Найти тему
ВолГУ

Лучший молодой преподаватель Юга России-2023 – доцент ВолГУ // Интервью с Ириной Усачевой

Кандидат экономических наук, доцент кафедры прикладной информатики и математических методов в экономике Ирина Витальевна Усачева заняла первое место в конкурсе «Лучший молодой преподаватель Юга России-2023» в номинации «Информационные технологии». Стремление к высоким достижениям у нее в крови, потому что она росла в династии летчиков: папа, дедушка и прадедушка – были летчиками. По примеру родных Ирина Витальевна тоже покоряет высоты, только уже в научной сфере и преподавательской деятельности.

В мае мы праздновали День Победы, расскажите о своем герое…

– Мой прадедушка Кузнецов Николай Петрович во время Великой Отечественной войны был летчиком-инструктором военной авиации, ночью совершал боевые вылеты, а днем обучал молодых летчиков. Однажды ночью, когда он возвращался с задания, у самолета отказал двигатель, прадедушка не катапультировался и не бросил самолет, он успешно посадил его, пролетев между высоковольтными линиями, за что был награжден медалью «За боевые заслуги». Прадедушка прошел всю войну, закончив свою военную карьеру в звании полковника, ему было присуждено ученое звание почетного академика. Вся наша семья им очень гордится. В детстве я очень любила играть с ним в шашки и решать разные логические задачки.

-2

И спустя годы логика пригодилась Вам в ВолГУ… В студенчестве Вы могли представить, что станете преподавателем?

– Честно могу сказать, когда я поступала в ВолГУ, то даже не представляла, что стану преподавателем. На втором курсе я устроилась работать лаборантом на кафедру «Математические методы и информатика в экономике» под руководством Людмилы Юрьевны Богачковой и окунулась в преподавательскую среду. Университет и кафедра дали мне очень много как фундаментальных, так и практических знаний и навыков. Глядя на наших преподавателей и моего научного руководителя, вдохновившись их примером, после окончания я решила остаться в стенах университета и стала преподавать.

Помните Ваш первый выход к студентам?

– Конечно, это очень волнительно, особенно, когда ты сам – вчерашний студент. В высшей школе говорят: хочешь выучить предмет – начни его преподавать. Так и есть. Чтобы подготовиться к паре, нужно изучить различные источники литературы и методики донесения информации до аудитории, подобрать примеры и разработать план и конспект занятия. И если пара длится 1,5 часа, то подготовка к ней может занять не один день. Сейчас я преподаю такие дисциплины как математика, статистика, информатика, эконометрика. Я всегда стараюсь наладить контакт со студентами, чтобы им было интересно и полученные знания они могли применить на практике, в будущей профессиональной деятельности и в жизни.

-3

Расскажите о своем участии в конкурсе.

– Конкурс «Лучший молодой преподаватель Юга России-2023» состоял из двух этапов: заочного, для которого необходимо было подготовить видеовизитку, представляющую участника и его педагогическую инновацию, и очного, которое проходит в формате мотивирующей лекции по предмету в стиле TED.

Суть моей педагогической инновации заключается в использовании проектного обучения с применением кейс-технологий в образовательном процессе в рамках курсов «Компьютерные методы принятия организационно-управленческих решений» и «Управление ИТ-проектами» для студентов бакалавриата по направлению «Бизнес-информатика», о чем я подробно рассказала в своей видеовизитке. Пройдя заочный этап, я стала готовиться к очному выступлению. Формат в стиле TED был для меня новым и непривычным. Я очень благодарна нашим студентам, коллегам и особенно директору института экономики и управления Ларисе Владимировне Пономаревой за поддержку и помощь в подготовке к конкурсу! Критериями оценивания лекции были следующие: ораторское мастерство и культура речи, умение вызывать интерес к предмету, доступность изложения и понятность содержания, а также структурированность лекции и тайм-менеджмент. Для своего выступления я выбрала тему «Метод анализа иерархий при принятии решения». Данный метод состоит в декомпозиции проблемы на более простые составные части для обоснования принятия решений в условиях определенности и многокритериальности.

Этот метод применим в жизни?

– Конечно! Метод анализа и иерархии широко используется на практике и активно развивается учёными всего мира. В его основе наряду с математикой заложены и психологические аспекты. Он позволяет понятным и рациональным образом структурировать сложную проблему принятия решений в виде иерархии, сравнить и выполнить количественную оценку альтернативных вариантов решения. Этот метод не предписывает лицу, принимающему решение, какого-либо «правильного» решения, а позволяет ему в интерактивном режиме найти такой вариант, который наилучшим образом согласуется с его пониманием сути проблемы и требованиями к её решению. Метод анализа иерархий используется для принятия решений в разнообразных ситуациях: от управления на межгосударственном уровне до решения отраслевых и частных проблем в бизнесе, промышленности, здравоохранении и образовании. Зная этот метод, с помощью современных компьютерных технологий – пять минут… и решение будет найдено, будь то выбор сотрудника на работу, вашего научного руководителя для дипломной работы или определения дальнейшего профессионального пути – любую проблему можно решить с учетом своих внутренних приоритетов и предпочтений.

Ваши ближайшие планы?

– Одновременно с конкурсом «Лучший молодой преподаватель Юга России» я подавала заявку на Всероссийский конкурс «Лучший молодой преподаватель», и на днях мне сообщили, что среди 487 молодых преподавателей, доцентов, профессоров, заведующих кафедрами из 85 субъектов Российской Федерации я прошла в очный тур. И теперь готовлюсь к нему, с учетом новых полученных знаний, подходов и практик.

Ольга Редкозубова

-4