Про Косово хотел Вас расспросить. Ситуация вроде как успокоилась после вчерашних достаточно бурных событий. Сегодня президент Сербии Александр Вучич призвал страны Запада отозвать албанских мэров северных муниципалитетов Косово и отвести полицейский спецназ. Также у него сегодня утром встреча с послами США, Великобритании, ФРГ, Франции, Италии, ЕС-представителем. Также намечены встречи с послами России и Китая. Вучич призывает западных лидеров не только образумить Приштину, пока не поздно. Но вчера был самый напряженный день: там были раненые со стороны натовских КFOR. Я читал, было ранено несколько молдавских военнослужащих, венгерских, итальянских и много пострадавших со стороны сербов, которые отстаивали свои права, и якобы один из косовских спецназовцев стрелял из автомата Калашникова в сторону митингующих. Я так понял, что пока ситуация немного успокоилась. Возможно, дальше какие-то шаги будут предприняты со стороны Евросоюза, может быть будет и какое-то наше влияние, хотя, наверное, больше Западу нужно надавить и на косовцев, и как-то утихомирить свою сербскую оппозицию.
Сергей Михеев: Мне кажется, что Запад уже надавил на косовцев, но только не в ту сторону, в какую от него ждут сербы и Вучич. Я думаю, что все эти проблемы для сербов в Косово инспирируются Западом. Для чего? Как рычаг давления на Белград, чтобы он полностью переориентировался на НАТО и Евросоюз. Белграду обещают «евро-кренделя» с одной стороны; с другой стороны – давят в ту сторону, чтобы Сербия разорвала отношения с Россией. Какие могут быть рычаги давления? Косово – один из самых главных рычагов. Один из основных способов воздействия на позицию Белграда – это притеснение сербов в Косово и соответствующая реакция по этому поводу.
Считаю, что Запад здесь занимает такую же лживую позицию, как и в отношении России по украинскому вопросу. Они будут говорить, что все должны утихомириться, всё должно быть хорошо, а мне кажется, что именно Запад (американское ЦРУ, еще кто-нибудь) всё это и организовали. Они устраивают все эти волнения, притеснения сербов, провокации. А цель одна – чтобы Сербия отказалась полностью и окончательно (от чего-то она уже отказалась) от своих отношений с Россией, чтобы она полностью встроилась в евро-атлантический контекст и чтобы проблему Сербии как не очень покорного государства на Балканах полностью решить. Косовский вопрос - вопрос сербского меньшинства в государствах или территориях бывшей Югославии - является главным и самым болезненным для Белграда рычагом давления. «Принимаете условия НАТО? Тогда мы возьмем на более короткий поводок косовских экстремистов. Не принимаете – у вас будут проблемы, мы будем провоцировать ситуацию».
А если она будет дальше развиваться, например, будут столкновения, будут страдать натовские «миротворцы», KFOR, то еще что-нибудь придумают. Скажут, что необходимо провести военную операцию против Сербии или косовских сербов, которые остаются в Косово. Против Югославии когда-то ведь провели военную операцию. Просто Белград склоняют к сдаче позиции или к какому-то жесткому компромиссу не в пользу Сербии.