Найти тему
Анна Хлебникова

Как снять идеальный онлайн-курс — разбираем на примерах западных школ

Чтобы выпускать отличные курсы и быть сильнее конкурентов, нужно регулярно просматривать материалы других школ, включая зарубежные. Отмечать их слабые и сильные места, подсматривать интересные фишки и совершенствовать собственный контент.

Мы с моей командой Videoset-insta, разобрали популярные курсы известных мировых образовательных площадок MasterClass, Domestika, Schoolism. Покажем на примерах, из чего состоит хороший онлайн-курс и как сделать занятия интересными.

Статья поможет специалистам из разных сфер не только усилить онлайн-курс, но и правильно поставить техзадание команде видеопродакшена.

Содержание статьи:

  • Роль вводного урока в продвижении курса
  • Съёмка теории и практики: как это делать и есть ли разница
  • Как фон, реквизит и обучающие материалы усилят видеоуроки
  • Какие дополнительные визуальные решения можно применять при монтаже видеоуроков

Вводный урок играет важную роль в продвижении курса

Вводный урок или анонс — часть курса, где эксперт формулирует цели обучения и рассказывает, как их достичь.

Проблема многих онлайн-школ — скучный и затянутый вводный урок. Настолько, что ученикам не хочется проходить остальную часть: они думают, что и дальше будет так же длинно и муторно.

Проблема возникает из-за того, что авторы курса или онлайн-школы сосредотачиваются на наполнении и практической части, а вводный урок снимают как что-то проходное и необязательное. Это неправильный подход.

Вводный урок нужен не только для того, чтобы обозначить цели обучения. Грамотно снятый анонс:

  • погружает в контекст, разжигает любопытство, мотивирует пройти курс до финала;
  • знакомит зрителей с автором, преподавателями курса, их историей и компетенциями;
  • даёт представление о содержании курса, обещает конкретные результаты при определённых условиях;
  • показывает яркие вдохновляющие моменты курса;
  • помогает анонсировать курс в соцсетях и на сайте, запустить рекламу и привлечь участников.

Давайте посмотрим, как анонсирует курс по писательству для ТВ сценаристка и писательница Шонда Раймс (Shonda Rhimes) ↓

В анонсе съёмка идёт одной-двумя камерами. А чтобы не было эффекта говорящей головы и картинка была приближена к качеству дорогого телевизионного шоу, при монтаже используют кадры из уроков.

Видео прерывается контрастными текстовыми вставками, которые представляют нам эксперта и автора курса. Шонде Раймс не приходится проговаривать названия сериалов, над которыми она работала, — они всплывают на экране параллельно речи. А Шонда сосредоточена на сторителлинге: рассказывает свою историю роста на ТВ и демонстрирует достижения и экспертность.

По такому же принципу сделан трейлер кулинарного курса Гордона Рамзи. Всего за минуту и 29 секунд у зрителя вызывают жгучее желание начать поскорее и приготовить все эти обалденные блюда. А уверенные движения эксперта, его мимика, подача информации сразу показывают — он правда умеет это делать и может поделиться секретами шеф-повара.

Грамотное вводное видео полностью закрывает вопрос потенциального клиента: «Почему именно вы можете меня этому научить?». А премиальная картинка и профессиональная съёмка повышают ценность курса и демонстрируют высокое качество образовательного продукта — его приятно смотреть, слушать и воспринимать.

Как снимать вводный урок

  1. Не затягивать повествование, сокращать и насыщать материал смыслом, добавлять титры для сокращения хронометража. По опыту студии видеопродакшена Videoset-insta, оптимальная длительность вводного урока или анонса курса — в среднем 90–120 секунд. При этом он должен быть динамичным, живым, информативным.
  2. Не использовать в вводном уроке статичную говорящую голову. Стоит менять планы съёмки, включать кадры бэкстейджа и самих уроков, динамичные заставки, титры, спойлеры.
  3. Монтировать как в кино. Чтобы понять, каким должен быть идеальный вводный урок, нужно представить, что снимается и монтируется трейлер к фильму. И этот трейлер должен вызывать ощущение «я хочу посмотреть это полностью».

Съёмка теории и практики: как это делать и есть ли разница

В зарубежных онлайн-курсах прослеживается тенденция разделять теорию и практику визуально. Делается это с помощью разных локаций, цветовых решений, приёмов съёмки и монтажа.

