Во второй части нашего исследования мы обсудили выбор устройства отображения для домашнего кинотеатра и пришли к выводу, что предпочтение следует отдавать проекционной технологии по нескольким причинам:
- больший комфорт восприятия отраженного света по сравнению с направленным, что особенно важно при просмотре в темноте;
- возможность обеспечить действительно огромный размер экрана, что дает больший реализм восприятия, вовлеченность при просмотре и раскрытие всех преимуществ разрешения UltraHD;
- возможность сесть дальше от экрана.
Однако, как было отмечено, у проекционной технологии есть одно главное ограничение - необходимость 100% затемнения помещения и его максимально возможная подготовка для исключения паразитной засветки. Для примера продемонстрирую это фотографией своего домашнего кинозала.
Очевидно, что большинство пользователей не готовы к столь радикальным решениям и предпочитают телевизор проектору.
Итак, самые главные вопросы при выборе телевизора для использования в домашнем кинотеатре – какую модель выбрать и на что обращать внимание при покупке? Для ответа на эти вопросы необходимо определить критерии, позволяющие сделать осознанный выбор, основанный не на маркетинговых заявлениях производителей в рекламе, а на том, что по-настоящему важно.
Про размер изображения мы уже поговорили в первой части нашего исследования и пришли к выводу, что тезис «размер имеет значение» в общем и целом верен – для просмотра кино необходим самый большой дисплей, который Вы себе можете позволить, а минимально необходимое для подлинного «погружения» расстояние просмотра должно рассчитываться из коэффициента – 1.5 х ширины экрана. Ближе садиться к ТВ будет уже совсем некомфортно. Отсюда, для просмотра кино даже в самом небольшом помещении нужно выбирать телевизор с диагональю хотя бы от 65 дюймов. На сегодняшний день из более крупных диагоналей наиболее распространены 75-85 дюймов.
Но сказанное вовсе не означает, что ради размера следует жертвовать качеством изображения, ведь у последнего есть еще масса разных характеристик, очень важных для «домашнего кинопоказа». Понятно, что параметров, отличающих одну модель телевизора от другой множество, но я назову самые важные – это контрастность, цветопередача, равномерность и углы обзора.
Вы спросите – а как же яркость и разрешение? Да, они тоже важны, но все же в меньшей степени и вот почему.
Яркость до появления стандарта HDR (High Dynamic Range - высокий динамический диапазон) вообще не рассматривалась киноманами как значимый показатель качества, т.к. при просмотре при выключенном освещении (а именно так желательно смотреть кино - тогда Вас не отвлекают посторонние источники света), яркости практически любого монитора или телевизора хватало с избытком для соответствия требованиям стандартного динамического диапазона (SDR ограничен яркостью в 100 нит, в то время как теоретические возможности стандартов HDR достигают 10 000 нит).
1 нит равен яркости равномерно светящейся плоской поверхности площадью 1 м2 в перпендикулярном к ней направлении при силе света, равной 1 кд. Соответственно, 1 нт = 1 кд/м².
Конечно, отличия форматов SDR и HDR не сводятся только к яркости, речь идет также и о глубине цвета (8 бит против 10 и 12) и более широкой цветовой гамме и некоторых других аспектах, однако именно и прежде всего яркость является условием, позволяющим отобразить с наименьшей степенью компрессии весь динамический диапазон изображения – одновременно самые яркие блики и самые тёмные теневые участки картинки.
Однако фактически ни один современный бытовой дисплей не способен воспроизвести максимальный диапазон яркости и цветов, которые могут быть представлены в форматах HDR и для корректного отображения HDR-контента на дисплеях с очень разными возможностями (от студийного мастер-монитора с яркостью 10К нит до бюджетного телевизора с его скромными 200 нит) используются технологии внутренней (в процессоре телевизора) и внешней (в источнике сигнала – компьютере, плеере, видеопроцессоре) адаптации сигнала к возможностям дисплея.
Чаще всего речь идет о так называемом тонмаппинге (tone mapping) – то есть преобразовании сигнала из расширенного диапазона в тот, что позволяет отобразить дисплей, и дизеринге (с помощью него можно без заметного ущерба для качества изображения снизить разрядность (глубину) цвета с 10 или 12 бит до стандартных 8-ми). И качество развития этих технологий достигло сейчас такого уровня, что HDR-контент абсолютно комфортно можно смотреть даже на старой плазменной панели, выпущенной более 10 лет назад (при наличии соответствующего источника и/или видеопроцессора) или проекторах, яркость которых по сравнению с современными телевизорами очень скромная. Кроме того, попытка «честно» обеспечить требуемую по стандарту HDR яркость слабо коррелирует с комфортностью просмотра в темноте сравнительно небольшого источника направленного света, которым является телевизор.
Что же касается разрешения, то оно, безусловно, важно, но тоже не стоит на первом месте. Почти любой современный телевизор уже имеет разрешение матрицы UltraHD (3840×2160 пикселей), появились модели с разрешением 8К (7680×4320). Однако далеко не всегда даже современные фильмы издаются на дисковых носителях или выпускаются стриминге с такой реальной четкостью, которая в действительности требует от дисплея поддержки разрешения UltraHD. Поэтому вполне можно продолжать смотреть кино и получать удовольствие на качественном телевизоре или проекторе с разрешением FullHD (1920 × 1080).
