Ишимское линейное производственное управление магистральных газопроводов отмечает очередную знаковую дату со дня своего рождения, и надо сказать, что за последние несколько лет в его жизни произошло немало позитивных преобразований. О прошлом, настоящем и будущем самого южного филиала ООО "Газпром трансгаз Сургут" читайте в нашем материале.
К середине 80-х годов прошлого века, когда газопровод «Уренгой – Челябинск» уже был готов и функционировал, ежесуточно перекачивая сотни миллионов кубометров голубого топлива на промышленный Урал, у руководства страны возникла идея сделать от этой газовой реки ответвление на восток, чтобы передать часть большого тюменского газа Омску. Так появился проект новой газопроводной системы «Северные районы Тюменской области (СРТО) – Омск», структурным центром которого стало Ишимское линейное производственное управление. На прошлой неделе ему исполнилось 35 лет.
Чтобы Омск вздохнул свободнее
Интересно, что главной целью строительства новой магистрали стало решение в первую очередь экологических проблем: в то время предприятия Омска использовали в качестве топлива мазут и уголь, и большой, быстро растущий город буквально задыхался от смога. Именно поэтому в 1984 году правительством было принято постановление «об оздоровлении воздушного бассейна» четырнадцатого миллионника СССР, важнейшим пунктом которого и стал проект газопровода «СРТО – Омск». Газовая однониточная магистраль диаметром 1220 мм, протяженностью около 600 км и производительностью 90 млн кубометров в сутки должна была обеспечить постоянную подачу газа в столицу Западной Сибири и другие населенные пункты области, дав им возможность отказаться от сжигания «грязного» топлива, а впоследствии стать основой для такой же экологической «революции» в Новосибирской, Томской областях и на Алтае.
Строительство газопровода стартовало в 1987 году, а 20 мая 1988 года директор «Сургуттрансгаза» Леонард Рафиков подписал приказ о создании в составе ТУМГа (Тюменское управление магистральных газопроводов) Ишимского ЛПУ, которому и предстояло заняться эксплуатацией новой нитки.
Интересно, что линейное управление фактически сформировалось на базе сельскохозяйственного предприятия - подхоза «Сургутский», и первое время эти два производства существовали вместе, в одной структуре. Первыми специалистами ЛПУ стали работники Туртасского аварийно-восстановительного поезда, которые участвовали в прокладке трубы и в связи с последующим расформированием АВП пришли сюда работать. А роль основоположника филиала по праву принадлежит Александру Наумову – он, будучи главным инженером подхоза, возглавил управление в непростой период его становления.
Контора ЛПУ разместилась в Ишиме, на территории бывшей базы вторсырья. Изначально там было лишь одно небольшое капитальное здание, ангар и несколько вагончиков.
Стимул для развития деревень
К концу 1988 года нитка была проложена, и 29 декабря природный газ впервые поступил на территорию Омской области. Конечно же, газопровод позволил не только вздохнуть полной грудью омичам, но и дал мощный стимул к развитию транзитных территорий, через которые он прошел – и это в первую очередь весь сельскохозяйственный юг Тюменской области. Тогда даже еще не приступили к строительству «главного насоса» этой магистрали – компрессорной станции «Карасульская» (КС-13), а по трубе уже подавался газ.
Повсеместно строились и вводились газораспределительные станции для снабжения газом многочисленных деревень прилегающих районов, колхозов и совхозов. Первая из них, «Голышмановская», была сдана в 1989 году, в 1990-м сдали «Тушнолобовскую» и «Абатскую», в 1992-м – «Омутинскую» и «Усть-Ламенскую». Прокладывались протяженные газопроводы-отводы - викуловский, маслянский, сладковский.
Важной задачей было строительство компрессорной станции, и получилось так, что оно пришлось на самые тяжелые годы – работы на «Карасульской» начались в 1993 году. Когда вокруг все разваливалось, газовики строили такой ответственный объект, и это было непросто.
Наиболее массивное, крупногабаритное оборудование подвозили по железной дороге, а потом при помощи мощных колесных тягачей - БАЗов и МАЗов - на прицепах и сланях доставляли к месту работ. Технологические блоки собирали прямо в открытом поле, после чего перевозили и монтировали уже непосредственно на промплощадке. И вот в сентябре 1996 года, в День работников нефтяной и газовой промышленности, состоялся торжественный пуск – официально, с телевидением и приглашенными гостями.