Например, в курсе уже упомянутой Шонды Раймс теорию снимают двумя камерами, чтобы внимание зрителя не рассеивалось. А в практической части в построении кадра участвуют четыре камеры, что даёт более объёмную картинку и понимание происходящего. Кроме того, мы видим разницу в интерьере, в количестве действующих лиц и внешнем виде преподавателя. Зрителю эти приёмы помогают настраиваться на определённый вид работы и не путать их.

Фрагменты курса сценарного мастерства Шонды Раймс (MasterClass)
Фрагменты курса сценарного мастерства Шонды Раймс (MasterClass)

На курсе по переговорам от Криса Восса для теории и практики подобраны разные локации. Для теории взят спокойный фон без ярких отвлекающих деталей, съёмка идёт двумя камерами. Для практики к автору присоединился оппонент — так учащиеся наблюдают за реальными диалогами и понимают, как применять советы эксперта.

Фрагменты курса Криса Восса по искусству переговоров (MasterClass)
Фрагменты курса Криса Восса по искусству переговоров (MasterClass)
Разделить теорию и практику легко, если сместить акцент со спикера на навык. Зритель мгновенно сориентируется в учебном материале и лучше его воспримет.

Например, в практической части повар покажет пошаговое приготовление лазаньи, а швея — раскрой платья. Внимание сместится с экспертов на процесс и объект изучения. На курсе актёрского мастерства можно делать детальные разборы сцен из фильмов. И снова акцент будет смещаться с автора курса на нюансы актёрской игры. В уроках по дизайну, программированию, монтажу внимание сосредоточится на экранах гаджетов: что нажать, как обрезать, в каких программах работать.

Впрочем, теорию и практику разделяют не всегда. Например, курс кулинарного мастерства может идти в одной локации, на кухне. В этом случае съёмка 3–4 камерами поможет передать детали процесса приготовления.

Фрагменты курса Массимо Боттуры о современной итальянской кухне (MasterClass)
Фрагменты курса Массимо Боттуры о современной итальянской кухне (MasterClass)

Но если сравнить такую подачу и курсы Гордона Рамзи, то у последнего картинка будет в большей степени «как в кино» потому, что кроме кухни съёмка идёт на рынках и в магазинах, а к рассказу о выборе мяса подключают мясника в пятом поколении ↓

Это логично. Ведь ученик начинает практиковаться не с готовым набором продуктов — сначала нужно их где-то купить и правильно выбрать. А таким вещам не научишь на словах, стоя у плиты, поэтому лучше сменить локацию и показать выбор продуктов на практике.

Как снимать теорию и практику онлайн-курса

  1. По возможности разделять теорию и практику, смещать внимание и акценты. В теории лучше заострять внимание на спикере, а в практике — переноситься в процессы и ситуации, которые помогают участникам курса обучиться чему-либо, освоить или отточить навык.
  2. Выходить за рамки одной локации и одного съёмочного плана. Например, для курса вязания рекомендуем сделать вставки из магазина, показать, как выбирать пряжу и спицы и на что обращать внимание. На курсе по стилю или макияжу можно научить подбирать вещи и косметику в местах продаж. На курсе по фотографии — показать закулисье съёмки, фрагменты диалогов с моделями, сделать обзор техники, разбор действий фотографа и так далее.
  3. Управлять вниманием зрителя, используя специальные приёмы. Перебивки, титры, заставки, смена планов и даже одежды преподавателя помогают зрителю не скучать, легко переключаться между смысловыми фрагментами и смотреть курс более внимательно.
  4. Записывать короткие уроки и показывать результат в начале. Учащемуся сложно найти время на полуторачасовой урок — и он будет откладывать обучение. Настроиться на видео длительностью 10–20 минут легче. А если знать, какой результат получится, то идти к нему будет любопытней. У ученика проснётся азарт: «Неужели я смогу так же?».
В начале одного из кулинарных уроков Гордон Рамзи сразу демонстрирует готовое блюдо
В начале одного из кулинарных уроков Гордон Рамзи сразу демонстрирует готовое блюдо

Фон, реквизит и обучающие материалы усилят видеоуроки

Те, кто часто учатся в онлайне, наверняка видели экспертов, которые разговаривают на фоне кухонных шкафчиков, в салоне автомобиля или в кафе со звякающими ложками и случайными людьми в кадре.

