Найти в Дзене

Паспорт безопасности объекта

Паспорт безопасности объекта — информационно-справочный документ, содержащий общие сведения об объекте, имеющихся средствах защиты, плане действий по предотвращению и ликвидации чрезвычайной ситуации или теракта и оценку возможного ущерба. Необходимость его наличия и правила разработки определены несколькими нормативными актами. Главный документ — федеральный закон от 06.03.2006 года №35-ФЗ. Его дополняет ПП РФ от 25.03.2015 года №272 и еще несколько десятков нормативных актов. Законодательство в сфере антитеррористической защиты объектов все время дополняется и ужесточается. Поэтому необходимо постоянно следить за нормативно-правовой базой. Первоначально наличие паспорта безопасности было обязательным только для мест массового пребывания людей (ММПЛ), численностью от 50 человек. Впоследствии аналогичные требования были распространены на объекты, требующие охраны и являющиеся критически важными объектами инфраструктуры. Что такое паспорт безопасности и его необходимость Понятие «паспо
Оглавление
паспорт антитеррористической защищенности объекта или паспорт безопасности
паспорт антитеррористической защищенности объекта или паспорт безопасности

Паспорт безопасности объекта — информационно-справочный документ, содержащий общие сведения об объекте, имеющихся средствах защиты, плане действий по предотвращению и ликвидации чрезвычайной ситуации или теракта и оценку возможного ущерба. Необходимость его наличия и правила разработки определены несколькими нормативными актами.

Главный документ — федеральный закон от 06.03.2006 года №35-ФЗ. Его дополняет ПП РФ от 25.03.2015 года №272 и еще несколько десятков нормативных актов.

Законодательство в сфере антитеррористической защиты объектов все время дополняется и ужесточается. Поэтому необходимо постоянно следить за нормативно-правовой базой. Первоначально наличие паспорта безопасности было обязательным только для мест массового пребывания людей (ММПЛ), численностью от 50 человек. Впоследствии аналогичные требования были распространены на объекты, требующие охраны и являющиеся критически важными объектами инфраструктуры.

Что такое паспорт безопасности и его необходимость

Понятие «паспорт безопасности» (паспорт АТЗ, ПАТЗ) было введено в российское законодательство в 2015 году. Это документ на бумажном носителе, составленный по установленной форме. Его наличие подтверждает выполнение установленных законодательством требований по предупреждению и ликвидации террористической угрозы.

Ответственность за составление ПАТЗ возлагается на собственника объекта или организацию, которая его эксплуатирует. При оформлении паспорта безопасности обязательным условием является привлечение к работе представителей органов местной власти, безопасности и правопорядка. Причем их участие требуется как на этапе определения существующих рисков объекта, так и на стадии согласования документа.

Образец паспорта безопасности
Образец паспорта безопасности

Без официального согласования документ не будет иметь юридической силы. Иногда для оформления ПАТЗ требуется привлекать работников правоохранительных органов.

На какие категории объектов требуется оформлять паспорт АТЗ?

В связи с тем, что законодательство о защите от терроризма постоянно меняется — вносятся дополнения в действующие правовые акты и издаются новые, иногда сложно ответить на вопрос: нужен ли ПАТЗ на конкретный объект? Данный документ однозначно необходим для трех категорий объектов:

  1. Объекты, подлежащие охране (ОПО)
  2. Стратегически важные объекты инфраструктуры, такие как здания и сооружения ТЭЦ, ТЭС, трубопроводы и линии электропередач жилищно-коммунальных коммуникаций и другие.
  3. Места массового пребывание, к ним относятся:
  • территории общего пользования поселения, муниципального округа или городского округа, специально отведенные территории за их пределами,
  • места общего пользования в здании, строении, сооружении или ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более 50 человек.

Их объединяет одно — при наступлении чрезвычайной ситуации или совершении террористического акта существует большая вероятность нанесения значительного вреда. Он может выражаться в большом количестве пострадавших людей или в крупном материальном ущербе.

Основные правила определения категории объекта

Исходя из категории вероятного риска, присвоенной объекту, определяется уровень требований, касающийся его защищенности. Для проведения категорирования создается специальная комиссия. В ее состав входят представители:

  • собственника объекта или организации, которая занимается эксплуатацией;
  • органов правопорядка (в некоторых случаях привлекаются сотрудники МЧС);
  • профильного ведомства, например, для школы — это специалисты министерства образования;
  • местной власти любого уровня: регионального, муниципального или другого.

