Последнее время тема железнодорожных моделей в России продолжает постепенно набирать обороты, появляется больше и больше производителей наборов для самостоятельной сборки моделей подвижного состава.
Не так давно на канале был опубликован обзор производителей наборов для самостоятельной сборки моделей отечественных железнодорожных грузовых вагонов. В трех частях он доступен по этим ссылкам:
И вот, спустя всего полтора месяца, мы можем порадоваться хорошей новости, связанной с тем, что у нас появился еще один производитель китов для сборки грузовых вагонов - Творческая мастерская Макетно. Пока в ассортименте присутствует только один набор для самостоятельной сборки модели грузового вагона, и которого можно построить четырехосную пятидесятикубовую бочку, о которой пойдет речь ниже. Но не может не радовать настрой участников творческой мастерской относительно ближайших релизов и наличие уже выпущенных и подготовленных к выпуску аксессуаров в масштабе 1:87: модели детально проработанной русской избы, груза металлолома в полувагон, тупиковой призмы, деревенского туалета и др.
Модель бочки, которая была выбрана производителем в качестве первенца, весьма примечательна тем, что была, одним из самых долгоживущих и массовых вагонов на сети железных дорог Советского Союза. У неё сменилось 4 типа рам; в разное время они эксплуатировались на 4 типах тележек; катались на трех видах колесных пар (спицованных, бандажных и цельнокатанных); окрашивались в разные цвета (от почти белого, до смоляно-черного); выпускались с тормозными будками и без них; с паровой рубашкой и обычные.
Эти бочки начали производиться в 30-е годы XX века, они прошли через войну и послевоенный период восстановления, продержались в производстве почти сорок лет. Использовались для производства огромного перечня продуктов: от нефти и бензина, до пищевых продуктов и кислот. Большая часть из них активно эксплуатировалась вплоть до 80-х годов XX века, когда они начали массово выводиться из инвентарного парка МПС. Последние такие цистерны исчезли из эксплуатации только к концу 90-х годов XX века. Однако в наши дни нет-нет, да и можно встретить в депо, на заводах, подстанциях эти бочки порой даже в идеальном состоянии, когда сохранились даже подвески рукавов, поручни, подножки.
В общем модель знаковая для отечественных железных дорог, она охватывает своим присутствием на дорогах широкой временной диапазон со II по V модельный эпохи включительно. Не важно, коллекционируете ли вы модели паровозов, или ваш макет имеет тему позднего СССР, представлены ли у вас на полке в основном модели на Великую Отечественную, или ваша тема - это Россия девяностых, иметь такую в коллекции просто необходимо!
В следующих публикациях расскажем подробнее про китографию этой модели (а бочку в масштабе 1:87 в общем то уже производили), а пока покажем фото, которыми с нами поделился производитель этого набора студия МакетH0.
Модель изготовлена методом 3D печати, состоит из двух крупных узлов (сама бочка и рама с тормозным оборудованием) и нескольких деталей поменьше (тележки, хомуты, лестницы, площадки). Из дополнительных деталей в комплекте есть пара винтиков и гаечек для крепления телек (необычное для H0 решение; как правило моделистам предлагают самим найти подходящий шуруп, а здесь в раме даже углубление под гайку предусмотрено). Других дополнений (колесные пары, декали) набор не содержит.
Рамы, как было написано выше, выполнены одной деталью с тормозным оборудованием. Еще одной их особенностью является опциональность: модель может поставляться как с классической рамой, так и с рамой, в которой предусмотрено углубление под крепление коробки для сцепки кулачкового типа (Kadee, E-Z mate). В зависимости от типа рамы (с выемкой или без) поставляются телеги (с NEM-шахтой или без нее).
Как было написано выше, данная бочка в реальности имела огромное количество вариаций. Какую же из них дает производитель? Судя по фотографиям набора и фотографиям собранной модели нам предлагается собрать бочку позднего выпуска на стандартной раме открытого типа. На таких рамах позднее выпускался большей перечень цистерн (и не только цистерн). Наша бочка вероятнее всего могла получить такую раму не при производстве, а в ходе капитального (заводского) ремонта в период с с 1970-х по 1990-е годы.
В комплекте к ней идут стандартные тележки 18-100 с буксами качения, которые начали массово применяться в 1970-е годы. Учитывая это, для модели подойдут стандартные колесные пары (не спицованные), а модель в собранном виде можно отнести к IV-V модельным эпохам.
Соответственно для нее подойдут декали с семи или восьмизначной нумерацией, знаком подшипника качения, с логотипом СССР, МПС или РЖД, квадратным советским (для вагонов 1970-80 годов) или типовым современным (для 1990-х и начала 2000-х годов) шрифтом, и с датами обслуживания и ремонта с широким временным интервалом 1970-х - 2000-х годов.
В заключение можно отметить, что появление новых производителей и новых моделей, особенно относящихся к эпохе СССР - это, безусловно, огромный плюс для всех любителей моделей железных дорог, коих в 2023 году, судя по ажиотажу вокруг журнальной серии "Наши поезда", прибавилось. Желаем производителю скорейшего освоения новых моделей и модификаций!