Итак, вернемся к указанным выше ключевым параметрам качества изображения, критически важным при просмотре кино. На первом месте, по моему убеждению, стоит контрастность – соотношение между минимальной и максимальной яркостью, которую может продемонстрировать дисплей (например, 10000:1).
Измеряется контрастность двумя основными методами – на полностью черной и полностью белой заливке, которые выводятся попеременно (on/off контрастность) и на заливке, напоминающей шахматную доску с 50% белых и 50% черных прямоугольников (метод ANSI). В случае с телевизорами и мониторами обычно используется метод ANSI.
Изображение с высокой контрастностью выглядит наиболее реалистичным и объемным - оно кажется живым и даже более четким и насыщенным, чем низкоконтрастное – блеклое, «вымытое» и безжизненное.
Контрастность дисплея определяет и глубину черного цвета, которую он в состоянии продемонстрировать, что особенно важно для «космической» кинофантастики, хотя и в других темных сценах серый цвет вместо черного сделает изображение более плоским.
В затемнённом помещении недостаток контрастности будет очень сильно бросаться в глаза. Поэтому значение контрастности для просмотра кино трудно переоценить. Если говорить о цифрах, то плохая контрастность - это все, что ниже 2000:1, удовлетворительная – 2500:1 - 3000:1, хорошей можно назвать контрастность в диапазоне примерно 4000-6000:1, а высокой - 8000:1 и выше. Если же вы владелец дисплея с бесконечной контрастностью (∞:1), то Вам определенно повезло.
Второй важнейший параметр, который я назвал, – это качество цветопередачи. Дисплей должен уметь передавать цвет максимально корректно, так, как он был задуман создателями фильма и не привносить никакой «отсебятины». Самый простой тест на качество цветопередачи – это просмотр черно-белого изображения (не важно фильма или специальных тестовых изображений) – если оно будет тонировано (окрашено), то с цветопередачей у дисплея не все в порядке.
Правильно
Неправильно
На примере этого тестового изображения видно, что важна не только точная цветопередача, но и гамма – все квадратики (градации яркости) в «светах» и «тенях» должны быть видны.
Следующий важный показатель качества дисплея – равномерность. Проще всего объяснить, что это такое можно на следующих примерах. Если Вы включили на дисплее изображение, равномерно залитое каким-либо одним цветом, то никаких раздражающих при просмотре отклонений по площади экрана быть не должно. Проблемы с равномерностью лучше всего заметны на белой, серой и черной заливках. Это могут быть пятна, полосы и т.п. яркостные и цветостные отклонения.
Примеры плохой цветостной и яркостной равномерности
Если подобные отклонения минимальны, то вряд ли Вы будете видеть их в реальном контенте, но лучше подстраховаться и проверить. Скажем цветостная неравномерность (тинт) заметна обычно на сценах со снежными вершинами, а проблемы с равномерностью черного - в самых темных сценах наподобие знаменитого третьего эпизода восьмого сезона «Игры престолов».
И, наконец, последний ключевой параметр, определяющий качественные характеристики телевизора, важный для просмотра кино – это углы обзора, обуславливающие насколько стабильным остается качество изображения в зависимости от угла, под которым зритель смотрит на экран.
Казалось бы – а в чем проблема, ведь все смотрят строго перпендикулярно? На самом деле это не так. Часто просмотр кино и сериалов происходит в семейном кругу или даже с гостями, а не в условиях, когда один-единственный зритель находится на оси ровно по центру экрана. Но даже если Вы любите смотреть кино в одиночку, заняв центральную позицию на любимом диване, имейте в виду, что центр экрана и его края будут находится под разными углами относительно Ваших глаз и на дисплее с узкими углами обзора Вы рискуете увидеть потерю яркости, контраста и искажение цветов по краям экрана, особенно если сядете близко, так, как рекомендовано при просмотре кино (чем ближе к экрану, тем «острее» угол зрения относительно его краев).
В идеале углы обзора должны быть максимально широкими - 160-170 градусов, что фактически не достижимо в современных телевизорах, зато типично для обычного белого экрана в случае использования проектора. Отличными углы обзора можно назвать, когда дисплей демонстрирует изображение без заметных искажений яркости, контраста и цветопередачи от 70 и более градусов. Такой телевизор можно смотреть в большой компании, расположившись на длинном диване. Достаточно хорошими можно признать углы обзора, обеспечивающие просмотр без искажений в диапазоне хотя бы 40-60 градусов, удовлетворительными - 25-30 градусов. Более узкие углы обзора не позволят наслаждаться высоким качеством изображения при просмотре в компании.
Итак, мы рассмотрели основные качественные критерии выбора телевизора. Этот объемный текст может показаться сложным для неподготовленного читателя, но без понимания этих «основ» ни о каком осознанном выборе телевизора для использования в домашнем кинотеатре не может быть и речи, а малограмотные продавцы-консультанты в магазине с удовольствием «впарят» Вам ту модель, что давно залежалась на полке, либо ту, где производитель заплатит повышенные бонусы за продажу техники выпускаемой им марки. Кроме того, изложенные сведения будут полезны и при выборе проектора, хотя о них будут следующие части этого исследования.
Важно не только понимать критерии оценки качества, но и основные технологии, используемые в телевизорах различных типов и марок. Но это – тема следующей статьи.
© Шамардин А.А., 2023