По проекту в составе газопровода «СРТО-Омск» должны были появиться еще две компрессорные станции – КС-12 недалеко от села Омутинское и КС-14 в Абатском районе. Для них даже смонтировали узлы подключения, но планы изменились – достигнутой производительности оказалось достаточно. Сегодня по трубе транспортируется до 44 млн кубометров в сутки - это половина ее пропускной способности, но их вполне хватает и Омску, и югу Тюменской области. Причем в летний период система работает даже в реверсном режиме, перекачивая газ в обратном направлении – в газопровод «Заполярное – Уренгой».
Перспективы - имеются
Сегодня Ишимское ЛПУ помимо 226 километров линейной части и Карасульской КС эксплуатирует 200 км газопроводов-отводов, 11 газораспределительных станций, газоизмерительную станцию «Абатская», представляющую южную границу зоны ответственности нашего предприятия. Филиал работает над повышением надежности оборудования и продолжает заниматься газификацией региона. В настоящее время готовится ввод в эксплуатацию новой ГРС «Ишим-2», которая не только разгрузит имеющиеся газораспределительные мощности, но и даст дополнительный стимул к развитию территорий, позволит запустить новые производства агропромышленного комплекса. Ну а газовики позаботятся, чтобы потребители получали природный газ бесперебойно и в необходимых объемах.
В Ишимском ЛПУ на данный момент трудится 160 человек, в коллективе царит здоровый благоприятный климат. В последние годы благодаря руководству Общества удалось значительно улучшить материальное обеспечение и социальные гарантии работников, тем самым сократив имевшийся разрыв с северными филиалами. Работать здесь престижно, для юга области это один из островков стабильности, возможностей для профессионального и карьерного роста, поэтому на производство охотно приходит молодежь. А значит, у предприятия определенно есть будущее.
Мал золотник, да дорог
КС-13 «Карасульская» Ишимского ЛПУ - одна из самых необычных компрессорных станций в системе ООО «Газпром трансгаз Сургут». Во-первых, она самая маленькая – всего четыре агрегата, построена по уникальному для нашей трассы проекту, и ГПА здесь стоят таких моделей, которых нигде у нас больше не встретишь. Газоперекичивающие «мускулы» этой станции представлены машинами ГПА-10-01, каждая из которых смонтирована в отдельном укрытии.
Силовой установкой для них служит газотурбинный двигатель судового типа ДР-59Л номинальной мощностью 10 МВт. Нагнетатели – двухступенчатые, производства Невского завода – Н-235-23-1. Их производительность по паспорту – 16 млн кубов в сутки, хотя на самом деле гораздо больше, - объясняет начальник газокомпрессорной службы Александр Бечиков, который трудится на станции с периода пусконаладки и знает ее до последнего винтика.
По его словам, ГПА данного типа – не редкость для ПАО «Газпром», например, они имеются в югорском и томском «трансгазах», там, где есть аналогичные компрессорные станции. Вообще, проектом на КС-13 было предусмотрено пять машин, но в ходе реализации пришли к выводу, что хватит и четырех. Причем такая корректировка – обычное дело: так, у «Карасульской» есть станция-близнец, имеющая всего два агрегата.
Нагрузка у КС-13 сравнительно небольшая, и она качает газ не постоянно, а включается периодически. Да и то часто не в полную силу: все зависит от заданного режима транспортировки. Однако эксплуатирующему персоналу сидеть сложа руки не приходится, ведь частые пуски и остановы – это всегда очень ответственно. Да и оборудование нужно обслуживать, поддерживать в работоспособном состоянии.
Все четыре агрегата КС-13 – ровесники Ишимского ЛПУ, им тоже уже далеко за тридцать. Правда, благодаря щадящему режиму эксплуатации они еще не выработали свой ресурс. Самая большая наработка - 15 тысяч часов, при том что капитальный ремонт проводится при достижении 24 тысяч.
Запас у нас хороший, но нельзя забывать о возрасте машин. Поэтому мы должны внимательно следить за их техническим состоянием, - говорит Александр Александрович.
Из четырех агрегатов самый примечательный - ГПА №11. В свое время он выступал в качестве испытательного стенда для завода «Тюменские моторостроители»: сюда привозили и обкатывали после капремонта двигатели такого же типа других дочерних обществ. А в 2014 году он стал первым в нашем Обществе (и вообще одним из первых в стране), где взамен устаревшей штатной системы автоматического управления ГПА была установлена микропроцессорная система контроля и управления нового поколения - МСКУ-6000. Агрегат отличается от своих собратьев в том числе и внешне, поскольку выглядит как новенький - недавно был проведен ремонт его укрытия. В ближайшие годы такая же работа будет выполнена и на остальных трех ГПА.