Найти тему
Ермакова Светлана

Роль таможенных органов в борьбе с контрафактной продукцией и оценка их практических мер по пресечению ввоза контрафактной продукции

ГЛАВА 2. РОЛЬ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ В БОРЬБЕ С КОНТРАФАКТНОЙ ПРОДУКЦИЕЙ И ОЦЕНКА ИХ ПРАКТИЧЕСКИХ МЕР ПО ПРЕСЕЧЕНИЮ ВВОЗА КОНТРАФАКТНОЙ ПРОДУКЦИИ

2.1 Характеристика деятельности таможни г. Санкт-Петербург в решении проблем ввоза контрафактной продукции

Данная дипломная работа была написана на основе данных, предоставленных службой таможенного контроля таможни г. Санкт-Петербург. В отделе таможенного оформления собираются все сведения, которые касаются как перемещения за границу товаров, так и ввоза товаров на территорию Россию. Большую роль в работе таможни имеет цифровизации таможенных таможенные работы, а также автоматизация в части процедуры транзита. Именно эти направления сегодня помогают пресечь перемещение контрафакта через границу. Цифровизации и автоматизации посвящена практическая часть нашей дипломной работы.

В результате анализа таможенных действий применительно к перемещаемому товару, анализу методов нанесения, считывания цифровой маркировки в заключительной главе работы будет предложена усовершенствованная система таможенного контроля, которая модернизируется с использованием цифровой маркировки.

Мы считаем, что внедрение цифровизации таможенной службы повысит эффективность функционирования Санкт-Петербургской таможенной службы, а также снизит риски проникновения на территорию Российской Федерации товаров не соответствующего качества .

Структура Северо-Западной Электронной Таможни (сокращённо-СЗЭТ) входят два таможенных поста (рисунок 2.1).

 

Рисунок 2.1. Структура Северо-Западной Электронной Таможни.

Северно-Западная Электронная Таможня осуществляет свою деятельность в рамках СЗТУ. Она специализируется на оформлении товаров, которые перемещаются воздушным, либо сухопутным транспортом, а также Балтийская таможня работает с товарами, которые перемещены водным транспортом.

На рисунке 2.2 изображены отделы, из которых состоит таможня. Самый важный отдел, конечно же, это отдел контроля таможенной стоимости и таможенных платежей. Именно там анализируется актуальность предоставленной информации. Вовремя выявленные несоответствия помогают пресечь перемещение контрафактной продукции через границу нашей Родины. 

 

Рисунок 2.2. Отделы, из которых состоит таможня.

Сегодня, когда в отношении Российской Федерации введены разнообразные санкции, таможня работает в штатном режиме, и работа таможенных постов в подчинена жёсткому регламенту. Это значит, что в отношении некоторых товаров, - это товары первой необходимости, приведённые в схеме на рисунке 2.3, - действует первоочередной порядок оформление таможенных процедур.

 

Рисунок 2.3. Товары первой необходимости.

Необходимо отметить, что в марте 2022 года таможенные посты обслужили более 4000 тонн грузов, которые составляли продукты питания. Также, через таможенных служащих прошло более 1100 товарных партий товаров первой необходимости. При этом, среднее время оформление одной партии товаров таможенного транзита ставила около одного часа. По 2023 году данных пока нет, а по внутренней статистике можно с уверенностью сказать, что при увеличении количества перемещаемых товаров срок оформления не увеличился. Этого удалось достичь без ухудшения качества проверки грузов, за счёт применения электронной техники и современного программного обеспечения.

Таможенный контроль на таможне города Санкт-Петербург - это главная функция специалистов данного учреждения. Ежегодно специалисты Санкт-Петербургской таможни пресекают нарушения норм таможенного законодательства при таможенном регулировании . Предупреждение норм национального и союзного законодательства при перемещении таможенных грузов позволяет не допустить на территорию Российской Федерации как контрафактную продукцию, так и продукцию не соответствующего качества (что очень важно сегодня).

Функции таможенного контроля возложена на структурные подразделения Федеральной таможенной службы Российской Федерации рисунок 2.4.

 

Рисунок 2.4. Структурные подразделения таможни города Санкт-Петербург.

Перед специалистами таможенная служба поставлена цель, которая заключается в защите национальных интересов Российской Федерации в сфере экономики. Выполнение данной цели способствует экономическому росту Российской Федерации, а также государствам, которые входят вместе с ней в Таможенный Союз. Также, выполнение данной цели ведёт к созданию благоприятные ситуации для инвестиций в Россию, а также защищает интересы отечественных производителей.

