В 1883 году по миру разлетелась сенсационная новость об обретении древнейших иудейских рукописей «Второзакония», пятой книги Пятикнижия, Ветхого Завета и всей Библии.
На пятнадцати кожаных полосах древним финикийско-еврейским письмом рассказывалась история о странствиях евреев по пустыне после исхода из Египта. Находка была датирована IX веком до н.э.
Взбудоражен был весь Лондон, куда рукописи привёз антиквар из Иерусалима по имени Мозес Шапира. И привёз не просто так, а в расчёте на крупный гешефт: свитки предлагались Британскому музею за миллион (!) фунтов – в современных деньгах эта сумма приближается к сотне миллионов.
Что за господин Шапира, где он откопал эту невероятную ценность, и главное – были ли свитки подлинными?
Удачливый антиквар с запятнанной репутацией
О биографии Мозеса Шапиры известно немногое, и вот основные факты.
Родился в 1830 году в городе Каменец-Подольский на западе Украины, входившей тогда в состав Российской империи, откуда в 1855 году уехал в Иерусалим. В 1861-м Мозес обзавелся семьёй, женившись на немке-лютеранке, которая родила ему двух дочерей.
Обустроившись в Иерусалиме, Шапира открыл антикварную лавку. Дела шли неплохо: коллекционеру удачно попадались различные артефакты, особенно ценные из которых он продавал в заграничные музеи. Специализировался в основном на древних еврейских манускриптах, которые признавались подлинными и уходили за немалые деньги.
Однако жирное пятно на репутации Шапиры поставила история с «Моавитским камнем» и окружавшими его «идолами».
В 1868 году в Месопотамии был обнаружен тот самый камень с надписями от имени моавитского царя Меши, датированный IX веком до н.э.
Различные глиняные предметы, якобы найденные поблизости от камня, получили название «моавитские идолы»: именно их Мозес Шапира продал Берлинскому музею, который уже после покупки установил, что «идолы» – не более чем подделка.
Когда выяснилось, что «древние глиняные артефакты» были изготовлены в мастерской приятеля Шапиры, дела у того, конечно, серьёзно ухудшились. Но он не бросил своё занятие и в какой-то мере реабилитировался, продолжив продавать подлинные древности.
Антиквар более или менее спокойно работал до той самой громкой истории с рукописями «Второзакония».
Обретение свитков «Второзакония»
Шапира не сидел на месте, ожидая, что судьба сама принесёт ценности в его лавку в чьих-то руках. Он собирал сведения, расспрашивал людей, организовывал поиски.
По рассказу антиквара, в 1878 году он оказался в доме арабского шейха, где разговорился с бедуинами и выяснил от них о неких сухих пещерах на восточном берегу Мёртвого моря, использовавшихся пастухами в качестве убежищ от непогоды.
В одной из этих пещер пастухи наткнулись на какое-то, по их словам, «ветхое тряпьё», внутри которого обнаружились «колдовские заклинания». Сведения о сухости пещер натолкнули Шапиру на мысль о возможных условиях для сохранности древних свитков.
Мозес, заручившись поддержкой шейха, умудрился заполучить заветные полоски кожи с древним текстом, в котором он распознал пересказ «последней речи Моисея на равнине Моава». Однако в найденных свитках отсутствовал последний фрагмент текста о смерти Моисея, который являлся частью канонического «Второзакония».
Шапира решил, что держит в руках текст, написанный самим Моисеем, который хоть и был пророком, но предсказать свою смерть оказался не в силах. Этим и объяснялся появившийся в последующих копиях Писания текст о его гибели.
Позднее противники Шапиры утверждали, что тот под видом раввина обходил еврейские общины Йемена, уверяя, что собирает старинные рукописи для создания хранилища в Иерусалиме. Получив в дар или купив таким образом нужное количество свитков, Мозес с помощью мастеров каллиграфии якобы стирал с них древние надписи и наносил поддельный текст библейского «Второзакония», который придумывал сам.
Однако до сих пор неизвестно, были ли свитки подлинником или фальсификацией – и вот почему.
