Сегодня для каждого фотографа становится понятно, что подавляющую долю рынка теперь занимают беззеркальные камеры и далее эта тенденция только усилится.
Многие либо уже перешли на этот тип фотоаппаратов в качестве основного, либо думают над этим и готовятся к смене типа камеры.
Очевидным решением, как на первое время, так и для снижения стоимости парка оптики, а так же расширения пока ещё не всобъемлющего диапазона объективов на беззеркалки - является применение уже существующих и весьма многочисленных объективов от зеркальных фотоаппаратов через адаптер-переходник. Давайте же рассмотрим, как обстоят дела с таким применением зеркальной системной оптики на соответствующей беззеркальной технике у самых распространённых производителей, что они нам предлагают, какие есть подводные камни и нюансы съёмки при использвании техники в таком режиме.
Беззеркльные фотоаппараты Sony.
Компания Sony, приобретя в 2006 году подразделения по разработке и производству фототехники у Konica Minolta - получила в свои руки самую старую и одну из самых обширных зеркальных систем оптики на рынке.
Minolta и так выпускала первокласную оптику а Sony в свою очередь дополнила полученный багаж первокласной оптикой от Carl Zeiss.
Будучи пионером в выпуске полнокадровых зеркалок, Sony не смогла обойти стороной пользователей своих премиальных полнокадровых Цейсов и выпустила целых пять (!) адаптеров с байонет Minolta/Sony A на байонет Sony E.
Вот их список:
- Sony LA-EA1
Sony LA-EA2
- Sony LA-EA3
- Sony LA-EA4
- Sony LA-EA5
Давайте разберёмся зачем так много моделей и какая между ними разница, а для лучшего понимания разобьём все адаптеры на три группы:
1. Sony LA-EA1 и Sony LA-EA3
Оба адаптера представляют собой просто переходники с электронной начинкой, призванные для увеличения рабочего отрезка объективов (ведь у зеркальных объективов он больше) и преобразования протокола сигналов управления со стандарта Sony A на Sony E, а так же имеющие поводок управления диафрагмой. Данные адаптеры поддерживают автофокус только (!) с объективами, у которых есть встроенный мотор фокусировки SSM (Supersonic motor) или SAM (Smooth Autofocus Motor). А стоит напомнить, что большинство фиксов, доставшихся Sony в наследство от Minolta и самое главное большинство фикс-объективов Carl Zeiss - не имеют встроенного мотора, а применяют отверточный привод из камеры, а следовательно у них автофокуса с этими переходниками - не будет.
Переходник LA-EA1 - для камер с кроп-форматом матрицы, Sony LA-EA3 - для полнокадровых фотоаппаратов и полностью может заменить первый и в паре с кропнутой оптикой.
Умельцы умудряются переделывать первый переходник в аналог старшего полнокадового, удалив пластик, создающий сужение оптческого канала.
2. Sony LA-EA2 и Sony LA-EA4
А вот для этой пары адаптеров всё уже более интересно. Они содержат в себе мотор автофокуса для отверточной оптики и отвертку, а так же у них есть полупрозрачное зеркало и своя система фазовых датчиков фокусировки. По аналогии с предыдущей парой адаптеров LA-EA2 - для кроп-объективов LA-EA4 - для полнокадровых и полностью может заменить первый. По сути они превращают вашу беззеркалку в камеру с полупрозрачным зеркалом SLT аналогичную последним моделям Sony на байонет А. С ними доступны любые зеркальные объективы Minolta/Sony A, но с ограничениями в виде отсутствия интеллектуальных режимов автофокуса, включая фокус по глазам, определение лиц и объектов, доступные в актуальных беззеркалках Sony. Все точки фазового автофокуса сконцентрированы в центре, что значительно снижает покрытие кадра в сравнении с системой гибридного автофокуса, встроенной в камеры и недоступной к использованию с этими адаптерами. Стоит прибавить к этому еще то, что полупрозрачное неподвижное зеркало крадёт немного света, как очень слабый нейтральный фильтр, что ухудшает возможности работы камер на высоких ISO.
3. Sony LA-EA5
И вот наконец, спустя четыре попытки, выпускается адаптер без каких-то дополнительных вольностей в виде полу-прозрачных зеркал и своей отдельной системы автофокуса, при этом снабжённый мотором и приводом отвертки для "безмоторной" оптики. С данным переходником фтоаппарат работает в штатных режимах почти с любыми функциями, есть фокус по глазам и определение объектов и лиц в кадре.