Это, конечно, не имеет никакого отношения к тому, что мы в Videoset-insta называем идеальным видеоуроком, для создания которого лучше заложить бюджет на профессиональный свет и звук. Средние расценки за 8-часовой рабочий день — 10 тыс. рублей у звукорежиссёров и 30 тыс. рублей у художников по свету.

Без качественного света и звука видео будет казаться дешёвым и автоматически снизит ценность курса в глазах аудитории — и неважно, что информации в нём на миллион.

Чтобы подобрать гармоничный фон для съёмок, нужно исходить из того, какое впечатление нужно произвести и какое настроение создать. Ну и посмотреть, как это делают профессионалы.

Хорошо, когда фон перекликается с темой курса, а реквизит, который появляется в кадре, дополняет картинку и помогает усваивать учебный материал.

Посмотрите на этот коллаж и попробуйте догадаться, о чём курс. Это просто, правда?

Так выглядит теоретическая часть курса по иллюстрации от Паулы Боссио (Domestika): чистый фон, контрастные цвета, рисунки на стенах, карандаши и альбомы в качестве реквизита и демонстрационного материала
Так выглядит теоретическая часть курса по иллюстрации от Паулы Боссио (Domestika): чистый фон, контрастные цвета, рисунки на стенах, карандаши и альбомы в качестве реквизита и демонстрационного материала
Фрагменты практической части курса Паулы Боссио: акцент на иллюстрациях и процессе работы
Фрагменты практической части курса Паулы Боссио: акцент на иллюстрациях и процессе работы

Другой пример — курс по интерьерному дизайну, где зритель с первых кадров готов к тому, что речь пойдёт о геометрии пространства и объектах дизайна.

Дизайнер Ана Грасия в окружении геометрических фигур и арт-объектов (Domestika)
Дизайнер Ана Грасия в окружении геометрических фигур и арт-объектов (Domestika)
-8

Ещё один интересный вариант — сделать фоном вещи, которые можно задействовать в обучающем процессе.

Например, в теоретической части курса по стилю одежда создаёт фон, а в практической эксперт может использовать её для демонстрации: надеть на манекен или модель, чтобы создать нужный образ.

Фрагмент курса по стилю Тэна Фрэнса (MasterClass): на заднем фоне видим одежду и обувь, что позволяет быстро определить тематику обучения и создаёт нужное впечатление
Фрагмент курса по стилю Тэна Фрэнса (MasterClass): на заднем фоне видим одежду и обувь, что позволяет быстро определить тематику обучения и создаёт нужное впечатление

Реквизит и обучающие материалы стоит показать крупным планом, если это помогает участникам курса усваивать материал.

Например, инструменты для работы невероятно важны, значит, нужно показать не только как они выглядят и чем отличаются, но и как их подготовить к работе.

Паула Боссио показывает технику заточки карандашей (Domestika)
Паула Боссио показывает технику заточки карандашей (Domestika)

Эксперт в курсе по макияжу использует косметику и привлекает к съёмкам моделей для демонстрации процесса и результата. Кисти, спонжи, палитры важны в процессе, поэтому в съёмках используются крупные планы.

Кадры учебного курса визажистки Ванессы Розан (Domestika)
Кадры учебного курса визажистки Ванессы Розан (Domestika)

Как подбирать фон, реквизит и материалы для съёмок

  1. Продумать фон, погрузить зрителя в профессию с помощью акцентов и реквизита. В идеале у зрителя с первого кадра должно возникать понимание, о чём курс.
  2. Подобрать учебные материалы, снимать крупным планом инструменты и образцы, демонстрировать постановку рук, если это важно. Всё, что можно показать, а не объяснять на пальцах — лучше показать. Следует проследить, чтобы цвет материалов контрастировал с фоном, и все нюансы работы были видны хорошо. А если нужно показывать руки крупным планом — важен аккуратный маникюр.
  3. Не использовать случайные объекты в съёмке, не захламлять кадр деталями. Если нет чистого фона, лучше поместить фокус видеокамеры на эксперта и учебные материалы, а пространство вокруг размыть.

Какие дополнительные визуальные решения можно применять при монтаже видеоуроков

Если уроки идут в записи, а не в прямом эфире, советуем использовать богатый арсенал монтажных решений.

Заставка онлайн-курса и уроков

Затянутое вступление раздражает. Если с длинной заставки начинается каждый урок, то к концу обучения это раздражение накопится, возникнет негатив и к курсу, и к школе, и к эксперту.