Трагическое завершение громкой истории успешного антиквара
Шапира долго не решался кому-либо показывать рукописи «Второзакония». Лишь в 1883 году, после того как один из экспертов подтвердил их подлинность, Мозес окончательно поверил, что действительно обладает одним из источников Библии (или же уверился, что другие купятся на его байки). И решил свитки продать, ведь находка сулила баснословную прибыль.
Антиквар отправился в Германию, однако Королевский музей Берлина объявил свитки подделкой и выразил готовность приобрести их за небольшую сумму в качестве наглядного пособия о методах фальсификации древних текстов. Тем не менее, эксперты из Лейпцига, где Шапира решил снять копии со свитков, сочли их подлинными. Так к антиквару пришла мысль о том, что берлинцы на самом деле считают свитки настоящими и пытаются его обмануть, приобретя их за бесценок.
Мозес решил попытать счастья в Лондоне, где Британский музей сначала доверил экспертизу знатоку древнееврейских текстов Кристиану Гинзбургу. Тот вынес предварительную оценку: находка является подлинником.
С этого момента история обрела огласку. Лондонские газеты публиковали все подробности, какие могли добыть. С разрешения Шапиры часть свитков выставили в Британском музее, где не было отбоя от желающих увидеть их воочию.
Далее британцы привлекли кучу экспертов, которые изучали манускрипт независимо друг от друга и целыми комиссиями. Обсуждали все детали: возможность или невозможность условий для сохранности свитков и ткани, в которую те были обернуты; особенности кожаных полос и чернил, которыми те были исписаны, и так далее и прочее подобное.
Однако к консенсусу прийти не удавалось. Часть экспертов считала свитки подлинными, другая часть – подделкой. Британскому же музею необходима была уверенность в том, что именно он собирается приобрести за миллион фунтов. Тем более, по Лондону ходили слухи, что такими средствами музей на самом деле не располагает.
Точку поставил тот самый Гинзбург, с которого началась экспертиза свитков в Британии. Он изменил свой первоначальный вердикт и опубликовал в газете «Таймс» серию аргументированных изобличительных статей, объявив рукописи фальсификацией.
Журналисты тут же раструбили историю, заклеймив Мозеса позором. Такую карикатуру на Шапира и разоблачающего его Гинзбурга опубликовал сатирический журнал «Панч»:
Уязвлённый Шапира отправил Гинзбургу письмо со словами:
«Вы сделали из меня дурака, опубликовав и выставив на обозрение рукописи, которые, оказывается, считаете фальшивыми. Не думаю, что я смогу пережить этот позор».
Поняв, что не только с продажей рукописей «Второзакония», но и со всей карьерой антиквара теперь покончено, Мозес не нашел в себе сил вернуться домой.
Он несколько месяцев ездил по Европе, пока в марте 1884 года не застрелился в одной из гостиниц Нидерландского города Роттердам, унеся с собой тайну истинного происхождения рукописей. Этот факт косвенно свидетельствует о вере Шапиры в подлинность свитков.
Сами свитки ушли в Лондоне с аукциона за гроши как «Рукопись Шапиры», сменили двух владельцев, после чего их след в истории теряется. Вероятно, они сгорели при пожаре в доме своего последнего владельца.
Но самое поразительное в этой истории – то, насколько крутой вираж она совершила уже после смерти Мозеса Шапиры и утраты следа свитков.
Свитки «Второзакония» всё же были подлинниками?
В 1947 году у берегов Мёртвого моря были обнаружены древние еврейские манускрипты – «рукописи Мёртвого моря», датированные I-м веком до н.э.
Так же, как и свитки «Второзакония», они были найдены в сухой пещере, были обернуты в ткань, а своей формой полоски кожи напоминали находку Шапиры.
Почти все пещеры вокруг Мёртвого моря влажные и глинистые, сухими они остаются крайне редко, что было одним из аргументов о фальсификации манускрипта Шапирой. Однако признанные подлинными «рукописи Мёртвого моря» доказали возможность условий для долгой сохранности подобных кусков кожи в этой местности.
После случившегося многие взглянули на историю Шапиры иначе. Некоторые учёные пытались его реабилитировать, а Британский музей в 1990 году признал свой давний вердикт о свитках «Второзакония» ошибкой экспертов.
Сами же свитки, вокруг которых завертелась вся эта канитель, вероятнее всего так и не будут найдены, а «загадка Шапиры» так и останется неразгаданной.