Чтобы выпускать отличные курсы и быть сильнее конкурентов, нужно регулярно просматривать материалы других школ, включая зарубежные. Отмечать их слабые и сильные места, подсматривать интересные фишки и совершенствовать собственный контент.
Мы с моей командой Videoset-insta, разобрали популярные курсы известных мировых образовательных площадок MasterClass, Domestika, Schoolism. Покажем на примерах, из чего состоит хороший онлайн-курс и как сделать занятия интересными.
Статья поможет специалистам из разных сфер не только усилить онлайн-курс, но и правильно поставить техзадание команде видеопродакшена.
Содержание статьи:
- Роль вводного урока в продвижении курса
- Съёмка теории и практики: как это делать и есть ли разница
- Как фон, реквизит и обучающие материалы усилят видеоуроки
- Какие дополнительные визуальные решения можно применять при монтаже видеоуроков
Вводный урок играет важную роль в продвижении курса
Вводный урок или анонс — часть курса, где эксперт формулирует цели обучения и рассказывает, как их достичь.
Проблема многих онлайн-школ — скучный и затянутый вводный урок. Настолько, что ученикам не хочется проходить остальную часть: они думают, что и дальше будет так же длинно и муторно.
Проблема возникает из-за того, что авторы курса или онлайн-школы сосредотачиваются на наполнении и практической части, а вводный урок снимают как что-то проходное и необязательное. Это неправильный подход.
Вводный урок нужен не только для того, чтобы обозначить цели обучения. Грамотно снятый анонс:
- погружает в контекст, разжигает любопытство, мотивирует пройти курс до финала;
- знакомит зрителей с автором, преподавателями курса, их историей и компетенциями;
- даёт представление о содержании курса, обещает конкретные результаты при определённых условиях;
- показывает яркие вдохновляющие моменты курса;
- помогает анонсировать курс в соцсетях и на сайте, запустить рекламу и привлечь участников.
Давайте посмотрим, как анонсирует курс по писательству для ТВ сценаристка и писательница Шонда Раймс (Shonda Rhimes) ↓
В анонсе съёмка идёт одной-двумя камерами. А чтобы не было эффекта говорящей головы и картинка была приближена к качеству дорогого телевизионного шоу, при монтаже используют кадры из уроков.
Видео прерывается контрастными текстовыми вставками, которые представляют нам эксперта и автора курса. Шонде Раймс не приходится проговаривать названия сериалов, над которыми она работала, — они всплывают на экране параллельно речи. А Шонда сосредоточена на сторителлинге: рассказывает свою историю роста на ТВ и демонстрирует достижения и экспертность.
По такому же принципу сделан трейлер кулинарного курса Гордона Рамзи. Всего за минуту и 29 секунд у зрителя вызывают жгучее желание начать поскорее и приготовить все эти обалденные блюда. А уверенные движения эксперта, его мимика, подача информации сразу показывают — он правда умеет это делать и может поделиться секретами шеф-повара.
Грамотное вводное видео полностью закрывает вопрос потенциального клиента: «Почему именно вы можете меня этому научить?». А премиальная картинка и профессиональная съёмка повышают ценность курса и демонстрируют высокое качество образовательного продукта — его приятно смотреть, слушать и воспринимать.
Как снимать вводный урок
- Не затягивать повествование, сокращать и насыщать материал смыслом, добавлять титры для сокращения хронометража. По опыту студии видеопродакшена Videoset-insta, оптимальная длительность вводного урока или анонса курса — в среднем 90–120 секунд. При этом он должен быть динамичным, живым, информативным.
- Не использовать в вводном уроке статичную говорящую голову. Стоит менять планы съёмки, включать кадры бэкстейджа и самих уроков, динамичные заставки, титры, спойлеры.
- Монтировать как в кино. Чтобы понять, каким должен быть идеальный вводный урок, нужно представить, что снимается и монтируется трейлер к фильму. И этот трейлер должен вызывать ощущение «я хочу посмотреть это полностью».
Съёмка теории и практики: как это делать и есть ли разница
В зарубежных онлайн-курсах прослеживается тенденция разделять теорию и практику визуально. Делается это с помощью разных локаций, цветовых решений, приёмов съёмки и монтажа.
Например, в курсе уже упомянутой Шонды Раймс теорию снимают двумя камерами, чтобы внимание зрителя не рассеивалось. А в практической части в построении кадра участвуют четыре камеры, что даёт более объёмную картинку и понимание происходящего. Кроме того, мы видим разницу в интерьере, в количестве действующих лиц и внешнем виде преподавателя. Зрителю эти приёмы помогают настраиваться на определённый вид работы и не путать их.
