Мало урожай вырастить – все усилия земледельца могут свести на нет прожорливые вредители. Проблема более чем актуальна для Волгоградской области, где в этом году прогнозируют заметное нашествие крылатых насекомых.
Под защитой с неба
Самый эффективный способ борьбы здесь – использование сельскохозяйственной авиации. Вот лишь некоторые цифры: по подсчётам ещё советских энтомологов, более 68 тысяч (!) видов различных насекомых могут наносить вред полезным растениям. Не меньше численность различных вредоносных микроорганизмов и сорных растений. С высокой точностью учёными было установлено, что в сельском хозяйстве от вредителей и болезней теряется не менее трети урожая, а при отсутствии систематических защитных мероприятий – существенно больше.
– Основными способами внесения средств защиты полезных растений являются в настоящее время и останутся в прогнозируемом будущем наземное и авиационное опрыскивание, с помощью которого вносится около 75% всех применяемых в сельхозпроизводстве биологических и химических средств защиты растений, – отметил член-корреспондент Российской экологической академии Михаил Кисиль.
По утверждению разработчиков современных систем обработки агрокультур с воздуха, свойства рабочих составов в ходе опрыскивания в значительной степени зависят от размера капель рабочего состава. Этот параметр формирует такие важные характеристики, как скорость осаждения капель, ширина захвата, степень сноса, скорость испарения, плотность покрытия и др.
Технология малообъёмного монодисперсного опрыскивания (ММО) была разработана и научно обоснована ещё полвека назад специалистами ведущих отраслевых институтов. Среди них ВНИИ фитопатологии, Всесоюзный институт защиты растений, Институт применения авиации в народном хозяйстве (ПАНХ). В коллективе разработчиков – отечественные учёные В. Дунский, Н. Никитин, Ю. Спиридонов, М. Соколов, А. Лысов, В. Асовский и другие.
Это высокотехнологичная, наукоёмкая, экологичная, ресурсосберегающая, по-настоящему инновационная технология, в основе которой лежит принцип распыления рабочей жидкости на мельчайшие капли практически одного размера.
– В наши дни подобная технология работает практически на каждом сверхлёгком воздушном судне, участвующем в авиационно-химических работах, за счёт установки специальной аппаратуры, – отмечает гендиректор одной из компаний Сергей Генералов.
Через тернии
Однако в последнее время авиаторы вынуждены массу времени и сил тратить не на совершенствование способов авиационной обработки сельхозугодий, а на преодоление административных препон.
С 2014 года нормы по отношению к деятельности сверхлёгкой авиации постоянно усложняются. Происходит так, что требования к «большой» авиации, которой уделяется основное внимание регулятора и надзора, переносятся на малую и сверхлёгкую. Но для двух последних сфер эти требования, по мнению экспертов отрасли, избыточны или просто невыполнимы.
– Для преодоления подобного противоречия в 2019 г. президентом России Владимиром Путиным было дано прямое поручение № Пр-887 провести анализ и представить предложения по устранению избыточных и дублирующих положений законодательства, составив дорожную карту по устранению ограничений, – поясняет Сергей Генералов. – И хотя прошло уже четыре года, по сей день избыточные требования к нашей деятельности, её ограничения имеют место. На практике мы убеждаемся, что барьеры для развития сверхлёгкой авиации регулятором – Минтрансом РФ – по сей день не сняты. К сожалению, без внимания остаются предложения авиационной общественности.
Также общим вопросом, препятствующим развитию сверхлёгкой авиации, и в том числе беспилотной, является отсутствие в России производства отечественных авиационных поршневых двигателей мощностью 100 л/с. Между тем необходимость в них огромная, и об этом авиаторы не устают говорить.
– При этом существует программа отработки типовых районированных авиационных технологий внесения пестицидов сверхлёгкими воздушными судами, – говорит заместитель президента ОФСЛА по применению СЛА в экономике Алексей Кобызев. – Она была разработана АО НПК «ПАНХ» с использованием технологии ММО. За период с 2007 по 2022 гг. на её основе были проведены авиационные работы во многих тысячах хозяйств на миллионах гектаров посевных площадей. Экономический эффект от таких обработок – миллиарды рублей ежегодно, и это только за счёт повышения качества сельхозпродукции! Работали десятками химпрепаратов различных производителей по самым разным культурам. Фактически эти препараты прошли полноценные многолетние полевые испытания. По многочисленным положительным отзывам хозяйств они показали высокую эффективность при авиаобработке с применением технологии ММО.
Однако, по словам специалиста, в Государственном каталоге пестицидов, которым устанавливается регламент их применения, есть только три препарата для технологии ММО, а работа по расширению регламента применения пестицидов для отечественной инновационной авиатехники в Минсельхозе России до сих пор не начата. В результате заслуги авиации и объёмы защитных работ приписываются старой наземной технике, что искажает объективную информацию и также препятствует внедрению современной технологии.
Между тем в современных условиях использовать устаревшие технологии – это расточительно, разорительно и губительно для окружающей среды, убеждены авиаэксперты.
Полёты под запретом
С началом СВО была введена зона ограничения полётов, в которых оказались самые хлебные регионы России к западу от линии Краснодар – Волгоград – Михайловка – Новохопёрск – Тамбов.
– В 2023 году под различными предлогами сверхлёгким судам постоянно отказывают в вылетах на плановые сельхозработы в установленной зоне ограничения полётов, – говорит Алексей Кобызев. – При этом никаких объективных сложностей для контроля перемещения судов в этом секторе не существует. На наших судах установлены трекеры с передачей данных по сетям стандарта GSM. Они зарегистрированы в ГАИС «ЭРА-ГЛОНАСС», по результатам работы в 2022 году показали достаточную точность и устойчивость сигнала GSM для контроля их местоположения органами управления воздушным движением.
Важно отметить, что работа малой авиации, несмотря на особые условия этого года, не находится под запретом — порядок действий для неё в районе проведения СВО был согласован ещё в конце марта (об этом Южное межрегиональное управление воздушного транспорта ФАВТ ещё 29 марта текущего года было уведомлено Национальным центром управления обороной РФ). И тем не менее выполнить свои обязательства малая авиация не может.
Следствием данной ситуации, как считают специалисты отрасли и аграрии, становится недостаточная степень защиты посевов от сорняков, вредителей и болезней, что может негативно сказаться на объёме и качестве урожая 2023 года. Вызывают тревогу и сроки проведения химпрополки в ряде регионов юга России. Под угрозой срыва и сроки работ по борьбе с вредителями леса.
Сохранность лесных насаждений – это, конечно, не вопрос продовольственной безопасности, но он очень важен с точки зрения экологии. Борьба с вредителями для Волгоградской области тем более актуальна, что лесов на нашей территории крайне мало, а несвоевременная их обработка или её полное отсутствие ведёт к серьёзной деградации зелёных насаждений. Об этом идёт речь в обращении облкомприроды к начальнику центра управления обороной РФ, которое было отправлено ещё 7 апреля текущего года. В документе указано: если не провести обработку, то вредитель может распространиться и на близлежащие территории, а сосновые насаждения рискуют полностью погибнуть. Первый этап обработки необходимо провести до 5 июня – это крайний срок.
Но всё же надежда на решение вопроса есть.
– Оптимизм сейчас вселяет то, что депутаты Волгоградской областной думы 11 мая этого года провели рабочее совещание по вопросам развития авиации в регионе, проявили интерес к проблемам аграриев и поиску вариантов их решения, – сообщили в ОФСЛА РФ.
На правах рекламы