Также, на схеме, которая показана на рисунке 2.5, мы рассмотрели уровни таможенных органов по осуществлению контроля перемещаемого товара.

 

Рисунок 2.5. Уровни таможенных органов по осуществлению контроля перемещаемого товара.

На схеме рисунка 2.6 показаны задачи таможенного контроля . Анализ рисков, приведенных ниже, позволяет в дальнейшем разрабатывать и внедрять меры по предотвращению нарушений законодательства и минимизации их последствий.

Работа таможенных органов невозможна без таможенной проверки товаров после выпуска. Этот инструмент контроля используется для соблюдения участниками ВЭД законодательства в сфере таможенного права. Эта форма таможенной проверки упоминается в статье 331 ТК ЕАЭС . 

 

Рисунок 2.6. Задачи таможенного контроля  

Мы не будем перечислять разнообразные виды проверок, отметим лишь, что срок на такую проверку после выпуска товара не должен превышает 3 лет. Однако таможенные документы отдел делопроизводства обязан у себя хранить 5 лет.

Среди таможенных проверок особую роль занимает выездная таможенная проверка, которая очень часто выявляет товары отечественного происхождения, которые продаются в России под маркировкой иностранных товаров. 

Это очень серьёзное нарушение торговой организации . В результате проведения выездных таможенных проверок, после выявления нарушений, возбуждаются как административные, так и уголовные дела. Варианты возбужденного судебного производства зависят от каждого конкретного случая, в частности, от суммы товаров, которые продавались с нарушением. Обычно, результатом таких судебных процессов бывает крупные штрафы в федеральный бюджет, а бывает - дело ограничивается таможенными платежами и пенями. 

В таможенной службе города Санкт-Петербург все результаты таможенных проверок товаров оформляются законодательно в утверждённой форме. После выявления факта недостоверного декларирования составляется специальный акт, а декларанту направляется копия такого документа.

На эффективность таможенных органов, их работы, влияет внедрение современных технологий, а также общие изменения модели работы государственных служб. За последние годы в России улучшилась межведомственная взаимодействие, которая приводит к ускорению процессов получения информации, что бывает очень актуально при необходимости сверок между разными государственными учреждениями Российской Федерации.

Для государственного управления, конкретно, - для таможенной службы города Санкт-Петербург, - высокое качество работы служащих играет в разрезе государственного управления, поскольку грамотно выстроенная работа позволяет оптимизировать всю модель государственного управления в России. 

На рисунке 2.7 изображена структура СЗТУ, на которой кружочками обозначены таможенные службы, которые можно назвать примерами в использовании разнообразных цифровых средств. 

 

Рисунок 2.8. Структура Северно-Западного таможенного управления.

Оценить эффективность работы таможенной службы города Санкт-Петербург комплексно очень сложно, поскольку это сложная научно-практическая задача осложнена многогранностью предмета оценки. Также, нет однозначных подходов для такой оценки. Причём, нет не только в отечественной, но и в международной практике.

Для оценки работы таможенного поста используется показатели результативности и эффективности. 

Основные критерии для оценки работы таможенных служащих является три фактора, отражённый на схеме рисунка 2.8.

Нужно отметить, что совершенствование системы оценки работы служащих таможенных органов, модернизация этой системы призвана повысить уровень управления всей таможенной службы Российской Федерации.

 

Рисунок 2.8. Факторы оценки работы таможенных служащих .

Законотворческие органы Российской Федерации должны постоянно регулировать нормативно-правовую оценку порядку работы таможенных органов, оценку эффективности деятельности используемых показателей оценки эффективности работы служащих таможни .

Информация об оценке деятельности таможни размещается либо на сайте Федерального органа, осуществляющего надзор, либо в сети Интернет, или иным способом .

Сегодня борьба с контрафактной продукцией приобретает невиданные масштабы. До сих пор невозможно разработать единый алгоритм поиска и выявления контрафакта .

Выявление контрафактной продукции до сих пор остаётся в основном частным делом рук сотрудников. Оптимальные методики борьбы с перемещением такой продукции через границу не существует.

Именно поэтому, отдел контроля таможенной стоимости несет основную работу на таможне.

На таможне города Санкт-Петербург применяется разнообразные способы для выявления случаев вывоза и ввоза контрафактной продукции. Для мониторинга и улучшения ситуация в этой области еженедельно проводится совещание руководители с подчинёнными, которые непосредственно работают таможенных постах, для донесения до них зарубежного опыта. Постоянно уточняются критерии, по которым таможенные служащие могут идентифицировать товары, имеющие признаки контрафакта.