Данный адаптер так же на удивление компактен и лишён каких-либо дополнительных аппендиксов и наростов. Вроде бы всё идеально? Но нет, есть нюансы. Он поддерживает отвёрточный автофокус только с четырьмя моделям камер: Sony α6600, Sony α7IV, Sony α7RIV, Sony α1.
С камерами Sony α7 III, α7R III, α7S III, α6100, α6400 при использовании моторных SSM/SAM линз скорость фазового автофокуса и отслеживания снижается до 2.5 кадров/сек, а с моделями Sony α9, α9II: до 10 кадров/сек.
Так же на камерах, даже полностью поддерживающих данный адаптер, многие пользователи отмечают наличие небольшого лага (запаздывания) в момент съёмки, связывая это с инертностью работы механики адаптера, что затрудняет съёмку динамичных сцен. Эта особенность в той или иной мере справедлива почти для всех адаптеров от Sony.
Ну и горькой вишенкой на и так не очень вкусном торте является то, что любая сторонняя оптика с байонетом Minolta/Sony A работает на всех приведённых выше адаптерах без гарантий, иногда функционал ограничен настолько, что пользоваться невозможно совсем.
Беззеркльные фотоаппараты Nikon.
Как и в предыдущем случае, Nikon имеет в своём арсенале достаточно старую автофокусную систему, содержащую и современную моторную оптику и более возрастную линейку с автофокусировкой через отверточный привод - мотором, содержащимся в камере.
Но в отличие от Sony компания Nikon даже не пытается изобразить полную совместимость, а просто решила забыть о всех безмоторных автофокусных объективах линеек Nikkor AF и AF-D.
С обоими адаптерами Nikon FTZ и Nikon FTZ II (по сути полностью аналогичными по функционалу) автофокуса у безмоторных отверточных объективов не будет!
Более того, так же данные адаптеры лишились и рычага AI (Automatic Indexing) диафрагмы, до этого все старшие линейки зеркальных фотоаппаратов Nikon поддерживали режим приоритета диафрагмы с полностью механической оптикой стандартов: AI, AI-S, имеющей на кольце диафрагм специальные выступы для прямой передачи значений диафрагмы в камеру. Теперь даже в режиме ручного фокуса объективу для стабильной работы во всех режимах экспозиции понадобятся контактные площадки.
Из всей механики на адаптерах остались: рычаг управления диафрагмой (Mechanical Aperture Control) и рычаг контроля крайнего положения диафрагмы (EE Servo Coupiling Post) который нужен для управления диафрагмой на объективах стандарта Non-G (автофокусными объективами с кольцом диафрагмы).
В итоге обрезается и остаётся не у дел огромный пласт как ручной, так и ранней, самой бюджетной автофокусной оптики, среди которой есть немало шедевров, так любимых адептами компании.
Беззеркльные фотоаппараты Canon.
В своё время, перейдя на новый байонет EF, компания Canon применила достаточно сильную инновацию, использовав полностью электронное управление диафрагмой и моторный привод автофокуса на борту оптики, как основной стандарт. В их объективах нет механических связей с камерой поводками или рычагами, нет поломок и запаздывания, связанных с механическими проблемами и несовместимостями. В тот момент это было сильным ударом по пользователям старого стандарта крепления объективов Canon FD, но сегодня это позволило создать самый простой тип адаптера с самой лучшей поддержкой работы объективов во всех режимах.
Если не считать родной спидбустер Canon EF-EOS R 0.71x, предназначенный исключительно для видеокамеры EOS C70, то в арсенале Canon целых три переходника с байонета EF на актуальный беззеркальный байонет R, рассмотрим их поподробней:
- EF-EOS R (базовый).
Самый простой адаптер в линейке, функционально лишь надставляющий рабочий отрезок и пересчитывающий протоколы обмена объективов, поддерживает работу абсолютно всех объективов Canon EF во всех режимах работы камер.
- EF-EOS R с кольцом управления
Аналогичен предыдущему, но в дополнение - имеет программируемое кольцо управления на которое можно назначить самые разнообразные функции.
