Паспорт безопасности объекта — информационно-справочный документ, содержащий общие сведения об объекте, имеющихся средствах защиты, плане действий по предотвращению и ликвидации чрезвычайной ситуации или теракта и оценку возможного ущерба. Необходимость его наличия и правила разработки определены несколькими нормативными актами.
Главный документ — федеральный закон от 06.03.2006 года №35-ФЗ. Его дополняет ПП РФ от 25.03.2015 года №272 и еще несколько десятков нормативных актов.
Законодательство в сфере антитеррористической защиты объектов все время дополняется и ужесточается. Поэтому необходимо постоянно следить за нормативно-правовой базой. Первоначально наличие паспорта безопасности было обязательным только для мест массового пребывания людей (ММПЛ), численностью от 50 человек. Впоследствии аналогичные требования были распространены на объекты, требующие охраны и являющиеся критически важными объектами инфраструктуры.
Что такое паспорт безопасности и его необходимость
Понятие «паспорт безопасности» (паспорт АТЗ, ПАТЗ) было введено в российское законодательство в 2015 году. Это документ на бумажном носителе, составленный по установленной форме. Его наличие подтверждает выполнение установленных законодательством требований по предупреждению и ликвидации террористической угрозы.
Ответственность за составление ПАТЗ возлагается на собственника объекта или организацию, которая его эксплуатирует. При оформлении паспорта безопасности обязательным условием является привлечение к работе представителей органов местной власти, безопасности и правопорядка. Причем их участие требуется как на этапе определения существующих рисков объекта, так и на стадии согласования документа.
Без официального согласования документ не будет иметь юридической силы. Иногда для оформления ПАТЗ требуется привлекать работников правоохранительных органов.
На какие категории объектов требуется оформлять паспорт АТЗ?
В связи с тем, что законодательство о защите от терроризма постоянно меняется — вносятся дополнения в действующие правовые акты и издаются новые, иногда сложно ответить на вопрос: нужен ли ПАТЗ на конкретный объект? Данный документ однозначно необходим для трех категорий объектов:
- Объекты, подлежащие охране (ОПО)
- Стратегически важные объекты инфраструктуры, такие как здания и сооружения ТЭЦ, ТЭС, трубопроводы и линии электропередач жилищно-коммунальных коммуникаций и другие.
- Места массового пребывание, к ним относятся:
- территории общего пользования поселения, муниципального округа или городского округа, специально отведенные территории за их пределами,
- места общего пользования в здании, строении, сооружении или ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более 50 человек.
Их объединяет одно — при наступлении чрезвычайной ситуации или совершении террористического акта существует большая вероятность нанесения значительного вреда. Он может выражаться в большом количестве пострадавших людей или в крупном материальном ущербе.
Основные правила определения категории объекта
Исходя из категории вероятного риска, присвоенной объекту, определяется уровень требований, касающийся его защищенности. Для проведения категорирования создается специальная комиссия. В ее состав входят представители:
- собственника объекта или организации, которая занимается эксплуатацией;
- органов правопорядка (в некоторых случаях привлекаются сотрудники МЧС);
- профильного ведомства, например, для школы — это специалисты министерства образования;
- местной власти любого уровня: регионального, муниципального или другого.
Изначально учитывался только один критерий, по которому производили категорирование — количество предполагаемых пострадавших. В зависимости от его значения, объекту присваивают 1, 2 или 3 категорию:
- более 1000 пострадавших — 1-ая категория;
- от 200 до 1000 пострадавших — 2-ая категория;
- от 50 до 200 пострадавших — 3-я категория.
Позднее было введено еще несколько дополнительных показателей. В перечень критериев также включены:
- Количество попыток или совершенных терактов за последние 12 месяцев
- Прогнозируемый размер материального ущерба и ущерба окружающей природной среде
При разработке паспорта безопасности необходимо оценивать по критериям каждый вид объекта. В некоторых случаях зданиям или сооружениям может быть присвоена четвертая категория опасности.
Как оформить паспорт безопасности?
Основные требования к составлению паспорта безопасности определены в соответствующем Федеральном законе и в ПП РФ, действующих в данной сфере. В любом случае типовой документ должен содержать разделы:
- Титульный лист
- Аннотация с раскрытием цели разработки документа.
- Лист для корректировок, характер которых не предусматривает оформление нового документа.
- Описание объекта: штатная численность, количество посетителей, график работы, сведения об инженерных коммуникациях, конструктивные и архитектурные характеристики зданий и сооружений и другие.
- Список лиц, ответственных за соблюдение установленных законодательством требований безопасности. В него могут входить представители эксплуатирующей организации или лица, уполномоченные собственником.
- Перечень имеющегося оборудования, средств и систем безопасности, которые обеспечивают АТЗ объекта.
- Рекомендации по улучшению защиты.
- Вывод: допустимо или недопустимо с точки зрения безопасности использовать объект по назначению.
- Дополнительные материалы: пояснительная записка, таблицы, чертежи, планы, другие расчеты и документы.
Оформить паспорт безопасности можно двумя способами.
Первый — разработать документ самостоятельно. Это экономный вариант. Но нет гарантии, что получится провести все мероприятия, в том числе многочисленные согласования документа, в установленный срок.
Второй — заказать паспорт АТЗ у профессионалов. В этом случае задержек в согласовании документа и проблем с контролирующими органами в части проверок, как правило, не возникает. В короткий срок заказчик получает документ, оформленный с соблюдением всех требований безопасности.
Когда необходимо вносить изменения
Срок действия паспорта АТЗ для большинства объектов составляет от 3 до 5 лет. Пересмотр документа производится при изменении функциональной принадлежности объекта, вступления в силу новых правовых актов и в других подобных ситуациях. Для некоторых зданий и сооружений необходимо производить ежегодную корректировку данных.
Актуализация паспорта антитеррористической защищенности объекта проводится каждые три года, а также по окончании срока действия. Процедура подразумевает проверку соответствия документа настоящим требованиям действующего законодательства и виду деятельности организации в настоящий момент. В случае корректировки действующего документа или разработки нового паспорта необходимо заново пройти все согласования.
Ответственность в случае нарушения норм законодательства
За нарушения организациям грозит штраф от 100 000 до 500 000 руб., должностным лицам — дисквалификация от полугода до трех лет или штраф от 30 000 до 50 000 руб.
Если действия виновных будут содержать признаки уголовного преступления, наступят основания для уголовного преследования конкретного человека — руководителя организации или сотрудника, который по должности занимался обеспечением безопасности и антитеррористической защищенности.
Самостоятельное оформление паспорта АТЗ требует знаний многих законодательных актов. При этом необходимо учитывать, что они постоянно изменяются и дополняются. Это задача не из легких. Решить ее будет проще, если обратиться к профессионалам.
«Гарант» — всероссийский центр сертификации с большим опытом работы. Наши специалисты разрабатывают паспорта безопасности на объекты разного функционального назначения и ведомственной подчиненности.
Стоимость и срок выполнения работ определяются индивидуально, в зависимости от особенностей и специфики объекта.
Все подробности можно узнать на нашем сайте «Гарант» или по номеру телефона 8 (800) 775-29-78