На курсе по переговорам от Криса Восса для теории и практики подобраны разные локации. Для теории взят спокойный фон без ярких отвлекающих деталей, съёмка идёт двумя камерами. Для практики к автору присоединился оппонент — так учащиеся наблюдают за реальными диалогами и понимают, как применять советы эксперта.
Разделить теорию и практику легко, если сместить акцент со спикера на навык. Зритель мгновенно сориентируется в учебном материале и лучше его воспримет.
Например, в практической части повар покажет пошаговое приготовление лазаньи, а швея — раскрой платья. Внимание сместится с экспертов на процесс и объект изучения. На курсе актёрского мастерства можно делать детальные разборы сцен из фильмов. И снова акцент будет смещаться с автора курса на нюансы актёрской игры. В уроках по дизайну, программированию, монтажу внимание сосредоточится на экранах гаджетов: что нажать, как обрезать, в каких программах работать.
Впрочем, теорию и практику разделяют не всегда. Например, курс кулинарного мастерства может идти в одной локации, на кухне. В этом случае съёмка 3–4 камерами поможет передать детали процесса приготовления.
Но если сравнить такую подачу и курсы Гордона Рамзи, то у последнего картинка будет в большей степени «как в кино» потому, что кроме кухни съёмка идёт на рынках и в магазинах, а к рассказу о выборе мяса подключают мясника в пятом поколении ↓
Это логично. Ведь ученик начинает практиковаться не с готовым набором продуктов — сначала нужно их где-то купить и правильно выбрать. А таким вещам не научишь на словах, стоя у плиты, поэтому лучше сменить локацию и показать выбор продуктов на практике.
Как снимать теорию и практику онлайн-курса
- По возможности разделять теорию и практику, смещать внимание и акценты. В теории лучше заострять внимание на спикере, а в практике — переноситься в процессы и ситуации, которые помогают участникам курса обучиться чему-либо, освоить или отточить навык.
- Выходить за рамки одной локации и одного съёмочного плана. Например, для курса вязания рекомендуем сделать вставки из магазина, показать, как выбирать пряжу и спицы и на что обращать внимание. На курсе по стилю или макияжу можно научить подбирать вещи и косметику в местах продаж. На курсе по фотографии — показать закулисье съёмки, фрагменты диалогов с моделями, сделать обзор техники, разбор действий фотографа и так далее.
- Управлять вниманием зрителя, используя специальные приёмы. Перебивки, титры, заставки, смена планов и даже одежды преподавателя помогают зрителю не скучать, легко переключаться между смысловыми фрагментами и смотреть курс более внимательно.
- Записывать короткие уроки и показывать результат в начале. Учащемуся сложно найти время на полуторачасовой урок — и он будет откладывать обучение. Настроиться на видео длительностью 10–20 минут легче. А если знать, какой результат получится, то идти к нему будет любопытней. У ученика проснётся азарт: «Неужели я смогу так же?».
Фон, реквизит и обучающие материалы усилят видеоуроки
Те, кто часто учатся в онлайне, наверняка видели экспертов, которые разговаривают на фоне кухонных шкафчиков, в салоне автомобиля или в кафе со звякающими ложками и случайными людьми в кадре.
Это, конечно, не имеет никакого отношения к тому, что мы в Videoset-insta называем идеальным видеоуроком, для создания которого лучше заложить бюджет на профессиональный свет и звук. Средние расценки за 8-часовой рабочий день — 10 тыс. рублей у звукорежиссёров и 30 тыс. рублей у художников по свету.
Без качественного света и звука видео будет казаться дешёвым и автоматически снизит ценность курса в глазах аудитории — и неважно, что информации в нём на миллион.
Чтобы подобрать гармоничный фон для съёмок, нужно исходить из того, какое впечатление нужно произвести и какое настроение создать. Ну и посмотреть, как это делают профессионалы.
Хорошо, когда фон перекликается с темой курса, а реквизит, который появляется в кадре, дополняет картинку и помогает усваивать учебный материал.
Посмотрите на этот коллаж и попробуйте догадаться, о чём курс. Это просто, правда?
Другой пример — курс по интерьерному дизайну, где зритель с первых кадров готов к тому, что речь пойдёт о геометрии пространства и объектах дизайна.
Ещё один интересный вариант — сделать фоном вещи, которые можно задействовать в обучающем процессе.
Например, в теоретической части курса по стилю одежда создаёт фон, а в практической эксперт может использовать её для демонстрации: надеть на манекен или модель, чтобы создать нужный образ.
Реквизит и обучающие материалы стоит показать крупным планом, если это помогает участникам курса усваивать материал.
