Это опасно, дорого и больно.
Но люди по-прежнему делали и делают сотни километров на транспорте, который абсолютно не предназначен для «дальняков». Я проехал 1400км на японском скутере возрастом за 20, чуть не убил его два раза и меня чуть не убили два раза.
Маршрут.
Мой маршрут довольно простой: Москва-Питер-Москва. Ехал по обычной дороге М10 мимо таких городов как Тверь, Вышний Волочек, Валдай и другие. На протяжении всего маршрута имеется замечательный асфальт, где можно держать крейсерскую скорость без вреда для скутера.
Транспорт.
Suzuki Address 110 - культовый для своего времени японский скутер. Куплен мной в состоянии близком к коматозному, но восстановлен из небытия. За свои 25 лет жизни он много чего повидал и возможно не все параметры остались на прежнем уровне. Для поездки на нем я получил права А категории, оформил страховку и поставил транспорт на учет. Объем двигателя составляет 110 кубиков. "Полтинник" в свое время меня не вдохновил. Хотя, за все время поездки меня ни разу не остановили, но это регулярно делали в повседневной жизни, так что о "легализации" я ни разу не пожалел.
Быт
Без ночёвок не обойтись. На таком пути вполне можно было обойтись мотелями, но те, кто ездят на дешевом транспорте обычно это делают из-за ограниченного бюджета. Так и у меня. Зачем нужен мотель, когда можно спать на свежем воздухе? Я взял с собой палатку, а так же все для сна. Сменной одежды не брал. Ничего из кухонной утвари, кроме термоса, так же не брал. Придорожных кафе и перекусов на пути достаточно. Весь скарб упаковал в походный рюкзак и поехал.
А смысл?
Вариантов добраться до северной столицы масса. Я бы мог поехать туда на чем угодно, но выбрал именно скутер, потому что у меня есть мечта проехать по Шелковому Пути и есть понимание, что воплотить эту масштабную идею без опыта нельзя. Весь предыдущий год я занимался восстановлением и подготовкой транспортного средства. Вот видео, если интересно посмотреть предисторию. В этом году все никак не мог заставить себя сделать этот шаг: сесть и поехать. Понимая, что другого шанса может не представиться я решил действовать.
Риски
Мне 37 годиков. Недостаточно стар, чтобы врасти корнями в одно место, но и не достаточно юн, чтобы без причины отправиться на встречу ветру. Основная причина поездки: выступление в качестве спикера на мероприятии связанным с фотографией. Я профессиональный фотограф. На кон я поставил свою репутацию. И чтобы доехать я заложил на дорогу больше времени, почти 3 дня. Но, честно признаюсь, за рутиной день ото дня, ты забываешь что такое жизнь, а чтобы вспомнить, нужно совершать глупые вещи.
Подготовка
Опыт поездок у меня имеется. Я уже путешествовал дикарем, поэтому с точки зрения что куда и как паковать вопросов не было. Рюкзак со «снарягой» уже был готов. Внимание было уделено именно технике. Важно знать транспорт на котором едешь. Вот вам еще одно видео на эту тему про тот же скутер. Нельзя просто взять, сесть и поехать. Особенно на старом коне. Перед поездкой я сутки потратил на проверку всех важных узлов на предмет трещин, износа, наличия смазки и тому подобному. Так же у меня уже был опыт относительно того какой инструмент и какие запасные части нужны.
Вот что самое важное:
- Запасная свеча
- Свечной ключ
- Инструмент для снятия и работы с карбюратором
- Ремонтный набор для шин
- Запасной ремень вариатора
- Различного рода пинцеты и тонкогубцы.
Когда у нас нет или мало опыта, то мы пакуем с собой свои страхи, которые потом превращаются в огромные баулы. Я эту стадию прохожу и вполне смогу обойтись пару дней без какой-либо штуки, а если что серьезное, то привет эвакуатор!
Опыт поездки.
Что такое ехать на скутере? Это как сидеть на унитазе с сильным запором, где периодически тебя поливают из холодного душа и постоянно открывают окно с пролетающими мимо самолетами.
И так на протяжении всего дня. Чистая романтика для мазохиста. Я не преувеличиваю. Несмотря на то, что погоду обещают прекрасной все равно пойдет дождь, будет град, гроза, сильный ветер, дальнобойщики, машины которые тебя захотят «поучить», дорожные ситуации и прочие прелести. Ты уязвим. Очень уязвим. Наверное еще более уязвим, чем велосипедист, потому что не занимаешь обочину, а едешь по полосе, часто на одной единственной на которой каждый подъезжающий хочет ехать на 5км в час быстрее только потому, что он может, а ты нет. И тебе приходится решать вопрос между тем, чтобы заезжать на край дороги на высокой скорости или же продолжать нервировать водителя ради собственной безопасности. Это по трассе.
Вне трассы, когда я искал ночлег, то сворачивал на проселочные дороги и заезжал глубже в лес, чтобы найти красивое, но не посещаемое людьми и зверьми место. Скутер не обладает внедорожными качествами от слова совсем. Да, на него можно поставить «злую» резину, но отсутствие коробки, нейтрали и дорожного просвета одной резиной не компенсировать. Когда я заехал в песок, то чуть не спалил ремень вариатора. Когда я ехал по лесу, то намотал ветку на крыльчатку и под аккомпанемент комаров два часа выковыривал ее, чтобы снова поехать.
Как ни крути, но скутер это городской житель.
