Первые попытки систематизировать московские памятники архитектуры были предприняты еще до революции.
Комиссия по сохранению древних памятников, возникшая еще в 1870 году при Московском археологическом обществе, на своем заседании 27 апреля 1905 года выработала восемь пунктов, которые гласили следующее:
а) издание "Древностей Москвы" начать немедленно отдельными выпусками и монографиями;
б) описание памятников исполняется членами Общества, исследовавшими памятник, при участии членов общества, приглашенных редакционным комитетом для содействия историко-археологической разработке памятника;
в) формат издания предполагается в размере большой четверки;
г) начать издание предполагается описанием Ново-Девичьего монастыря в виду того, что имеются законченные работы по описанию реставрации главного монастырского собора;
д) приступая к печатанию одного выпуска, постановлено немедленно же озаботиться подготовлением материала для последующего;
е) предметом для изучения на первой очереди должны быть поставлены древности города Москвы;
ж) труд лиц, которым Общество поручит работы по изданию, может быть оплачиваемым;
з) для руководства изданием необходим особый редакционный комитет, избираемый Обществом, об организации оного комиссия по сохранению древних памятников просит позволения представить свои соображения в ближайшем будущем.
Ближайшее будущее наступило в 1906 году, когда началась работа по составлению описи памятников истории и культуры. 2 мая 1906 года на заседании Комиссии под председательством графини П.С. Уваровой было предложено в течение лета 1906 года "составить полную по возможности опись существующих древних памятников по ранее выработанной Обществом схеме".
Опись древних памятников Москвы было решено поместить в первом томе Трудов комиссии (выходили с 1907 до 1917 года по инициативе архитектора И.П. Машкова; опубликовано 6 томов).
Полная опись однако так и не была опубликована.
В 1915 году М.И. Александровским был составлен «Указатель московских церквей», включающий перечень из 568 церквей и 42 часовен.
В течение 1919-1921 годах Комиссия по охране памятников старины, созданная в ноябре 1917 года и возглавляемая в тот период Н.Д. Виноградовым, обследовала значительную часть городской застройки, составляя подробные списки старинных зданий. Комиссией была предложена классификация памятников зодчества. Тогда же результаты этой работы были адресованы градостроителям.
В 1920 году член Комиссии по охране памятников старины ученый-экономист А.В. Чаянов составил и опубликовал Карту Москвы XVII века, которая на сегодня является одной из самых информативных картографических изображений каменных зданий Москвы того времени (из 272 объектов 220 составили приходские церкви с точными названиями.
Чтобы сохранить исторический центр, Щусев, возглавлявший Архитектурную мастерскую Моссовета, составлявшую Генплан «Новая Москва», предлагал перенести административный центр на северо-запад, на Петроградское шоссе, что позволяло оставить неприкосновенными Кремль, Китай-Город, значительную часть Белого и Земляного города. Щусев стал сотрудничать с Комиссией, войдя в ее руководящий орган – «коллегию», куда был приглашен Н.Д. Виноградовым. Завершить наметившееся сотрудничество не удалось, а его результаты – списки ценных зданий, сотни их фотографий, обмерные чертежи, рисунки и графические копии архитектурных деталей – не востребованы.
Виноградов смог сохранить практически весь архив Комиссии по охране памятников Моссовета и далее сделал попытку использовать собранные материалы силами общественной организации «Старая Москва», возобновившей в 1924 году свою работу, начатую еще до революции, в 1909 году в качестве Комиссии по изучению старой Москвы в структуре Императорского Московского археологического общества. При ней в 1926 году он организовал Секцию регистрации памятников архитектуры, со специалистами и краеведами обследовал центр города, выявляя древнейшие гражданские постройки – палаты XVII века (тогда их обнаружили более 80-ти). Отреставрировать большинство из них смогли лишь после Великой отечественной войны.
В середине 1940-х первым начальником вновь созданного отдела охраны памятников архитектуры Москвы был назначен Г.Т. Крутиков, посвятивший большую часть своей жизни делу сохранения архитектурных памятников.
Георгий Тихонович является участником разработки документов, положенных в основу постановления Совета Министров СССР № 3898 от 14 октября 1948 года "О мерах улучшения охраны памятников культуры", решения Московского Совета № 48/16 от 16 сентября 1949 года "О мерах улучшения охраны памятников культуры Москвы" и решения от 13 июня 1952 года за "Об охране памятников архитектуры, находящихся на территории г. Москвы".
Крутиков является создателем Московской инспекции по государственной охране памятников архитектуры. Им разработан утверждённый Советом Министров РСФСР в 1948 году основной документ по охране памятников архитектуры Москвы — список памятников архитектуры Москвы, подлежащих государственной охране, а также собраны и подготовлены к печати материалы сборника «Историко-архитектурные памятники Москвы, состоящие под государственной охраной», выпущенного в 1953 году.
Важными являются краткие пояснения к сборнику, которые хотелось бы привести в полном объеме.