Например, инструменты для работы невероятно важны, значит, нужно показать не только как они выглядят и чем отличаются, но и как их подготовить к работе.
Эксперт в курсе по макияжу использует косметику и привлекает к съёмкам моделей для демонстрации процесса и результата. Кисти, спонжи, палитры важны в процессе, поэтому в съёмках используются крупные планы.
Как подбирать фон, реквизит и материалы для съёмок
- Продумать фон, погрузить зрителя в профессию с помощью акцентов и реквизита. В идеале у зрителя с первого кадра должно возникать понимание, о чём курс.
- Подобрать учебные материалы, снимать крупным планом инструменты и образцы, демонстрировать постановку рук, если это важно. Всё, что можно показать, а не объяснять на пальцах — лучше показать. Следует проследить, чтобы цвет материалов контрастировал с фоном, и все нюансы работы были видны хорошо. А если нужно показывать руки крупным планом — важен аккуратный маникюр.
- Не использовать случайные объекты в съёмке, не захламлять кадр деталями. Если нет чистого фона, лучше поместить фокус видеокамеры на эксперта и учебные материалы, а пространство вокруг размыть.
Какие дополнительные визуальные решения можно применять при монтаже видеоуроков
Если уроки идут в записи, а не в прямом эфире, советуем использовать богатый арсенал монтажных решений.
Заставка онлайн-курса и уроков
Затянутое вступление раздражает. Если с длинной заставки начинается каждый урок, то к концу обучения это раздражение накопится, возникнет негатив и к курсу, и к школе, и к эксперту.
Заставки до 5‒7 секунд не проматывают, и за несколько повторов они закрепляются в памяти и помогают настроиться на обучение.
Перебивки
Монтажный приём, который делит урок на логические части и облегчает восприятие информации. Может сопровождаться звуковыми эффектами — печатная машинка, шуршание бумаги, стук хлопушки-нумератора — или отделять части только визуально.
Перебивки помогают ориентироваться в том, какая часть урока пройдена и о чём пойдёт речь дальше.
Титры и инфотитры
Дополняют речь спикера, помогают удерживать внимание и лучше усваивать материал. Не все хорошо воспринимают информацию на слух, поэтому ключевые моменты можно продублировать текстом.
До и после
Эффектный приём, который позволяет наглядно показать стартовую и финишную точки. Был набор продуктов — стало красиво поданное блюдо. Была модель без косметики — стала с вечерним макияжем. Была 3D-визуализация — она превратилась в реализованный дизайн-проект.
Монтажные вставки
Делают видео более динамичным, а ученикам помогают перевести дух и немного расслабиться.
Монтажными вставками могут быть:
- отдельно снятая история с участием эксперта, например, повествующая о его пути в профессии;
- архивные материалы, газетные вырезки, фотографии;
- шутки, анекдоты, забавные случаи;
- закадровые моменты или неудачные дубли;
- кадры из фильмов, ТВ-программ, YouTube-роликов.
Например, в учебном курсе сценаристки Шонды Раймс используются фрагменты из сериалов, над которыми она работала.
Инфографика и слайды с фотографиями
Незаменимы, когда нужно объяснить идею, показать рождение каких-то визуальных образов, референсы, ход работы. Для вставки в видеоурок подойдут фотографии книг, творческие альбомы, скетчбуки, интерьерные журналы, образцы академических рисунков и так далее. Добавляем всё, чем можно подкрепить тему курса, помочь её понять и усвоить.
Инфографика тоже насыщает учебный материал. Вместо тысячи слов о различиях в стиле художников можно показать один слайд с разными вариантами отрисовки персонажей, как это делает Паула Боссио ↓
Демонстрация экрана (скринкаст)
Если объект изучения в онлайн-курсе лежит в иной плоскости, а для его изучения нужны диджитал-инструменты, лучше задействовать скринкасты. Так дизайнер может показать фрагмент работы над логотипом, редактор — создание текста, эксперт по социальным медиа — процесс публикации постов или работу с аналитикой.
Резюмируем: как подготовиться к съёмкам идеального онлайн-курса
- Продумать, о чём можно рассказать в вводном уроке, какой будет видеовизитка эксперта, какими крючками лучше зацепить внимание зрителей.
- Решить, будет ли визуально отделяться теория от практики, что для этого потребуется, где будут проходить съёмки.
- Выбрать предметы, которые ассоциируются с людьми профессии или процессом работы. Они помогут продумать фон, подобрать реквизит и учебные материалы, которые усилят курс.
- Посмотреть уроки других экспертов и собрать референсы визуальных приёмов, которые кажутся интересными. Так будет проще при монтаже вне зависимости от того, будет ли это делать фрилансер или студия видеопродакшена.