Если рассматривать дела по вывозу контрафактной продукции в сфере древесины, то только за прошлый год было возбуждено уголовных 11 дел по ч. 1 ст. 226 Уголовного Кодекса Российской Федерации .

2.2 Анализ мер по пресечению ввоза контрафактной продукции и значение цифровой маркировки

Нужно сказать, что не так давно санитарные службы отчитались об успешном выявлении случаев поставки молочной продукции из Армении. Выявить эту ситуацию удалось именно с помощью системы маркировки, которым подвергается вся молочная продукция в России сегодня.

В связи со всем вышеперечисленным можно предложить внедрить цифровую маркировку деревообрабатывающего производства Российской Федерации. Сегодня деревообрабатывающее товары не входят в перечень обязательных для маркировки. Так как нами было перечислено выше, обязательными для маркировки сегодня являются около 10 категорий товаров, но по некоторым уже проводится пилотный эксперимент.

Таможенная служба вовсю участвует в процессе изменения таможенного законодательства в части внедрения электронной маркировки. Не стала исключением и рассматриваемая таможня. Работники таможни города Санкт-Петербург проверяют достоверность информации, которую предоставляет им участники ВЭД, с помощью системы ГИС «Маркировка». Они проверяют как перемещаются иностранные товары, которые были заявлены как произведённые за пределами Российской Федерации, и ввезенные для внутреннего потребления на территорию нашей страны, и еще, - контролируют товары, ввезённые из ЕАЭС. Для контроля товаров с территории ЕАЭС были созданы специальныые мобильные группы таможенных служащих.

Также существует множество иных цифровых решений. Цифровая платформа ГИС «Маркировка» содержат в себе информацию обо всех участниках внешнеэкономической деятельности, а также кодах идентификации и статусах перемещенных товаров.

На рисунке 2.9 изображен скриншот кодов товаров.

 

Рисунок 2.9. Скриншот кодов товаров.

На рисунке 2.10 на схеме представлен алгоритм проверки товаров в процессе декларирование, а также после выпуска товаров.

 

Рисунок 2.10. Алгоритм проверки товаров.

Сегодня существует специальная мобильное приложение «Честный знак», которые также позволяет обычным пользователям проверить статус интересующего товара по его электронной маркировке. Приложение «Честный знак» имеет расширение для служащих таможни, которое даёт больше информации, чем для обычных пользователей.

Нормативно-правовая база электронной маркировки берет свою основу с Соглашения о прослеживаемости, реализуется также в рамках национального законодательства с учетом закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности», есть рамочное Постановление Правительства №515, определяющее правила маркировки и положение о системе маркировки товаров. В Российской Федерации установлены и модель, и концепция, и определён конкретный перечень товаров, который постоянно актуализируется и дополняется, а также установлены все внутренние национальные проекты постановлений Правительства, уточняющие правила нанесения средств идентификации товаров в отношении отраслевой продукции, существующей в Российской Федерации.

Координаторы и операторы системы, федеральные органы исполнительной власти - это Минпромторг России, представлен координатором и обладает компетенцией по изданию всех этих нормативно-правовых документов. Оператор системы - всем известный Центр развития перспективных технологий, министерства, которые участвуют, а также федеральные органы исполнительной власти, в том числе и Федеральная таможенная служба. 

У импортёра обычно есть три варианта организации маркировки товара по системе «Честный знак».

Первый вариант – организовать этот процесс непосредственно на производстве. Это потребует усиленного контроля со стороны клиента, особенно на начальных этапах. При первых поставках от производителя, которому поручают маркировать товар, рекомендуют провести осмотр прибывшей партии ещё до подачи декларации, чтобы убедиться в правильности сделанной маркировки. Лучше обнаружить недочёты самостоятельно и исправить их до подачи декларации, чем их обнаружит инспектор при досмотре.

Второй вариант – промаркировать товар в «перевалочном пункте» на пути следования груза. Такие услуги успешно предоставляют склады Эстонии, Латвии, Литвы, Финляндии. В отличие от конкретного производителя, складские комплексы этих стран имеют дело с огромным потоком грузов в Россию и наработали значительный опыт, что снижает риск неправильного нанесения маркировки. Пока товарная партия ожидает попадания в сборный груз к месту назначения в России, опыт показывает, что её как раз можно успеть промаркировать.

Третий вариант – промаркировать товар уже на территории России, на таможенном складе, поместив груз под одноимённую процедуру.

