Найти тему
ШЕСТЬ ОКЕАНОВ

Собрались покорить Северный полюс, но Герой Соцтруда Г.А.Гасанов был против

История покорения советскими подводниками Северного полюса известна многим – это сделал экипаж подлодки К-3 под командованием Льва Михайловича Жильцова. Сейчас, по прошествии многих лет этот поход описан во многих публикациях и подаётся, довольно упрощённо: вышли в море, встретив арктические льды, «поднырнули» под них и в околополюсном районе обнаружив в одном из околополюсных районе полынью, всплыли, избежав столкновения с тяжёлым льдом. На самом деле, всё было сложнее.

Экипаж К-3 после всплытия в околополюсном районе
Экипаж К-3 после всплытия в околополюсном районе

О риске подлёдного плавания практически не говориться. А он был очень серъёзным, хотя бы потому, что реакторы первых наших атомных подлодок технически были ещё несовершенны. Как говорили в те годы специалисты, реакторы «текли», то есть, довольно часто выходила из строя их трубопроводная система в местах соединений. Радиоактивная вода, циркулирующая в контурах реакторов, выходила наружу, в отсек. С этим злом, представляющим опасность для человека, приходилось бороться. В условиях подлодки воздух нужно было вентилировать и выбрасывать в атмосферу. Но, находясь подо льдом, сделать это невозможно. В том и заключалась опасность.

Уже через час после начала движения лодки К-3 к Северному полюсу командиру Л.М. Жильцову принесли две радиограммы из Москвы. Первая за подписью С.Г. Горшкова и члена Военного Совета ВМФ В.М. Гришанова напутствовала экипаж подвиг по имя Родины. А вторая, подписанная главным энергетиком проекта строительства атомных подводных лодок Героем Социалистического Труда, лауреатом Ленинской и Государственной премии Г.А. Гасановым, требовала незамедлительно и безоговорочно запретить К-3 выход в море.

Атомная подводная лодка К-3 проекта 627
Атомная подводная лодка К-3 проекта 627

Такая позиция Генриха Алиевича поначалу удивила многих. Но только через много лет раскрылось, почему он так поступил. Г.А. Гасанов, оказывается, знал, что гарантированный ресурс парогенераторов на К-3 в 3 тысячи часов уже «выбит» на 2,2 тысячи, и потому понимал запас прочности парогенераторов оставался критическим. То есть, только случайность могла бы спасти экипаж в том походе.

Очень немногим сегодня известно, что уже через несколько дней после возвращения лодки с полюса на рядовом выходе «жиханула» очередная «бочка» его парогенератора и последствия этой аварии по сигналу «радиационная опасность» удалось ликвидировать. К тому же К-3 шла в надводном положении.

Командир подлодки К-3 Лев Михайлович Жильцов
Командир подлодки К-3 Лев Михайлович Жильцов

Случись это несколькими днями раньше, в походе к полюсу подо льдом, серьезная авария стала бы неизбежной. Генрих Алиевич Гасанов был бы реабилитирован перед историей, но не простил бы себе сам гибель экипажа.

Подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропустить интересные истории, а так же оставляйте свои впечатления в комментариях.