В публикуемый список № 1 памятников архитектуры г. Москвы, состоящих под государственной охраной, вошли 320 охранных номеров (первая графа списка). В число этих номеров входят историко-архитектурные комплексы и ансамбли, состоящие в свою очередь из ряда историко-архитектурных сооружений и связанных с ними элементов внешнего оформления ансамбля (ограды, ворота и т.п.) и садово-парковой архитектуры (садовые павильоны, беседки, фонтаны, пруды и т.п.). Эти составные части комплексов и ансамблей имеют дополнительную для каждого комплекса и ансамбля внутреннюю нумерацию (вторая графа списка). Учитывая указание пункта 1 постановления правительства о том, что охрана памятников культуры, а также надзор за их содержанием возлагаются на Исполнительные комитеты местных районных Советов депутатов трудящихся, систематизация памятников архитектуры города Москвы в публикуемом списке приведена по административным районам города, начиная с Ленинского района (на тот момент в городе было 24 района).
"Московский Кремль" значится под номером первым. По каждому памятнику и ансамблю дана краткая аннотация, в состав которой входят: расшифровка комплекса или ансамбля, указание на время сооружения памятника, указание на его зодчего, если он известен, и современный адрес памятника. Наименование памятника указано в соответствии с его историческим названием или его первоначальным назначением. Зодчие, если они точно установлены, указываются в скобках.
В соответствии с "Положением об охране памятников культуры" в список памятников архитектуры г. Москвы вошли сооружения и ансамбли, имеющие научное, историческое и художественное значение, нуждающиеся в особых формах государственной охраны. Этот список включает сохранившиеся в той или иной степени памятники архитектуры, начиная с XIV века по первую половину XIX века включительно (интересно, что историко-архитектурные памятники начиная с середины XIX века не считались таковыми в то время).
Первоначальные формы наиболее древних и исключительно ценных памятников архитектуры Москвы, в особенности палат XVI-XVII веков, находящихся в настоящее время, в большинстве случаев, в скрытом состоянии (в более поздней обстройке, оштукатурке и т.п.), по целому ряду условий могут быть полностью раскрыты и восстановлены только в будущем. Однако скрытое состояние этих памятников архитектуры не только не уменьшает их ценности и необходимости их сохранения, но, наоборот, заставляет заботиться о них с еще большим вниманием. К числу таких памятников относятся: Дворец боярина Троекурова в Охотном ряду, Малороссийское подворье, палаты Дьяка Украинцева XVII века, Каменный приказ, дом Анны Монс, дворец Петра I на Яузе и др.
Повышенного внимания требуют к себе исключительно редкие деревянные памятники архитектуры конца XVIII и начала XIX века, к числу которых принадлежат Останкинский дворец-театр, некоторые маленькие домики начала XIX века (дом в Малом Власьевском пер., 5, дом в Сытинском пер., 5, "Дача Орлова" конца XVIII века - так называемая "Голубятня") и наконец, такие элементы внешнего оформления города, как ограды, ворота, зонты и сооружения садово-парковой архитектуры (беседки, фонтаны, мостики и т.п.). Довольно обычное отсутствие сведений об авторстве также ни в какой степени не снижает ценности самих памятников архитектуры, являющихся уникальными созданиями русского народного творчества. Отсутствие архивных данных не может помешать правильно определить историко-архитектурную ценность памятника по натуре, путем научного анализа, тогда как одни только архивные данные, даже при наличии подписей под проектами, зачастую приводят к ошибочным заключениям.
Необходимо также сказать об имеющей иногда место недооценке памятников русской архитектуры и, в частности, памятников архитектуры города Москвы, тогда как они являются ценнейшими объектами в сокровищнице мирового искусства архитектуры и особенно важны как наглядные отечественные образцы для развития нашей советской архитектуры. Особый вред для советской науки об архитектуре и для Москвы, как великого исторического города, представляет проявляющаяся иногда тенденция к сокращению количества ее историко-архитектурных памятников, т.к. это может привести к непоправимому обеднению Москвы в культурном отношении, к снижению общего градостроительного уровня реконструкции Москвы.
Одною из научных основ при разработке нового генерального плана реконструкции г. Москвы должно быть выявление и умелое сохранение историко-архитектурных памятников.
Список №1 составлен на основе систематического обследования Москвы в историко-архитектурном отношении по натуре и по точным материалам современной картографической съемки. Примененный метод дал возможность сгруппировать и объединить в комплексы территориально и исторически связанные между собою памятники архитектуры, более точно расшифровать историко-архитектурные ансамбли, выявить их основную структуру и составляющие части с освобождением их от более поздней застройки и составить опорный план памятников архитектуры г. Москвы.
Отдельно хотел бы привести список историко-архитектурных памятников Сокольнического района города Москвы, размещенный на странице 34.
На тот момент в Сокольническом районе было всего два памятника - ансамбль Преображенской старообрядческой общины и церковь Илии Пророка в Черкизове.
Для сравнения, на 15.07.2023 года в реестре объектов культурного наследия города Москвы, опубликованном на официальном сайте Мосгорнаследия 8317 строк (включая строки с наименованием ансамблей) против 320 на 1948 год.
(продолжение следует).
Целиком сборник вы можете скачать по ссылке