Вне зависимости от выбранного варианта, сам импортёр должен быть зарегистрирован в системе «Честный знак».

У складов или на производстве должно быть техническое оснащение для нанесения и считывания маркировки. Помимо регистрации в системе Честный знак, импортер должен заранее сделать описание ввозимого товара и зарегистрировать его в системе и заказать на него коды маркировки. Коды маркировки платные. Стоимость кодов маркировки определена Постановлением Правительства РФ от 08.05.2019 №577 и составляет 50 копеек без учета НДС

Подача информацию об электронной маркировке в таможню должна быть максимально простой. На этикетке каждого товара размещается двухмерный QR-код, но он не подходит для таможни. При подаче декларации в графе 31 необходимо указать список цифро-буквенных кодов, которые соответствуют QR-кодам на товарах. Это выглядит как длинный перечень с подразделами. Например, для обуви это будут подразделы с артикулами и размерами. Очевидно, что количество кодов должно совпадать с количеством единиц товара в партии, указанных в той же графе 31. 

Выводы по второй главе: 

В работе рассмотрена таможня города Санкт-Петербург. Данная таможня выполняет важнейшую функцию по работе с грузами, которые отправляются в другие страны, а также принимает импортную продукцию, проверяет достоверность документации, которую предоставляют участники ВЭД.

Нами рассмотрены современные системы, которые упрощают работу таможенников, - например, систему ГИС «Маркировка», или систему «Честный знак». 

Маркировка товаров начата уже давно. Сегодня у нас уже 10 товарных групп введены в эту систему, обращаются с 2020 года – это, к примеру, табачная продукция, это фототовары, парфюмерная продукция, это обувь, шины, это товары легкой промышленности, и вот недавно к ним подключилась молочная продукция. 

Необходимо быть готовыми к скорой необходимости маркировать велосипеды и красла-коляски. Скорее всего, пиво, БАДы и антисептики также скоро будет маркировать принудительно.

Служащие на таможне Санкт-Петербург имеют в пользовании специальные считывающие устройства. Устройства позволяют сотрудникам постконтроля считывать коды идентификации, а также вносить их в систему. После этого сотрудники таможни могут увидеть сведения о маркировке перемещаемого товара, а также проверить легальность проверяемого кода идентификации.

ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЦИФРОВОЙ МАРКИРОВКИ ДЛЯ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРАВОНАРУШЕНИЙ И ПРЕСТУПЛЕНИЙ В ТАМОЖЕННОМ ДЕЛЕ

3.1 Особенности основных проблем таможни г. Санкт-Петербург

В последние годы таможенные системы во всем мире модернизировались, став более продвинутыми в использовании цифровых технологий. Электронная коммерция росла в геометрической прогрессии с начала века, и мировая экономика стала более оцифрованной. Благодаря этим событиям в настоящее время доступно множество данных и цифровых ресурсов и в таможенной сфере. 

Двигаясь вперед, таможенные органы вынуждены выходить за рамки простой автоматизации своих процедур: они должны извлекать выгоду из цифровизации, чтобы лучше обслуживать заинтересованные стороны и вносить свой вклад в национальный экономический прогресс. Это особенно актуально в связи с резким ростом трансграничной электронной торговли, увеличением таможенных пошлин и других угроз, связанных с безопасностью, и насущной необходимостью поддержки и восстановления экономики после COVID-19.

Цифровые технологии меняют таможенную администрацию. Большинство усилий по цифровизации в отрасли были сосредоточены на управлении таможенным оформлением, уделяя особое внимание обработке деклараций, в частности таким функциям, как управление рисками, оценке, проверке данных и оплате услуг. В процессе цифровизации таможенные органы могут применять цифровые технологии, такие как блокчейн, большие данные и телематика — для улучшения их операций и обеспечению безопасной торговли.

Сосредоточив внимание на упрощении процедур торговли, дальнейшие усилия по цифровизации были направлены на внедрение Единого Окна (средства, также известные как «ПО», которые позволяют сторонам подавать стандартизированные документы в одной точке вхождение в соответствии со всеми нормативными требованиями) и институциональное сотрудничество. Нынешние реалии требуют скоординированного, общегосударственного подхода для обеспечения эффективного обмена информацией, рационализации процедур и сотрудничества между органами пограничного контроля.

Глядя на таможенную сферу, мы теперь можем увидеть новые силы, которые будут определять наше будущее: продолжающийся рост электронной коммерции, распространение национальных ПО, все более сложные глобальные цепочки поставок, растущая озабоченность по поводу защиты окружающей среды. Очевидно, что роль таможни стала более значительной.

