Найти тему
Русь Изначальная

Как жестокий самодур Безприм и кастрат Мешко Второй вертели своей страной

Оглавление

Ярослав Мудрый предотвратил крушение Польши, так как назревал ее второй раздел, в котором могла принять участие Русь. Это было геополитической ошибкой того времени. Но так было.

Источник: Атлас Российского государства, издания 1831-го года.
Источник: Атлас Российского государства, издания 1831-го года.

Наступил 1032-й год. После событий, изложенных в предыдущем очерке, в Польше продолжились междоусобицы дальше. Русь ее не трогала, а они продолжились.

Есть мнение, что Безприм был сторонником язычества. При этом его жестокость и расправы над бывшими сторонниками Мешко Второго привели к большой междоусобице и разладу в польских землях. Мешко, вероятнее всего, находился в чешском плену. Там его по приказу чешского князя Ольдржиха лишили мужского достоинства (кастрировали).

Это была месть за то, что Болеслав Первый (отец Мешко) ослепил отца Ольдржиха, Болеслава Рыжего. У нас на Руси князей ослепляли или убивали, а вот в Польше еще и кастрировали. Все-таки ближе они были к "просвещенной" Европе уже тогда. Но идем далее.

Мешко было предложено вернуться на польский престол, но условием был отказ от Моравии, которую забрали себе чехи.

Впрочем, есть версия, что Моравия не была захвачена чехами, а Мешко при возвращении на престол необходимо было ее отдать в состав Чехии. Как бы то ни было, в 1032-м году Мешко вернулся на трон в Польшу, а Безприм был убит заговорщиками.

Казалось бы, жизнь в Польше налаживается. Но, увы. В 1034-м году Мешко умирает. Официальная история считает, что он надорвал свое здоровье, поэтому отвергается версия о том, что его устранили заговорщики.

Восстания язычников продолжились вновь. Народ был недоволен усилением прав христианских попов и собираемых податей в пользу церкви. Восстанием были охвачены несколько провинций Ляхии.

Поморье, так окончательно и не присоединенное к Польше, отложилось сразу, равно как и Мазовия. Казимир, сын Мешко, сбежал заграницу. По крайней мере, он оказался в Саксонии, где проживала его мама Рыкса Лотарингская. Там по ее наущению и было в конечном итоге заключено соглашение с немцами

Чехи в 1038-м году вторглись в Польшу и присоединили Силезию к своим владениям.

Очень красочно описывает события тех лет в Польше хронист Галл Аноним:

«Короли и князья, каждый со своей стороны, притесняли Польшу, или, подчиняя своей власти её города и пограничные крепости,…однако ещё худшими и более жестокими были бедствия, причинявшиеся ей её же обитателями. Именно: рабы поднялись против своих господ, вольноотпущенники — против знатных, возвысив себя до положения господ; одних они, в свою очередь, превратили в рабов... вероломно взяли себе их жён...отрёкшись от католической веры... подняли мятеж против епископов и служителей Бога; из них некоторых убили...".

Ну и так далее. Суть этой тирады польского хроникера заключается в том, что народ отошел от католичества и решил выйти из рабства, как религиозного, так и имущественного. Но идем далее.

Немцы засуетились, что потеряют религиозное, а значит и идеологическое влияние в Польше. Они решили помочь Казимиру сесть на трон. Ему выделили денежные вливания и дали 500 конных тяжеловооруженных воинов. Языческое восстание в Польше было подавлено, а недовольные олигархи приведены к смирению. Но не все. Немцы никогда не были альтруистами. Ценой за захват трона и наведения порядков оккупационными войсками стало потеря независимости, а именно Польша становилась вассалом Священной Римской Империи.

Дольше всех и лучше всех сопротивлялся Казимиру князь Моислав Мазовецкий. Уже позже придумали, что этот Моислав был не княжеского рода, а всего лишь чашником при Мешко Втором. Хотя наверняка он был из местной династии, равно как и на Руси, такое было не редкостью.

Казимир Мешкович, видимо, по наущению родственников со стороны мамы, решил обратиться за помощью на Востоке, на Руси. Был заключен династический брак. Сестра Ярослава, Мария Добронега стала женой Казимира. Вероятно, мама Казимира напомнила ему о знатной пленнице, одной из дочерей Владимира Крестителя. Что же добру пропадать.

Так наступило время походов в Мазовию. Иначе Польшу было не спасти. Мог наступить ее второй раздел.

С Хронологией походов в Мазовию не все так просто. В официальной истории прослеживается три из них: 1041-го года, 1043-го года и 1047-го года.

О первом походе известно только то, что русское войско на ладьях прошло по Бугу и начало разорять окрестности Мазовии. Существует вероятность того, что именно после этого похода Ярослав основал город Дорогичин на Буге. (Сейчас он находится в составе Польши).

Второй поход был приурочен к свадьбе Изяслава Ярославича на сестре Казимира Гертруде. Об этом походе особых известий нет.

А вот третий поход отмечен в истории тем, что Ярослав совместно с Казимиром осуществили нападение на Мазовию. О первых двух походах особо не написали, видимо потому, что в них не принимал участия Казимир.

Согласно ПВЛ, летописец особо не распространяется о победе Ярослава. Но вот польский хронист, прямо скажу, раздухарился. Галл Аноним сообщает о том, что мазуров было в 10-ть раз больше, чем ляхов. Но даже усиленные ятвягами и прусами мазуры все-таки благодаря польскому "гению" были "разбиты". Судите сами, какую ахинею несет их хронист:

«Сам Казимир, разя врагов мечом, очень утомился, руки его, вся грудь и лицо были обагрены кровью, и он один так далеко преследовал бегущих врагов, что должен был бы умереть, не получая помощи от своих. Но некто не из знатного рода, а из простых воинов оказал помощь обречённому на гибель Казимиру, как подобает благородному. Казимир хорошо вознаградил... возвысив его достоинством до уровня наиболее знатных».

В общем, Казимир один, при помощи одного не знатного воина разбил в десятеро превосходящих мазуров, а остальные ляхи, видимо в сторонке курили. Так закончилась эпопея со вторым разделом Польши. К сожалению князь Ярослав спас ляхов от исчезновения.

Дорогой читатель, жду твои комментарии!

Лайк или репост этой статьи поможет ее продвижению!

Рекомендую прочитать

Индульгенция как форма отката, который платили совершившие грехи. В 13-м веке кардинал Гуго де Сен-Шер сказал, что прощать грехи может только Бог. По мысли кардинала,   Иисус явился перед апостолами и сказал им, что они тоже могут отпускать грехи тем, кто действительно раскаялся. Получается, Иисус дал доверенность апостолам, а те потом дали ее священникам, чтобы они прощали грехи пастве. Еще…
Перо Истины18 мая 2023