Заставки до 5‒7 секунд не проматывают, и за несколько повторов они закрепляются в памяти и помогают настроиться на обучение.

Примеры заставок к уроку по иллюстрации (Schoolism)
Примеры заставок к уроку по иллюстрации (Schoolism)

Перебивки

Монтажный приём, который делит урок на логические части и облегчает восприятие информации. Может сопровождаться звуковыми эффектами — печатная машинка, шуршание бумаги, стук хлопушки-нумератора — или отделять части только визуально.

Перебивки помогают ориентироваться в том, какая часть урока пройдена и о чём пойдёт речь дальше.

У Гордона Рамзи в уроке по кулинарии перебивки сообщают, какой рецепт следующий
У Гордона Рамзи в уроке по кулинарии перебивки сообщают, какой рецепт следующий

Титры и инфотитры

Дополняют речь спикера, помогают удерживать внимание и лучше усваивать материал. Не все хорошо воспринимают информацию на слух, поэтому ключевые моменты можно продублировать текстом.

Паула Боссио озвучивает правила, которые закрепляются благодаря перебивке
Паула Боссио озвучивает правила, которые закрепляются благодаря перебивке

До и после

Эффектный приём, который позволяет наглядно показать стартовую и финишную точки. Был набор продуктов — стало красиво поданное блюдо. Была модель без косметики — стала с вечерним макияжем. Была 3D-визуализация — она превратилась в реализованный дизайн-проект.

Проект от идеи до проработки деталей — из курса Аны Гарсиа по дизайну интерьера (Domestika)
Проект от идеи до проработки деталей — из курса Аны Гарсиа по дизайну интерьера (Domestika)

Монтажные вставки

Делают видео более динамичным, а ученикам помогают перевести дух и немного расслабиться.

Монтажными вставками могут быть:

  • отдельно снятая история с участием эксперта, например, повествующая о его пути в профессии;
  • архивные материалы, газетные вырезки, фотографии;
  • шутки, анекдоты, забавные случаи;
  • закадровые моменты или неудачные дубли;
  • кадры из фильмов, ТВ-программ, YouTube-роликов.

Например, в учебном курсе сценаристки Шонды Раймс используются фрагменты из сериалов, над которыми она работала.

Инфографика и слайды с фотографиями

Незаменимы, когда нужно объяснить идею, показать рождение каких-то визуальных образов, референсы, ход работы. Для вставки в видеоурок подойдут фотографии книг, творческие альбомы, скетчбуки, интерьерные журналы, образцы академических рисунков и так далее. Добавляем всё, чем можно подкрепить тему курса, помочь её понять и усвоить.

Фотографии книжных разворотов у художницы и иллюстратора Паулы Боссио (Domestika)
Фотографии книжных разворотов у художницы и иллюстратора Паулы Боссио (Domestika)

Инфографика тоже насыщает учебный материал. Вместо тысячи слов о различиях в стиле художников можно показать один слайд с разными вариантами отрисовки персонажей, как это делает Паула Боссио ↓

-17

Демонстрация экрана (скринкаст)

Если объект изучения в онлайн-курсе лежит в иной плоскости, а для его изучения нужны диджитал-инструменты, лучше задействовать скринкасты. Так дизайнер может показать фрагмент работы над логотипом, редактор — создание текста, эксперт по социальным медиа — процесс публикации постов или работу с аналитикой.

На курсе об интерьерном дизайне Ана Гарсия показывает своё портфолио и рассказывает о проектах от идеи до реализации (Domestika)
На курсе об интерьерном дизайне Ана Гарсия показывает своё портфолио и рассказывает о проектах от идеи до реализации (Domestika)

Резюмируем: как подготовиться к съёмкам идеального онлайн-курса

  • Продумать, о чём можно рассказать в вводном уроке, какой будет видеовизитка эксперта, какими крючками лучше зацепить внимание зрителей.
  • Решить, будет ли визуально отделяться теория от практики, что для этого потребуется, где будут проходить съёмки.
  • Выбрать предметы, которые ассоциируются с людьми профессии или процессом работы. Они помогут продумать фон, подобрать реквизит и учебные материалы, которые усилят курс.
  • Посмотреть уроки других экспертов и собрать референсы визуальных приёмов, которые кажутся интересными. Так будет проще при монтаже вне зависимости от того, будет ли это делать фрилансер или студия видеопродакшена.