В этом сложном ландшафте необходимо распознавать новые тенденции и события. Адаптация к этому изменению мировоззрения требует свежего мышления от руководителей таможни, чтобы максимально использовать новые технологии.

Аналитика данных дает ценную информацию. Таможенная служба предъявляет больший спрос на данные со стороны общественности, чем любое другое государственное учреждение. Но есть и проблемы, которые необходимо решать.

Основные проблемы таможни г. Санкт-Петербург мы разбили на три части и изобразили в виде схем (рис. 2.11, 2.12 и 2.13). 

Деление мы базировали на том, лежит ли в основе проблем человеческий фактор, организационные проблемы и информационные свойства организации работы на таможне.

На рисунке 2.11 представлены проблемы информационного свойства.

 

Рисунок 2.11. Основные проблемы таможни г. Санкт-Петербург в передаче информации. 

Отсутствие полностью электронного документооборота ведет к тому, что таможенники большую часть времени занимаются проверкой и проставлением штампов на бумажных документах.

Следующая схема рассматривает проблемы, которые можно решить при должной работе с сотрудниками Санкт-Петербургской таможни.

 

Рисунок 2.12. Основные проблемы таможни г. Санкт-Петербург, связанные с человеческим фактором .

Многие участники ВЭД оказываются не подготовлены, например, забывают получить или заранее подготовить какие-либо документы. В результате сроки таможенной очистки затягиваются.

Рисунок 2.13 иллюстрируют проблемы, которые связаны с организацией работы на рассматриваемой таможне. 

 

Рисунок 2.13. Основные организационные проблемы таможни г. Санкт-Петербург.

Также, выделим неэффективную работу системы предварительного информирования: информация запрашивается и пересылается заранее, но при этом она недоступна до самого последнего момента – до момента прибытия транспортного средства на таможенный пост. После этого предварительная информация используется в качестве подтверждения фактически полученным бумажным документам. Все это никак тормозит проведение таможенных операций.

Так или иначе, согласно принятому законодательству, таможня обязана внедрять в свою работу современные цифровые технологии, например, обязательна маркировка некоторых видов продукции (их перечень изображён на рисунке 2.14).

 

Рисунок 2.14. Товары, маркировка которых обязательна .

Для всех вышеперечисленных товарных групп уже вышли сроки по маркировке остатков и вступил в силу запрет на оборот немаркированной продукции. Однако для некоторых категорий товаров всё ещё действуют специальные условия:

с 1 декабря 2021 года уже необходимо маркировать всю упакованную минеральную воду, а с 1 марта 2022 года – всю прочую упакованную воду.

Некоторые постановления выполнить сложно, например, маркировка молочной продукции. Принятые идеи необходимо «усовершенствовать». Конечно, руководство постоянно пытается изменить ситуацию. Вносимые в работу таможни города Санкт-Петербург изменения, в случае если они влияют на работу учреждения положительным образом, могут масштабироваться на работу других таможенный служб. 

На сотрудников таможни города Санкт-Петербург делегирована не только функция оформление товара, а также взимания таможенных платежей, но и иные функции:

 Обеспечение экономической безопасности государства , 

 Пограничный контроль, 

 Миграционный контроль,

 Транспортный контроль,

 Фитосанитарный контроль, 

 Ветеринарный контроль, 

 Валютный контроль, 

 Правоохранительные функции.

Например, можно выделить общественно важную функцию выявления контрафактного алкоголя .

Комплексный подход в вопросах выявление контрафактной продукции до сих пор не разработан. Для более предметного анализа темы, необходимо пояснить, что контрафактная продукция - это продукция, поступившая на территорию Российской Федерации с нарушением нашего законодательства. Это товары, о которых заранее сообщена недостоверная информация: о производителях, либо о характеристике. 

Например, через таможню города Санкт-Петербург очень часто пытаются контрафактно перевести российский пиломатериалы. Например, недавно была выявлена ситуация, когда участник ВЭД пытался вывезти за пределы Российской Федерации обрезные доски сосны на сумму более 70 млн. руб.. Это произошло в 2022 году.

Российское ООО заключило договор с компанией из Узбекистана на поставку пиломатериалов. Поставка должна была производиться железнодорожным транспортом, но, при этом, таможенным служащим подавали ложные документы, - сведения о производителе товара были недостоверны.

