Найти тему
АиФ – Урал

«Валенки Бажова». Где на Урале снимают мультфильмы

Оглавление
   Художественный руководитель студии анимации ИКЦ Сергей Айнутдинов с Надеждой Добрыниной, художником-постановщиком анимационного фильма "Валенки Бажова"
Художественный руководитель студии анимации ИКЦ Сергей Айнутдинов с Надеждой Добрыниной, художником-постановщиком анимационного фильма "Валенки Бажова"

А знаете ли вы, что в лесах Свердловской области, близ Нижних Серег, живут щелпы – лесные духи? Что Шигирский идол – символ веры человека в себя, в светлое настоящее и будущее, символ целеустремленности? Об этом и многом другом, связанном с родным Уралом и его богатыми традициями и преданиями, – мультфильмы уральских художников-аниматоров. Кстати, радушно принятые и высоко отмеченные на российских и международных кино- и анимационных фестивалях.

Создается это мультипликационное достояние Урала в Студии анимации Инновационного культурного центра Свердловской области. О достижениях, авторском взгляде, доброй школе советской мультипликации и амбициозных творческих планах на будущее «АиФ-Урал» рассказал режиссер, сценарист и художник анимационного кино, художественный руководитель Студии анимации Инновационного культурного центра Свердловской области Сергей Айнутдинов. Подробности читайте на ural.aif.ru.

   Кадр из анимационного фильм "Про щелпов" режиссера Сергея Айнутдинова Фото: Пресс-служба Инновационного культурного центра Свердловской области
Кадр из анимационного фильм "Про щелпов" режиссера Сергея Айнутдинова Фото: Пресс-служба Инновационного культурного центра Свердловской области

Почему Первоуральск?

Ольга Романова, «Аргументы и Факты – Урал»: – Сергей Сагитович, как получилось, что студию анимации под вашим руководством открыли в Первоуральске?

Сергей Айнутдинов: Когда было построено здание Инновационного культурного центра (ИКЦ) в Первоуральске, встал вопрос о его содержательном наполнении. Я тогда состоял в Совете по культуре при губернаторе Свердловской области и в рамках очередного заседания представил кинематографистам концепцию создания студии анимации. Повод был отличный – в России готовились к Году кино. Идею одобрили, подкрепили финансами. Так 2018 году появилась единственная в регионе государственная студия анимации замкнутого цикла, в рамках которой делается всё: от первого штриха до последнего звука хорошего рисованного кино. Студия оснащена современным оборудованием, есть видеомонтажные, студия звукозаписи и сведения звука. И даже уникальное для Уральского региона пространство с реализацией технологии «захвата движения» Motion capture. Кстати, в России таких не много: по крайней мере, на Урале только у нас, в Первоуральске. Творческая база, особая гордость студии – именитые аниматоры. Диляра Сильницкая, Елена Лапшина, Наталья Кузьминых, Владимир Денисов — вот только несколько из них.

– Почему в связи с открытием студии говорят о возрождении уральской анимации?

– Раньше анимация развивалась на Свердловской киностудии. Но пришли времена, когда киностудия вынуждена была заниматься выживанием, а не творчеством, поэтому возрождать государственные традиции мультипликации, по типу всеми любимых добрых советских мультфильмов, стала именно студия анимации ИКЦ. При этом говорить о том, что только мы возрождаем и сохраняем традиции уральской анимации, все же несколько несправедливо. В регионе существуют успешные частные инициативы – например, студии «Снега», «А-фильм».

   Режиссер, сценарист и художник анимационного кино, художественный руководитель Студии анимации ИКЦ Сергей Айнутдинов Фото: Пресс-служба Инновационного культурного центра Свердловской области
Режиссер, сценарист и художник анимационного кино, художественный руководитель Студии анимации ИКЦ Сергей Айнутдинов Фото: Пресс-служба Инновационного культурного центра Свердловской области

Хорошие уральские байки

– О чем мультфильмы, создаваемые в Инновационном культурном центре?