- EF-EOS R со вставным фильтром
И самый интересный представитель троицы адаптеров - содержащий в себе слот для вставных кассет с фильтрами. К адаптеру предлагаются три фильтра - нейтральный, поляризационный и прозрачный:
У данного адаптера есть две особенно приятные для меня опции. Первая - это поляризационный фильтр для любого объектива вне зависимости от диаметра резьбы под светофильтр и того, вращается ли передний элемент при фокусировке. Вторая - это, как ни странно, прозрачная вставка, когда никакой фильтр не используется. Вы спросите чем же она хороша? Главная беда всех беззеркалок, как бы ни была крепка их пыле-влагозащита - открытость матрицы и внутренностей камеры при смене объектива, тогда как в зеркалках перед матрицей несли неусыпное дежурство зеркало и затвор (хотя у беззеркалок Canon есть опция закрытия затвора при включении фотоаппарата). А вот с применением данной вставки камера становится по-настоящему защищённой от любых невзгод и можно смело менять оптику в сложных условиях, не опасаясь, что порыв ветра задует в камеру облако песка и пыли.
Ещё одним из приятных моментов является то, что из-за достаточно простой конструкции переходника - его нетрудно скопировать и выпустить аналог, чем воспользовались уже такие фирмы, как: VILTROX, Commlite, 7artisans и некоторые другие. При этом, судя по отзывам пользователей, неоригинальные переходники сохраняют весь функционал.
Но опять же, как и в истории с Sony, стоит отметить возжную нестабильную работу со сторонней оптикой, которую отмечают многие пользователи. Что на самом деле было характерно всегда, стоит только вспомнить историю с появлением полос в кадре с оптикой Sigma на камерах Canon ещё в зеркальные времена, хотя этот дефект достаточно просто лечился, он оставил немалый осадок в умах пользователей бренда.
И вот вроде бы у нас вырисовывается очевидный фаворит нашей подборки, Canon в этом плане вроде бы впереди всех, нет проблем с совместимостью, техника достаточно проста и безотказна, любой родной объектив стабильно работает, управляется и пишет информацию в EXIF кадра.
Но и тут не обошлось без скрытых минусов. И при этом довольно обидных. При работе с переходником алгоритмы беззеркальных камер очень часто задействуют мотор и он более длительный срок находится под напряжением. И если шаговые приводы фокусировки последнего поколения STM терпимы к такому обращению и спокойно выдерживают нагрузки, то ультразвуковые приводы предыдущего поколения USM, работая в режиме постоянной нагрузки очень быстро выходят из строя, попросту сгорают. Множество пользователей жалуется на преждевременную потерю любимых объективов. И ладно бы, если это были уставшие от жизни ранние зумы серии L, которые люди берут на первое время для комфортного вхождения в систему, под угрозу гибели в неравном бою с программным алгоритмом беззеркалок попадают все объективы с надписью Ultrasonic на корпусе. А среди них бывают очень редкие и дорогие экземпляры наподобие Canon EF Lens 50mm 1:1.0 L Ultrasonic, который оценивается на аукционах не менее чем в 3-и тысячи долларов США.
Итоги.
Подводя черту под всем сказанным выше, приходится признать, что ни один из ведущих производителей не предложил беспроблемных решений.
Sony в своей особой манере - выпустила множество решений, не сильно заботясь об их функциональности и работоспособности, в итоге мы имеем паллиатив и вынуждены мириться с различными недостатками и ограничениями, постоянно думая о совместимости.
Nikon, кичась десятилетиями своей уникальной преемственностью, в этот раз порвал с прошлым резче и сильньей всех, разом обездолив многих своих преданных поклонников. Все совершенные оптически и приятные по цене решения ранней афтофокусной эры - остались за бортом.
Canon же в свою очередь скромно и безгрешно проглядел результаты ресурсных тестов одного из самых распространённых типов привода автофокуса в своих объективах. Возможно это произошло случайно, но учитывая скрупулёзный подход к разработке беззеркалок, который был проявлен уже в первой модели на байонет R, тут прослеживается банальный маркетинговый ход по опустошению запасов старой зеркальной оптики у целевой группы покупателей.
В результате такого подхода производителей, которые явно заинтересованы в сбыте новой оптики под беззеркальные байонеты, переходить на беззеркалки мы будем долго и болезненно, а перед каждым из нас встанет дилемма выбора наименьшего зла, исходя из своих целей и предпочтений.
Если Вам понравилась статья - подписывайтесь, ставьте лайки и предлагайте темы для будущих статей в комментариях, все предложения будут рассмотрены! Всем удачных снимков, с Вами была Занимательная Фототехника, до новых встреч!