Также является проблемой отсутствие маркировки товара. Товар без маркировки таможня не выпустит ни при каких обстоятельствах. Единственный выход из ситуации, кроме отправки партии немаркированного товара обратно поставщику, – это заявить процедуру «Таможенный склад» и переместить прибывший груз собственно на таможенный склад. Там провести необходимые процедуры по регистрации QR-кодов и оклейке товара своими силами. После этого, выполнив все условия, можно снова подавать декларацию, но уже на выпуск для внутреннего обращения, - то есть, завершить процедуру импорта.

Проблемой таможни Санкт-Петербурга является то, что таможенных складов на территории ограниченное количество. Надо понимать, что СВХ на терминале – это не таможенный склад. В Санкт-Петербурге один из таких складов находится в Шушарах, и немаркированную партию придётся везти именно туда.

При нанесении электронной маркировки участник оборота эмитирует марки, наносит средства идентификации, осуществляет регистрацию таких документов в Государственной информационной системе маркировки товара, наносит эти средства идентификации, осуществляет регистрацию декларации на товары, при необходимости, если товары ввезены без средств идентификации, применяет процедуру таможенного склада, осуществляет декларирование товаров. Таможенными органами при выпуске с таможенной процедуры выпуск для внутреннего потребления осуществляется контроль заявленных сведений в декларации на товары, в том числе сведения о кодах идентификации, осуществляется перепроверка этих сведений с Государственной информационной системой маркировки товаров, принимается решение о выпуске товаров и вводе товаров в оборот для последующей реализации и нахождения его в обороте. 

Сведения о маркировке указываются в декларации на товары. Аналогичные же сведения указываются в статистических формах учета перемещения товаров при подаче их в рамках трансграничной торговли. Также подлежит указанию коды идентификации, определенные правила зафиксированы и используются Постановлением Правительства № 891. Также эта отчетность подлежит предоставлению в электронном виде, сведения вносятся в систему в электронном виде. 

В рассматриваемой нами таможне города Санкт-Петербург есть горячая линия, потому что обращения с вопросами носят массивный характер. Сведения могут быть предоставлены как в индивидуальном виде, так и агрегированного формата, и все горячие вопросы и ответы размещены на сайте ФТС России, а также, - непосредственно таможни. Можно обратиться как с общим вопросом, а можно задать конкретный вопрос, на который можно получить конкретный ответ.

Работа по разработке нормативных правовых актов, допускающих маркировку товаров на площадках оператора, начата только 2 года назад. ФТС России не является здесь уполномоченным органом в части определения политики по маркировке товаров, но поскольку обращения бизнеса поступали активно, то бездействовать нет возможности. Власти разработали соответствующие проекты решений, в том числе проекты решений, допускающие маркировку товаров на площадках операторов в виде дополнительного специального упрощения. Этот проект до сих пор рассматривается. 

В дальнейшем планируется развивать специальные упрощения для уполномоченных экономических операторов. 

Сегодня наказание за нарушение правил и сроков маркировки регулируются ст. 15.12 КоАП РФ : штраф (от 50 000 до 300 000 рублей для юридических лиц и от 5 000 до 10 000 рублей для ИП) и конфискация товара. А если стоимость немаркированных товаров превышает 400 000 рублей, то это считается уже правонарушением в крупном размере, - влечет уголовное наказание согласно ст. 171.1 УК РФ.

Таможенный брокер перед подачей декларации никак не может проверить правильность кодов маркировки, поэтому контролировать корректность этой информации может только сам клиент.

За немаркированные товары есть штрафы. Также существуют штрафы за:

 непредставление сведений и (или) нарушение порядка и сроков представления сведений, предусмотренных правилами маркировки товаров;

 отсутствие регистрации в системе маркировки «Честный знак» в установленные сроки.

3.2 Мероприятия по совершенствованию деятельности таможни г. Санкт-Петербург

Если говорить о совершенствовании работы в рассматриваемом учреждении, то отметим, что иногда служащие таможни Санкт-Петербурга сталкивались с ситуацией, когда законность оборота перемещаемого товара на территории Российской Федерации была под вопросом. Это случается, например, в ситуациях, когда товар возят под кодом идентификации, который уже был использован ранее. Центр Развития Перспективных Технологий (ЦРПТ), который сегодня занимается маркировкой табачной продукции, которая является одной из самых высокомаржинальных (с учетом небольших размеров самого товара, конечно же), уже работает над проблемой создания меток, которые бы смогли решить проблему ввоза по одному коду идентификации товара второй или третий раз .