– У нас была идея посеять в душах детей, еще на уровне детского сада, зерно любви к своему краю. И рассказать о нашем регионе за его пределами на языке, понятном любому зрителю. Так родился проект «Уральские байки», реализуемый при поддержке Министерства культуры Свердловской области. Как и все проекты Студии анимации ИКЦ. Это серия мультфильмов, посвященных истории Урала. Мои «Валенки Бажова» и «Про щелпов», «Невьянская башня» и «Любовь и мотоциклы» режиссера Елены Лапшиной, «Шигирская байка» режиссера Диляры Сильницкой. В их основе лежат местные легенды и поверья. С удивлением узнали, что у педагогов уральских школ есть потребность показывать эти мультфильмы на уроках. Потому что ленты не более десяти минут, при этом рассказывают о значимых для региона местах и событиях.

   Анимационные фильмы ИКЦ успешно участвуют в российских и международных конкурсах, фестивалях Фото:  АиФ/ Ольга Романова
Анимационные фильмы ИКЦ успешно участвуют в российских и международных конкурсах, фестивалях Фото: АиФ/ Ольга Романова

Скоро. В прокате

Какие у вас планы? Чего хотите добиться?

– Мы начинаем серьезную плотную работу с единственной для Урала студией «захвата движения» Motion capture. В планах запустить выпуск сериальной продукции. Да, я хочу выпустить нечто вроде нашей уральской «Маши и медведя»! А авторские фильмы будем делать в промежутках, в «передышках». Также, надеюсь, наши готовые анимационные фильмы скоро можно будет увидеть в Доме кино и Свердловском областном фильмофонде перед основными показами различных кинофильмов.

   Кадр из анимационного фильма "Невьянская башня" режиссера Елены Лапшиной Фото: Пресс-служба Инновационного культурного центра Свердловской области
Кадр из анимационного фильма "Невьянская башня" режиссера Елены Лапшиной Фото: Пресс-служба Инновационного культурного центра Свердловской области

Что еще нужно для того, чтобы уральская анимация начала стремительно развиваться?

– Хорошие сценарии. Если такие найдутся, мы готовы к работе с ними. И новые таланты. Тенденция такова, что сейчас мультипликационные фильмы снимают нечасто и в основном это делают дебютанты. А после удачного старта уезжают, например, в Москву, где студий больше. Как же тогда развивать уральскую анимацию? У нас есть Уральский архитектурно-художественный университет, значит, будем ковать кадры и дебютировать. Сейчас делается ставка на талантливых ребят, но дебют должен быть подготовлен: человек должен поработать на всех этапах создания мультфильма – от прорисовщика или контуровщика до художника-постановщика и режиссера. Важно, чтобы дебютант понимал процесс создания фильмов и мог профессионально общаться со своими коллегами.

О детях и будущем

– Студия еще и занимается обучением детей основам анимации. Насколько успешно это получается?

– Изначально мы ставили перед собой цель – создать детскую студию анимации для Первоуральска. Мы ее выполняем. При этом нет задачи сделать из всех воспитанников нашей детской студии аниматоров. Нам важно, чтобы дети развивались в разных направлениях, расширяли кругозор, пробовали что-то новое, в том числе создавать свои собственные мультфильмы. Спустя много лет эти ребята будут пересматривать свои первые мультфильмы, испытают чистые и светлые эмоции, вспомнят этот интересный период их жизни.

   Детская студия анимации Инновационного культурного центра в Первоуральске Фото: Пресс-служба Инновационного культурного центра Свердловской области
Детская студия анимации Инновационного культурного центра в Первоуральске Фото: Пресс-служба Инновационного культурного центра Свердловской области

Анимация – это не просто умение рисовать. Эта работа требует самоотдачи, усидчивости, определенного склада характера. Можно быть хорошим спортсменом, учителем, врачом, а в свободное время заниматься какими-то другими делами. Рисовать же часами примерно одинаковые картинки — это сложно. Но если человек видит, как нарисованный им персонаж оживает, начинает двигаться, в этот момент в его душе загорается огонь. И этот огонь — катализатор для развития важнейших черт характера: умения довести до конца начатое, понимания, что благодаря терпению, усидчивости и труду ты гарантированно получишь результат. И это отличная база для всей дальнейшей жизни. Кажется, мульти-пульти, а сколько смысла...