Найти в Дзене
Язва в кедах

Вишневый сад: спектакль театра Старый дом Новосибирск

Знаю, многие не любят смотреть спектакли по одной и той же пьесе, но в разных театрах. Слышала неоднократно и от знакомых, и от незнакомых. Логику тут понять можно – человек уже знает, чем все закончится, смотреть второй раз ту же самую историю ему не интересно. Правда, по такой логике должно быть в принципе не интересно ходить на спектакли по пьесам, которые изучали в школе. Мы же все в школе учились, да? Но ходят и на известные классические пьесы. Возможно, чтобы освежить в памяти. А вот второй раз, в другой театр – ни за что! Спасибо, память свежа как никогда. Я в этом смысле человек ненормальный. Мне наоборот очень нравится смотреть, как ставят всем известные пьесы разные режиссеры. И когда мне это удается, очень радуюсь. Например, Чеховский «Вишневый сад». В Новосибирске мне в этом смысле повезло – здесь «Вишневый сад» идет сразу в двух театрах. Про спектакль в театре Афанасьева я уже рассказывала. Теперь пришла очередь театра «Старый дом». Режиссер Андрей Прикотенко, в роли Лопа

Знаю, многие не любят смотреть спектакли по одной и той же пьесе, но в разных театрах. Слышала неоднократно и от знакомых, и от незнакомых. Логику тут понять можно – человек уже знает, чем все закончится, смотреть второй раз ту же самую историю ему не интересно. Правда, по такой логике должно быть в принципе не интересно ходить на спектакли по пьесам, которые изучали в школе. Мы же все в школе учились, да?

Но ходят и на известные классические пьесы. Возможно, чтобы освежить в памяти. А вот второй раз, в другой театр – ни за что! Спасибо, память свежа как никогда.

Я в этом смысле человек ненормальный. Мне наоборот очень нравится смотреть, как ставят всем известные пьесы разные режиссеры. И когда мне это удается, очень радуюсь.

Например, Чеховский «Вишневый сад». В Новосибирске мне в этом смысле повезло – здесь «Вишневый сад» идет сразу в двух театрах.

Про спектакль в театре Афанасьева я уже рассказывала.

Вишневый сад. Театр Сергея Афанасьева, г. Новосибирск
Мёд, навоз и пчёлы24 мая 2023

Теперь пришла очередь театра «Старый дом».

Режиссер Андрей Прикотенко, в роли Лопахина гениальный Анатолий Григорьев.

Спектакль заявлен «по мотивам пьесы Антона Чехова», так что идешь, заранее готовый ко всему. Начинается, впрочем, всё вполне традиционно: приезд Раневской, волнение Лопахина, общая суматоха, все говорят о своём и невпопад – Лопахин со своими прожектами по организации дачного посёлка там явно не к месту.

Впрочем, чем дальше, тем сильнее убеждаешься, что Лопахин там вообще не к месту, как инородный предмет в ране. И организм его отторгает, выталкивает. А он всё лезет и лезет со своими дачами и дачниками, лезет и лезет и не понимает, насколько неуместен.

Лопахин в исполнении Анатолия Григорьева вообще человек измученный и какой-то затурканный, как говорят в народе, из которого он вышел. Время от времени в нём вдруг показывается холодный и расчетливый делец, человек со стальными нервами и принципами, без которых не добился бы он того, что сейчас имеет. Но потом этот железный человек прячется, и остается нежность, робость, искреннее стремление помочь, укрыть от бед. Остается Лопахин, который приехал на встречу с главной женщиной своей жизни – Любовью Андреевной Раневской. В «Старом доме» Раневскую играет Лариса Чернобаева, актриса невероятной, чарующей красоты. Она возвращается в жизнь Лопахина как долгожданное чудо и награда – ослепительная, свежая, как будто и не было нескольких лет горя и скитаний. Женщина-сказка, женщина-мечта, бесконечно добрая и прекрасная. Но вот беда, она Лопахина не слышит. Не хочет слышать и понимать, не хочет оглянуться вокруг…

А вокруг тем временем происходит феерия! Вся честная компания, собравшись в кучу, резвится от души. Все почувствовали себя детьми и отрываются на полную катушку. Игры в мяч, салки-догонялки, круговерть цветных юбок и боа… не дом а цирковой балаганчик. Лопахин в своем парадном пиджаке выглядит совсем чужим «на этом празднике жизни». И разговоры его тоже чужие и никому не интересные. И сам он всем явно мешает со своими душными расчётами.

Единственная, кто хоть как-то может говорить с Лопахиным на понятном ему языке – это Варя. Но Лопахину Варя не нужна, и она возвращается обратно к своим – в круговерть и карнавал, потому что всегда изо всех сил старалась быть хорошей и удобной, так чего же теперь менять?

Лопахин ходит среди этого нарочитого бедлама как единственный взрослый в компании расшалившихся детей. И тщетно призывает одуматься и вспомнить, что каникулы завтра закончатся, пора уже стать серьезнее…

Впрочем, нет! Лопахин не единственный здесь взрослый. Есть ещё Шарлотта Ивановна – всеобщая престарелая нянька, которая очень умело направляет всю эту балаганную энергию в относительно безобидное русло. Воспитывать детей она не пытается, она их развлекает и увлекает. Например, чтением вслух «Алисы в стране чудес», играми в слова и шарадами. Поэтому всем она нравится гораздо больше зануды-Лопахина. Взрослые дети с упоением окунаются в мир Кэрролла и всё дальше, всё глубже уносятся в кроличью нору. Так, что в какой-то момент уже непонятно: это всё ещё Чеховская реальность или уже давно Кэрролловская? Во втором действии реальность уже окончательно превращается в цирк. Раневская давно сменила приличный наряд на пижаму арлекинской расцветки, и все они – и клоунесса Дуняша, и манерный Яша, и зомби-Епиходов, и Шарлотта Ивановна, согласившаяся изобразить по просьбам зрителей «девочку на шаре» - окончательно превратились в клоунов и мимов этого странного шапито.

И измученный Лопахин в какой-то момент срывается и кричит. От отчаяния и невозможности достучаться, невозможности помочь тому, кого любишь, и кто гибнет на твоих глазах.

Кричит, сжимая кулаки, в вихре не то снега, не то вишневого цвета…

… И просыпается

Мы же все помним, как начинается пьеса у Чехова? Лопахин приехал специально пораньше, чтобы ехать встречать на станцию, прилёг на минутку с книгой на диван и нечаянно уснул. И весь этот бедлам ему просто приснился. Это во сне он ходил, всем чужой и лишний, и не мог объяснить простых вещей. Это во сне его никто не слушал и не благодарил за спасение. Это просто дурной сон.

А в жизни всё будет по-другому. Всё обязательно будет по-другому, вот увидите! Он сумеет объяснить. И его обязательно послушает самая главная женщина его жизни. Потому что она добрая и умная, она поймёт и оценит.

Вот сейчас она войдет в комнату, и всё будет по-другому…

Всё обязательно будет по-другому…

Всё обязательно будет…

Другие впечатления от спектаклей можно увидеть здесь:

Театр

Если понравилось, ПОДПИШИТЕСЬ на мой канал