Опасности пути и поломки
Меня пытались убить дважды. Оба раза в районе Твери, что примечательно. Один раз меня чуть не отправил на встречу с работодателем святой отец, выезжающий из церкви на главную дорогу, но не заметивший меня. Спасибо, что заметил в последний момент и дал газу. Второй раз на полном ходу на пустой дороге мне в борт дал кроссовер, потому что машина снова не заметила меня и водитель стал поворачивать с крайнего левого в крайний правый для съезда с трассы на развязку. Бортанул мой бок о свой бок. Я удержал мотоцикл, но не обладал ни средствами видеофиксации, ни мощностью, чтобы догнать машину и хотя бы дать понять, что могло произойти. Водитель авто либо действительно ничего не понял, либо сделал вид.
Из поломок не произошло ничего, кроме отработавший свой ресурс свечи. О том, что ей скоро придет конец я знал, поэтому всегда возил запасную. У нее ухудшилось искрообразование и после замены на новую транспорт поехал дальше. Все остальные поломки, такие как ветка в крыльчатке, связаны уже были с внешними независящими от меня факторами.
Стоимость
Мопеды и скутеры транспорт экономный, но экономный только в том случае, если ты не эксплуатируешь его в режиме максимальной нагрузки. Мой мопед ест как современная малолитражка, но при этом имея скорость и комфорт "унитаза". Почти 6 литров на сотню при крейсерской скорости 70 км/ч. Больше 80 он ехать уже не хочет чисто физически. А еще он двухтактный. Ест масло в прямом смысле слова. По приезду в Питер я купил литр масла и запасную свечку. Так же к незапланированным расходам надо отнести «перекуры» во время остановок. На заправке, помимо бензина для скутера, еще покупался кофе или перекус для водителя. На обратном пути я существенно съэкономил заварив себе кофе заранее и наделав бутербродов, но тем не менее. Общий бюджет на 5 дней составил 12 000. Гостиница в Питере оплачивалась отдельно. Как видите, мой мопед съел больше, чем я.
Выводы
После этой поездки я окончательно убедился, что малокубатурный скутер это городской житель. В принципе, скорости мне хватало. Комфорт дело привычки, а вот отсутствие внедорожных качеств и лишней мощности как тормозов, так и мощности двигателя не хватает.
Однозначно на дороге нужно делать себя заметным с помощью мощных ДХО, и развивающегося яркого флага. Лучше быть новогодней ёлкой, чем статистикой. Лучше раздражать, чем поступиться собственной безопасностью. Даже не смотря на мой опыт и на то, что я всегда думаю за себя и за того парня есть случай, который нельзя проконтролировать.
Заключение.
Однажды за день я проехал 420 км. Это было тяжело, но возможно. Когда шел дождь и было холодно, то мой пробег был не больше 200 км. Конечно, я думал о километрах, потому что мне НАДО было успеть к определенному сроку, чтобы выступить и вернуться к определенному сроку домой, чтобы продолжить работу. Я использовал скутер как транспорт, но его стоит рассматривать, конечно же, как возможность для созерцательного передвижения. Именно с такой идеей я и подходил, когда затевалась вся эта эпопея.
В чем смысл, спросите вы? Смысл в том, чтобы быть мужчиной.
Каждый сам выбирает, как ему играть с жизнью. Мне важно ставить себя в новое положение, чтобы ощутить собственную слабость, почувствовать вкус жизни, получить опыт. Я это я, а вы это вы. У вас могут быть свои веские причины делать или не делать это.
После этой поездки я продал свой скутер. Резанул по живому. С одной стороны я вложил в него столько труда, что привязался, но с другой понял, что это не то, что нужно конкретно мне и, возможно, мне надо переключить свое внимание на что-то другое. Честно говоря, не ожидал, что он уйдет меньше чем за неделю. В глубине души надеялся, что успею отъездить лето, потому что на короткие дистанции до 100км я ловил кайф. У меня не было пробок, проблем с парковкой, страха превысить скорость. Я имел возможность быть мобильным и не зависеть от расписания пригородных поездов. Да, я живу за городом в области. Москва под боком. В Москву на авто не езжу. Беру велосипед и сажусь в поезд. Делаю дела и возвращаюсь домой. Скутер давал альтернативу и возможность иначе провести время. Машина это машина. Не могу позволить себе просто так жечь бензин и ресурс авто, потому что машина роскошь для меня.
Идея дальняков на мопеде умерла?
Совершенно не важно на чем вы поедете свой «дальняк». Поверьте. Я ездил на машине на юг 1600км и не помню из этой поездки ничего, потому что гнал. В то же время, когда я исследовал Японию пешком, то привез множество проектов, сделал выставку, издал книги и выпустил несколько документальных фильмов. Суть дальняка или путешествия не сводится к быстрому и комфортному перемещению из одного пункта в другой. Важно замедляться, останавливаться и смотреть по сторонам.
Опытные мотопутешественники будут правы, если скажут про «кубатуру» и какого-нибудь «гуся». Но я не мотопутешественник и мне не нужен «гусь» по цене моего авто. Как и не нужна дополнительная экипировка ради защиты при увеличении скорости. Я экономный турист, который не боится пробовать. Прелесть малой кубатуры заключается в том, что он везет тебя, в отличии от велосипеда, но доступен, как тот же велосипед. Если я куплю себе снова мотоцикл, то снова поеду в дальняк, но сперва заброшу его транспортной компанией до нужной точки, а сам доеду на поезде, чтобы потом уже на месте исследовать окрестности и получать удовольствие. Это формат для малой кубатуры. А возможно это идея ляжет на полку, потому как есть все тот же велосипед, который можно взять с собой в тот же поезд. Время покажет, я же взял для себя паузу.