В своих трудах преподобный Стефан не формулирует напрямую мысль о целях христианской жизни. При этом каждое его сочинение пронизано призывом к делу спасения души. В понимании святого спасение является абсолютной целью всех подвигов и переносимых скорбей христианина.
Но что преподобный Стефан понимает под спасением? Во-первых, в абсолютном смысле под спасением он понимает «освобождение от грехов и избавление от вечной муки». Во-вторых, соединение с Богом и познание Бога, которое и будет источником вечной блаженной радости. Так и православная богословская мысль в отношении спасения говорит, что оно является избавлением человека от греха и его последствий: вечной погибели, осуждения и духовной смерти. В своих сочинениях отец Стефан пытается поставить цель воодушевить человека обратиться к ищущему его Богу и положить начало богообщения.
Отметим, что здесь преподобный вторит святителю Феофану Затворнику, который считал конечной целью земной жизни человека богообщение. Так и святитель Игнатий (Брянчанинов), говоря о спасении, заключал это понятие в единении человека и Бога. В-третьих, как замечает отец Стефан, спасение неразрывно связано с уподоблением Христу, возвращением человека к тому богоподобию, которое он имел до грехопадения.
Неоднократно спасение души в трудах преподобного Стефана отождествляется с понятием Царства Божьего или, иначе, вечной жизни, которые заключают в себе «вечное спокойствие и блаженство души, вечную радость о Боге».
В той или иной степени все сочинения отца Стефана христоцентричны, поскольку без Христа никто не может спастись.
Так «Христология (понимаемая, конечно, не только в узком смысле, т. е. не только как учение о способе соединения во Христе двух природ) и неразрывно связанная с ней сотериология представляют собою начало и конец всего церковного богословия, – заключает профессор Алексей Сидоров. – Идея спасения рода человеческого во Христе Иисусе определяет весь настрой миросозерцания прямых преемников, непосредственных учеников Господа и… все житие христианское должно быть ориентировано на нее». «Только через Христа, – пишет отец Стефан, – "только через соединение с Ним можно получить паки бытие (см.: Мф. 19: 28) и сделаться наследником жизни вечной"».
После грехопадения для человечества оставалась надежда спасения, но его невозможно было достичь своими человеческими силами, это стало возможным только через пришествие в мир Спасителя. Эта вера в обетованного Спасителя мира оживляла надеждою ветхозаветное человечество. Так и «все учреждения ветхозаветной Церкви были направлены к поддержанию веры в грядущего Искупителя. Все законы, данные чрез Моисея, приготовляли израильтян к принятию Его. Указано было племя, из которого Он произойдет, предсказано бессемянное зачатие от Девы, и место, и время рождества Его… Даже язычники, рассеянные по всему Востоку, ждали в то время события в Иудее, которое произведет переворот в целом мире. Христос приходит для того, чтобы «призвать грешных на покаяние». И «чтобы искупить нас Своею Кровию от вечной смерти». Отец Стефан не углубляется в догматические подробности, но констатирует, что только через Крестную смерть Спасителя человеку вновь стало возможным обратиться к Богу, соединиться с Ним и через это «получить себе бессмертную, вечно-блаженную жизнь».
Преподобный, опираясь на Священное Писание, приводит примеры единения со Христом многими сравнениями. «Например… Он есть глава, а мы тело; Он лоза, мы же ветви (см. Ин. 15: 1–8); Он пастырь, мы овцы (см.: Ин. 10: 1–16); Он жизнь, мы живущие Им (см.: Ин. 14: 6; Ин. 11: 25); мы храм, Он обитатель» (см.: 1 Кор. 3: 16–17). Только Христос является истинным Сыном Божьим, Спасителем «по вере твоей и Избавитель всех людей по делу искупленья Его». Не может быть осуждения «тем, которые во Христе Иисусе живут по духу Его, а не по закону плоти (см.: Рим. 8: 9). «Только через соединение со Христом можно получить пакибытие (Мф. 19: 28) и сделаться наследником жизни вечной», – заключает отец Стефан.
Преподобный Стефан подчеркивает, что начало Богопознания и спасения души человек должен положить в цель земной жизни, так как только «здесь, под временем изменяемым, могут изменяться судьбы Господни; а в будущем веке все будет вечно и неизменно». Именно поэтому так часто преподобный обращает свой взор к последним временам и в первую очередь к Страшному Суду. Из его наставлений вытекает и косвенная цель жизни христианина, а именно подготовка себя к этому страшному Дню, когда Бог будет судить дела человеческие.