этому мосту и по-прежнему называют его «шатким».
Мост Такома-Нэрроуз или Такомский мост
Куда обиднее, если ошибки в расчетах настолько серьезные, что мост шатается даже при отсутствии на нем людей – просто от ветра! Висячий мост Такома-Нэрроуз или Такомский мост, расположенный в штате Вашингтон, был открыт для движения 1 июля 1940 года, и на тот период являлся третьим мостом в мире по длине пролета.
Почти сразу после открытия стало понятно, что мост построен с критическими ошибками. Еще во время возведения рабочие прозвали его «Галопирующая Герти»: из-за малой высоты балки жесткости в ветреную погоду дорожное полотно сильно раскачивалось. И, если Миллениум колебался из стороны в сторону, то Такома-Нэрроуз раскачивался вверх-вниз. Причем перепады высот были просто огромными – амплитуда их колебаний достигала нескольких метров! Со стороны казалось, что мост и вовсе сделан из пластилина, так изящно он выгибался на ветру.
На удивление Такома-Нэрроуз не только не закрыли на ремонт, но и разрешили автомобилистам и дальше им пользоваться. А те, не будь дураками, приняли это разрешение как вызов и специально направляли свои машины к мосту. Тем не менее, благодаря весу автомобилей и их сцепления с дорогой серьезных аварий не случалось, и все, вроде как, свыклись с мыслью, что есть вот такой удивительный мост. Пока однажды не поднялся самый настоящий ураган, который стал для Такома-Нэрроуз фатальным. Под напором ветра огромная часть конструкции моста рухнула в воду, крошась и разламываясь на куски.
Вскоре после того как стихия успокоилась, начался демонтаж уцелевших пилонов и боковых пролетов, который продолжался до мая 1943 года. А 14 октября 1950 года состоялось официальное открытие полностью восстановленного моста, который назвали Вестбаунд.
Концертный зал имени Уолта Диснея в Лос-Анджелесе.
Инженеры иногда допускают ошибки и при разработке концепций зданий. Яркий пример тому Концертный зал имени Уолта Диснея в Лос-Анджелесе. Здание представляло собой своеобразное нагромождение металлических кубов, которые будто плавились на ярком солнце и изгибались каждый на свой лад. Звучит, вроде бы, неплохо.
Вот только не учли инженеры, что, вместо архитектурных кубов, плавиться начали местные жители, и вовсе не от восторга при виде нового проекта. Из-за использования отражающих материалов, массивности и специфической формы деталей здание концертного зала не только нагревалось само, но и на несколько градусов поднимало температуру вокруг: температура поверхности тротуара рядом с залом достигала 60 °C, а в некоторых квартирах напротив стояла просто невыносимая жара.
Жариться в собственных квартирах никому не хотелось, поэтому жалобы на чрезмерную «горячность» концертного зала не заставили себя долго ждать. Под давлением общественности, в 2005 году было принято решение закрыть здание и произвести некоторые внешние переделки. Стены были покрашены специальным материалом, который подавлял отражающий эффект исходного покрытия. Это стоило немалых затрат, но позволило исправить ситуацию и сохранить концертный зал.
Небоскреб «Bridgewater Place».
Инженерная ошибка, которую допустили при строительстве, а значит, и при проектировании небоскреба «Bridgewater Place» в Западном Йоркшире, привела к неожиданному эффекту. Этому зданию в 2008 году даже присудили звание «Самого уродливого в Европе», но проблема была не только в этом.
Дело в том, что здание было спроектировано таким образом, что одна его часть как бы закручивалась, а вторая осталась прямой, и из-за этого у самой земли формировался эффект схожий с турбулентностью. Здание «провоцировало» ветер колоссальной силы, поэтому, даже если в нескольких метрах от небоскреба царил штиль, то у его стен бушевал настоящий ураган, который сбивает с ног.
Наблюдать со стороны за столь причудливым эффектом было забавно…до тех пор, пока не стало известно о травмах, которые получили случайные прохожие, попав в «зону турбулентности».
Власти бездействовали до тех пор, пока очередной порыв ветра не перевернул автомобиль. Было принято решение ограничить движение с одной стороны здания. Фактически неправильный спроектированный дом парализовал движение по улице!
Железная дорога дорога во Франции.
В 2014 году железная дорога страны должна была получить 2000 новых комфортабельных и современных вагонов. На это руководство страны выделило 18 млрд евро, а это, на секундочку, бюджет некоторых стран!
Но вагоны сделали слишком широкими, и они попросту не поместились между платформами. То есть, инженеры либо ошиблись, либо не обратили внимания на неточность данных. Чиновники, разумеется, нашли выход, но он оказался тоже весьма дорогостоящим.
За 70 млн евро вагоны сумели изменить так, чтобы ими могли пользоваться. Парадоксально то, что для этого всего-навсего пришлось срезать 3 сантиметра с корпуса каждого вагона. Проще говоря, неточность в расчетах стоила Франции 70 млн евро прямых затрат. Кроме того, конечно же, стоит учесть еще и убытки от простоя вагонов…
В частном домостроении ошибки проектирования и строительства также не обходятся без лишних затрат. Но это уже совсем другая история.
Подпишитесь на канал, чтобы не пропустить новые посты об интересных фактах и технологиях строительства загородных домов.
Бесплатные проекты для строительства на дачном участке можно скачать в телеграмм-канале FreeDom_House.
Наши услуги
- проектирование
- строительство (Москва и МО)
- дизайн
- производство СЛТ
Возможно вам будет интересно
Как получить проект бесплатно?
Стоит ли покупать типовой проект?
Индивидуальные проекты. Преимущества и отличия от типовых.