15 подписчиков

"Он был им как отец." Как и почему воспитывал беспризорников советский писатель Антон Макаренко

Антон Семенович Макаренко – известный советский писатель, педагог и социолог, который занимался воспитанием и обучением детей-беспризорников в Советском Союзе в 1920-1932 годах. Известным фактом является то, что ни один из воспитываемых им детей не вернулся к воровству.

Он создал уникальную систему воспитания, которая стала известна во всем мире. Более того, в СССР его считали «педагогом авторитарного склада», а после смерти и вовсе сделали классиком советской педагогики. Сегодня труды Макаренко изучают в педагогических колледжах и институтах. Почему он решил заниматься именно воспитанием беспризорников и кто ему мешал реализовать свои планы, читайте в статье.

Антон Семенович Макаренко – известный советский писатель, педагог и социолог
Антон Семенович Макаренко – известный советский писатель, педагог и социолог

Почему решил помогать беспризорникам: как воспитывал и почему пошел на это

Антон Макаренко решил помочь беспризорникам, потому что видел в них потенциал и возможности для развития. Он был убежден, что каждый ребенок может стать полноценным членом общества, если ему дать правильное воспитание и образование. Макаренко воспитывал беспризорников в колонии-поселении Горького, где создал свою систему воспитания, основанную на принципах коллективизма и самоуправления. Он учил детей работать вместе, принимать коллективные решения и брать ответственность за свои поступки.

Возможно, были и более скрытые причины. В 19 лет с Макаренко произошел случай, когда он работал учителем. Всех детей в классе молодой педагог рассадил с 1 по 37 номера по уровню успеваемости. Последним оказался мальчик, который получил плохие оценки не потому, что был не способным или не старался, а потому, что не ходил на уроки — болел туберкулезом. Мальчик проплакал несколько уроков и ушел домой. Спустя 10 суток он умер, а его отец пришел в школу и обвинил в этом Макаренко. С тех пор, учитель больше никогда не классифицировал детей по отметкам. Может быть, и дальнейшая его жизнь сложилась именно так, как сложилась из-за этого случая.

Макаренко со своими воспитанниками
Макаренко со своими воспитанниками

Кто ему помогал в этом

Началась история тяжелого педагогического пути Макаренко в 1920 году, когда он остался посреди полуразрушенного здания с мешком ржаной муки и пистолетом с одним комплектом патронов. Педагог не умел стрелять, да и сам был очень болен.

В его подчинении было два педагога, причем, обе женщины, и завхоз. Первые годы в этом месте и были описаны в той самой «Педагогической поэме».

Первые ребята, скорей взрослые парни, шесть человек прибыли уже в декабре, но никакого желания учиться и работать не испытывали. Наоборот, они пили, курили, играли в карты и игнорировали все просьбы со стороны педагогов. Макаренко и его коллеги пытались воздействовать лаской, но получалось не очень.

Переломным моментом стала история, когда учитель попросил колонистов убрать снег, но те отказались, тогда с Макаренко случилось нечто вроде истерики. Он дал главному воспитаннику оплеуху и откинул его на пол. Тот крайне удивился, и все ребята отправились убирать снег. Спустя год, в колонии уже проживало порядка 130 воспитанников, из них было 10 девочек. Занимались обучением ребят восемь педагогов.

Антон Макаренко был поддержан коллективом педагогов, который помогал ему в воспитании беспризорников. Они разработали новые методики преподавания и организации коллектива, которые помогли детям стать самостоятельными и ответственными. Также Макаренко получил поддержку от властей, которые выделили ему средства на строительство новых зданий для колонии-поселения, но в целом, колонисты обеспечивали себя сами. В этот период и завязалась переписка между Макаренко и Горьким.

Памятник Антону Макаренко
Памятник Антону Макаренко

Была ли критика его действиям, поступкам и какая

Интерес к колонии Макаренко появился только тогда, когда колонисты начали не только себя обрабатывать, но и зарабатывать деньги. Некоторые представители власти считали, что Макаренко воспитывает детей, исключительно, через побои и насилие. Даже в газетах начали появляться карикатуры.

Большинство критиков просто не понимали его методики и не видели в них рационального зерна. В последующие годы Антона Семеновича все больше отодвигали от ведения педагогической деятельности, а в дальнейшем и вовсе он подал заявление на увольнение.

В 1937 году Макаренко умер в электричке от разрыва сердца. После этого, его достижения начали также активно хвалить, как до этого ругали. Сегодня же, система Макаренко считается одной из самых успешных воспитательных практик в мире.

Заключение

Антон Макаренко – это яркий пример человека, который отдал свою жизнь для того, чтобы помочь беспризорным детям. Его система воспитания стала примером для многих педагогов и социологов во всем мире. Тем не менее, его действия вызывают дискуссии и размышления о том, как важно правильно воспитывать детей, чтобы они стали активными и полноценными членами общества.

А как вы думаете, Макаренко был гениальным педагогом или все, что говорили его оппоненты, правда?

Пишите ваше мнение в комментариях и ставьте лайки! Не забывайте подписываться на КАНАЛ