В предыдущей главе нами был затронут вопрос о межведомственном взаимодействии разнообразных органов власти в Российской Федерации. Система Межведомственного Электронного Взаимодействия (СМЭВ) также будет работать на пользу ГИС «Маркировки». 

Взаимодействие этих двух электронных систем поможет получать таможенным служащим в Санкт-Петербуржской таможне развёрнутый перечень сведений о запрашиваемом товаре при считывании сотрудником кода. Планируется, что данная функция позволит оперативно оценить, как статус выданного кода товара, так и получить всю необходимую информацию о перемещении товара по территории как Российской Федерации, так и по территории страны-производителя товара. В таможне города Санкт-Петербург данная система уже успешно проходит пилотное тестирование. Сотрудники вовсю используют данное новшество.

Еще, на сегодняшний день, таможенная города Санкт-Петербург успешно используют тему ГИС «Маркировка» для поимки правонарушителей по перемещению контрафактного товара через таможенную границу. Но ее можно усовершенствовать. 

Первое предложение. Так как мобильные группы сотрудников Санкт-Петербургской таможни уже неоднократно находили коды, которые использовались не по одному разу, то можно предложить всплывающее окошко, который бы видел оператор (то есть таможенный работник), если такое происходит. На данный момент, система работает таким образом, что, если один и тот же код проверяют второй раз (то есть, - обращаются по нему в систему второй раз), то в карточке товара появляется цифровая метка. Данная система пока находится в стадии разработки и тестирования. 

Это цифровая метка, по мнению разработчика, должна показать таможенным органам, что код используется второй или третий раз. Однако чаще всего получается, что сотрудник таможенной службы не обращает на неё внимания. Считаем, что необходимо сделать её более видимым для таможенного работника. На пример, чтобы работник должен был щёлкнуть кнопку «окей» или «закрыть», что означает, что он с данной информацией ознакомился.

Вторым нашим предложением является внедрение в систему ГИС «Маркировка» функции анализа участников ВЭД, которые наиболее часто нарушали закон. То есть, - если данный участник ВЭД провозил контрафактный товар, был пойман, то система может предложить провести в отношении него выездную проверку. 

Также, необходимо возложить на систему ГИС «Маркировка» точечный выбор субъектов для контроля мобильными группами таможенных специалистов. Это же система может предложить, - на что именно необходимо обращать внимание в ходе выездных мероприятий.

В данный момент программа хотя и содержит своеобразный «аналитический контур» -то есть, систему анализа нарушений, но она не взаимодействует с мобильными группами таможенных специалистов.

Если система будет автоматически анализировать выявленные за определённый срок нарушения, и выделять самые частые из них, например, в зависимости от времени года, или от местоположения таможенного поста, то можно проводить выборочные проверки, основываясь на анализе конкретных сфер деятельность участников ВЭД, либо предприятий по сферам их деятельности.

Считаем, что такой механизм может помочь отслеживать движение перемещённого товара с момента пересечения таможенного поста. А также, в свою очередь, выявлять и закрывать точки «двойных продаж». Информация может использоваться как для проведения проверок мобильными группами специалистов таможенной служба города Санкт-Петербург, так и для передачи информации через систему межведомственного электронного взаимодействия заинтересованным государственным службам.

Выводы по третьей главе:

Сегодня важной проблемой становится отсутствие маркировки товара. Товар без маркировки таможня не выпускает ни при каких обстоятельствах. Единственный выход из ситуации, кроме отправки партии обратно декларанту, – это заявить процедуру «Таможенный склад» и переместить прибывший груз собственно на таможенный склад. После этого проводят необходимые процедуры по регистрации QR-кодов и оклейке товара своими силами. Затем можно снова подавать декларацию, но уже на выпуск для внутреннего обращения.

Мы рассмотрели проблемы таможни Санкт-Петербурга, разделив их на проблемы, связанные с человеческим фактором, организационными составляющими и информационным обеспечением. Примером организационной проблемы является то, что таможенных складов на территории ограниченное количество. Надо понимать, что СВХ на терминале – это не таможенный склад. В Санкт-Петербурге один из таких складов находится в Шушарах, и немаркированную партию придётся везти именно туда.

Человеческий фактор выражается в отсутствии алгоритма работы. А проблема с электронным обеспечением в том, что из-за отсутствия полностью электронного документооборота таможенники большую часть времени занимаются проверкой и проставлением штампов на бумажных документах, в ущерб времени осмотру или досмотру товара, в результате общее время таможенной очистки увеличивается, а она сама становится менее эффективной.