Изначально учитывался только один критерий, по которому производили категорирование — количество предполагаемых пострадавших. В зависимости от его значения, объекту присваивают 1, 2 или 3 категорию:

  • более 1000 пострадавших — 1-ая категория;
  • от 200 до 1000 пострадавших — 2-ая категория;
  • от 50 до 200 пострадавших — 3-я категория.

Позднее было введено еще несколько дополнительных показателей. В перечень критериев также включены:

  • Количество попыток или совершенных терактов за последние 12 месяцев
  • Прогнозируемый размер материального ущерба и ущерба окружающей природной среде

При разработке паспорта безопасности необходимо оценивать по критериям каждый вид объекта. В некоторых случаях зданиям или сооружениям может быть присвоена четвертая категория опасности.

Как оформить паспорт безопасности?

Основные требования к составлению паспорта безопасности определены в соответствующем Федеральном законе и в ПП РФ, действующих в данной сфере. В любом случае типовой документ должен содержать разделы:

  1. Титульный лист
  2. Аннотация с раскрытием цели разработки документа.
  3. Лист для корректировок, характер которых не предусматривает оформление нового документа.
  4. Описание объекта: штатная численность, количество посетителей, график работы, сведения об инженерных коммуникациях, конструктивные и архитектурные характеристики зданий и сооружений и другие.
  5. Список лиц, ответственных за соблюдение установленных законодательством требований безопасности. В него могут входить представители эксплуатирующей организации или лица, уполномоченные собственником.
  6. Перечень имеющегося оборудования, средств и систем безопасности, которые обеспечивают АТЗ объекта.
  7. Рекомендации по улучшению защиты.
  8. Вывод: допустимо или недопустимо с точки зрения безопасности использовать объект по назначению.
  9. Дополнительные материалы: пояснительная записка, таблицы, чертежи, планы, другие расчеты и документы.

Оформить паспорт безопасности можно двумя способами.

Первый — разработать документ самостоятельно. Это экономный вариант. Но нет гарантии, что получится провести все мероприятия, в том числе многочисленные согласования документа, в установленный срок.

Второй — заказать паспорт АТЗ у профессионалов. В этом случае задержек в согласовании документа и проблем с контролирующими органами в части проверок, как правило, не возникает. В короткий срок заказчик получает документ, оформленный с соблюдением всех требований безопасности.

Когда необходимо вносить изменения

Срок действия паспорта АТЗ для большинства объектов составляет от 3 до 5 лет. Пересмотр документа производится при изменении функциональной принадлежности объекта, вступления в силу новых правовых актов и в других подобных ситуациях. Для некоторых зданий и сооружений необходимо производить ежегодную корректировку данных.

Актуализация паспорта антитеррористической защищенности объекта проводится каждые три года, а также по окончании срока действия. Процедура подразумевает проверку соответствия документа настоящим требованиям действующего законодательства и виду деятельности организации в настоящий момент. В случае корректировки действующего документа или разработки нового паспорта необходимо заново пройти все согласования.

Ответственность в случае нарушения норм законодательства

За нарушения организациям грозит штраф от 100 000 до 500 000 руб., должностным лицам — дисквалификация от полугода до трех лет или штраф от 30 000 до 50 000 руб.

Если действия виновных будут содержать признаки уголовного преступления, наступят основания для уголовного преследования конкретного человека — руководителя организации или сотрудника, который по должности занимался обеспечением безопасности и антитеррористической защищенности.

Самостоятельное оформление паспорта АТЗ требует знаний многих законодательных актов. При этом необходимо учитывать, что они постоянно изменяются и дополняются. Это задача не из легких. Решить ее будет проще, если обратиться к профессионалам.

«Гарант» — всероссийский центр сертификации с большим опытом работы. Наши специалисты разрабатывают паспорта безопасности на объекты разного функционального назначения и ведомственной подчиненности.

Стоимость и срок выполнения работ определяются индивидуально, в зависимости от особенностей и специфики объекта.

Все подробности можно узнать на нашем сайте «Гарант» или по номеру телефона 8 (800) 775-29-78