Изображение победоносной богини Виктории один из наиболее популярных образов в европейской культуре.
Он широко использовался в декоре зданий, оформлении интерьеров, декоративно-прикладном искусстве.
В собрании Государственного Эрмитажа хранится уникальное произведение искусства – древнеримская бронзовая позолоченная фигура богини победы «Виктория Кальватоне».
После окончания Второй мировой войны уникальная статуя считалась пропавшей.
Только сравнительно недавно удалось установить ее послевоенную историю.
Посетители Эрмитажа впервые получили возможность увидеть это редкое произведение искусства античной пластики.
Статуя была создана в Римской империи во втором веке нашей эры.
В период совместного правления императоров Марка Аврелия и Луция Вера.
Об этом свидетельствует выгравированная на шаре надпись «VICTORIAE AUG / ANTONINI ET VERI / MARCUS SATRIUS MAIOR».
Она гласит о победе императоров Марка Аврелия и Луция Вера над варварскими племенами.
Статуя была найдена в 1839 году крестьянами в селении Кальватоне (провинция Кремона, регион Ломбардия, Италия), в честь которого и получила название.
Произошло это совершенно случайно — когда рабочие копали землю. Они обнаружили скульптуру, разобранную по частям: торс, голова, правая рука и сфера с надписью. Несомненно, все части принадлежали одной скульптуре.
Это было заметно по ее отделке.
Древнеримская скульптура имеет высоту 194 см изготовлена из бронзы, латуни, железа, свинца и золотой фольги.
Женская статуя со звериной шкурой стоит на шаре, стоит вытянув левую ногу вперёд.
В левой руке Виктория Кальватоне держит пальмовую ветвь, как и полагается Римской скульптуре в соответствии с пониманием принятых канонов изображения богини победы Виктории.
Директор Картинной галереи Королевских Прусских музеев в Берлине Густав Фридрих Вааген совершил поездку в Италию с целью приобретения статуи.
В начале сороковых годов XIX столетия статуя была продана в Пруссию и находилась в коллекции Королевского Прусского музея.
После располагалась в Старом музее Берлина вплоть до 1939 года.
При этом в Берлине было решено восполнить недостающие детали античного памятника в соответствии с современными представлениями об образе этой богини.
В своей работе немецкие реставраторы следовали определенной иконографической схеме известной по многочисленным произведениям искусства.
Статуи были сделаны крылья, левая нога и рука держащая пальмовую ветвь.
С началом Второй мировой войны ее переместили в подвалы монетного двора.
Не позднее 1856 года в гипсовой мастерской Королевского музея Берлина была изготовлена форма со статуи Виктории Кальватоне сохранившаяся до сих пор.
Она стала основой для производства нескольких копий которые были проданы.
Наиболее известные копии статуи находились:
- 1906 год Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина (Москва);
- 1937 год Музей Римской цивилизации (Рим. Италия);
- 1937 год Археологический музей Кремоны (Италия);
- 1941 год Национальный банк Кремоны (Италия);
- 1987 год Институт классической археологии (Берлин)
С началом Второй мировой войны статуя была перевезена в подвалы монетного двора.
В результате бомбардировки в 1945 году здание было разрушено, и скульптура долгое время считалась утраченной.
Удивительно, но в 2010 году она была обнаружена в Государственном Эрмитаже (после Второй Мировой войны ее перевезли в фонды музея, оно было отмечено как произведение классицизма и не представляло для исследователей особого интереса).
Повторные восстановительные работы продолжались в течении нескольких лет.
Сейчас посетители Эрмитажа получили уникальную возможность видеть это редкое произведение античной пластики.