В качестве итоговых предложений нами предложено: 

1. Создать всплывающее окошко, который бы видел оператор (то есть таможенный работник), если сотрудник находит коды, которые использовались не по одному разу. На данный момент, система работает таким образом, что, если один и тот же код проверяют второй раз (то есть, - обращаются по нему в систему второй раз), то в карточке товара появляется цифровая метка. Данная система пока находится в стадии разработки и тестирования. 

2. Внедрение в систему ГИС «Маркировка» функции анализа участников ВЭД, которые наиболее часто нарушали закон. То есть, - если данный участник ВЭД провозил контрафактный товар, был пойман, то система может предложить провести в отношении него выездную проверку. Необходимо возложить на систему ГИС «Маркировка» точечный выбор субъектов для контроля мобильными группами таможенных специалистов. Это же система может предложить, - на что именно необходимо обращать внимание в ходе выездных мероприятий.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Контрафактная продукция - это производство, импорт, экспорт, распространение и продажа потребительских товаров, которые не являются подлинными, но спроектированы и заклеймены таким образом, чтобы выглядеть идентично подлинным продуктам, с целью ввести потребителей в заблуждение, заставив их поверить в их подлинность. Подделка также включает нанесение товарного знака или логотипа хорошо известного потребительского бренда на продукт, даже если продукт фактически не произведен или не авторизован этим брендом.

Контрафактная продукция - это имитации реальных продуктов, которые производятся без одобрения владельца бренда. Контрафактная продукция, как правило, существенно более низкого качества, чем подлинные товары, и может даже быть опасной, поскольку она часто некачественно изготовлена или с использованием опасных или токсичных химических веществ и материалов. К сожалению, многие известные и успешные компании, охватывающие практически все отрасли, становятся жертвами подделок.

Подделки, с другой стороны, спроектированы так, чтобы выглядеть как подлинные изделия, но они не являются точными копиями и могут в чем-то отличаться. Подделки также не имеют товарного знака или логотипа другого бренда, но обычно имеют марку компании, которая их изготовила.

Операции по борьбе с производством и распространением контрафактных товаров помогают обеспечить общественную и национальную безопасность, предотвращая поступление на рынок опасных и вредных товаров и способствуя целостности законных торговых систем.

Для того чтобы обезопасить свою продукцию необходимо регулярно проводить ряд мероприятий, которые поспособствуют выявлению эффективности выбранной стратегии. Внедрение компаниями и производителями технологий борьбы с контрафакцией продолжает развиваться, поскольку это помогает защитить потребителей и предприятия от опасностей и вреда, наносимого контрафактными товарами. 

Внедрение технологий защиты товара также защищает целостность законных брендов, помогает в борьбе с преступлениями, связанными с контрафактной деятельностью. 

В работе рассмотрена таможня города Санкт-Петербург. Данная таможня выполняет важнейшую функцию по работе с грузами, которые отправляются в другие страны, а также принимает импортную продукцию, проверяет достоверность документации, которую предоставляют участники ВЭД.

Нами рассмотрены современные системы, которые упрощают работу таможенников, - например, систему ГИС «Маркировка», или систему «Честный знак». 

Служащие на таможне Санкт-Петербург имеют в пользовании специальные считывающие устройства. Устройства позволяют сотрудникам постконтроля считывать коды идентификации, а также вносить их в систему. После этого сотрудники таможни могут увидеть сведения о маркировке перемещаемого товара, а также проверить легальность проверяемого кода идентификации.

В качестве итоговых предложений нами предложено: 

3. Можно предложить всплывающее окошко, который бы видел оператор (то есть таможенный работник), если сотрудник находит коды, которые использовались не по одному разу. На данный момент, система работает таким образом, что, если один и тот же код проверяют второй раз (то есть, - обращаются по нему в систему второй раз), то в карточке товара появляется цифровая метка. Данная система пока находится в стадии разработки и тестирования. 

4. Внедрение в систему ГИС «Маркировка» функции анализа участников ВЭД, которые наиболее часто нарушали закон. То есть, - если данный участник ВЭД провозил контрафактный товар, был пойман, то система может предложить провести в отношении него выездную проверку. Необходимо возложить на систему ГИС «Маркировка» точечный выбор субъектов для контроля мобильными группами таможенных специалистов. Это же система может предложить, - на что именно необходимо обращать внимание в ходе выездных мероприятий.

Предложенные мероприятия помогут отслеживать движение перемещённого товара с момента пересечения таможенного поста. А также, в свою очередь, выявлять и закрывать точки «двойных продаж».