Найти тему

Объективов мы вам не дадим. Проблемы адаптеров с зеркалок на беззеркалки (гайд по адаптерам).

Оглавление

Сегодня для каждого фотографа становится понятно, что подавляющую долю рынка теперь занимают беззеркальные камеры и далее эта тенденция только усилится.

Многие либо уже перешли на этот тип фотоаппаратов в качестве основного, либо думают над этим и готовятся к смене типа камеры.

Очевидным решением, как на первое время, так и для снижения стоимости парка оптики, а так же расширения пока ещё не всобъемлющего диапазона объективов на беззеркалки - является применение уже существующих и весьма многочисленных объективов от зеркальных фотоаппаратов через адаптер-переходник. Давайте же рассмотрим, как обстоят дела с таким применением зеркальной системной оптики на соответствующей беззеркальной технике у самых распространённых производителей, что они нам предлагают, какие есть подводные камни и нюансы съёмки при использвании техники в таком режиме.

Беззеркльные фотоаппараты Sony.

Взрыв-схема установки зеркального объектива Carl Zeiss через переходник на беззеркальный фотоаппарат Sony. Фото из сети.
Взрыв-схема установки зеркального объектива Carl Zeiss через переходник на беззеркальный фотоаппарат Sony. Фото из сети.

Компания Sony, приобретя в 2006 году подразделения по разработке и производству фототехники у Konica Minolta - получила в свои руки самую старую и одну из самых обширных зеркальных систем оптики на рынке.

Minolta и так выпускала первокласную оптику а Sony в свою очередь дополнила полученный багаж первокласной оптикой от Carl Zeiss.

Будучи пионером в выпуске полнокадровых зеркалок, Sony не смогла обойти стороной пользователей своих премиальных полнокадровых Цейсов и выпустила целых пять (!) адаптеров с байонет Minolta/Sony A на байонет Sony E.

Вот их список:

  • Sony LA-EA1
Внешний вид Sony LA-EA1. Фото из сети.
Внешний вид Sony LA-EA1. Фото из сети.

Sony LA-EA2

Внешний вид Sony LA-EA2. Фото из сети.
Внешний вид Sony LA-EA2. Фото из сети.

  • Sony LA-EA3
Внешний вид Sony LA-EA3. Фото из сети.
Внешний вид Sony LA-EA3. Фото из сети.

  • Sony LA-EA4
Внешний вид Sony LA-EA4. Фото из сети.
Внешний вид Sony LA-EA4. Фото из сети.

  • Sony LA-EA5
Внешний вид Sony LA-EA5. Фото из сети.
Внешний вид Sony LA-EA5. Фото из сети.

Давайте разберёмся зачем так много моделей и какая между ними разница, а для лучшего понимания разобьём все адаптеры на три группы:

1. Sony LA-EA1 и Sony LA-EA3

Оба адаптера представляют собой просто переходники с электронной начинкой, призванные для увеличения рабочего отрезка объективов (ведь у зеркальных объективов он больше) и преобразования протокола сигналов управления со стандарта Sony A на Sony E, а так же имеющие поводок управления диафрагмой. Данные адаптеры поддерживают автофокус только (!) с объективами, у которых есть встроенный мотор фокусировки SSM (Supersonic motor) или SAM (Smooth Autofocus Motor). А стоит напомнить, что большинство фиксов, доставшихся Sony в наследство от Minolta и самое главное большинство фикс-объективов Carl Zeiss - не имеют встроенного мотора, а применяют отверточный привод из камеры, а следовательно у них автофокуса с этими переходниками - не будет.

Переходник LA-EA1 - для камер с кроп-форматом матрицы, Sony LA-EA3 - для полнокадровых фотоаппаратов и полностью может заменить первый и в паре с кропнутой оптикой.

Умельцы умудряются переделывать первый переходник в аналог старшего полнокадового, удалив пластик, создающий сужение оптческого канала.

2. Sony LA-EA2 и Sony LA-EA4

Сравнение переходников LA-EA2 и LA-EA4. Фото из сети.
Сравнение переходников LA-EA2 и LA-EA4. Фото из сети.

А вот для этой пары адаптеров всё уже более интересно. Они содержат в себе мотор автофокуса для отверточной оптики и отвертку, а так же у них есть полупрозрачное зеркало и своя система фазовых датчиков фокусировки. По аналогии с предыдущей парой адаптеров LA-EA2 - для кроп-объективов LA-EA4 - для полнокадровых и полностью может заменить первый. По сути они превращают вашу беззеркалку в камеру с полупрозрачным зеркалом SLT аналогичную последним моделям Sony на байонет А. С ними доступны любые зеркальные объективы Minolta/Sony A, но с ограничениями в виде отсутствия интеллектуальных режимов автофокуса, включая фокус по глазам, определение лиц и объектов, доступные в актуальных беззеркалках Sony. Все точки фазового автофокуса сконцентрированы в центре, что значительно снижает покрытие кадра в сравнении с системой гибридного автофокуса, встроенной в камеры и недоступной к использованию с этими адаптерами. Стоит прибавить к этому еще то, что полупрозрачное неподвижное зеркало крадёт немного света, как очень слабый нейтральный фильтр, что ухудшает возможности работы камер на высоких ISO.

Схема работы системы фазовой фокусировки в переходниках LA-EA2 и LA-EA4. Фото из сети.
Схема работы системы фазовой фокусировки в переходниках LA-EA2 и LA-EA4. Фото из сети.

3. Sony LA-EA5

И вот наконец, спустя четыре попытки, выпускается адаптер без каких-то дополнительных вольностей в виде полу-прозрачных зеркал и своей отдельной системы автофокуса, при этом снабжённый мотором и приводом отвертки для "безмоторной" оптики. С данным переходником фтоаппарат работает в штатных режимах почти с любыми функциями, есть фокус по глазам и определение объектов и лиц в кадре.

Данный адаптер так же на удивление компактен и лишён каких-либо дополнительных аппендиксов и наростов. Вроде бы всё идеально? Но нет, есть нюансы. Он поддерживает отвёрточный автофокус только с четырьмя моделям камер: Sony α6600, Sony α7IV, Sony α7RIV, Sony α1.

С камерами Sony α7 III, α7R III, α7S III, α6100, α6400 при использовании моторных SSM/SAM линз скорость фазового автофокуса и отслеживания снижается до 2.5 кадров/сек, а с моделями Sony α9, α9II: до 10 кадров/сек.

Так же на камерах, даже полностью поддерживающих данный адаптер, многие пользователи отмечают наличие небольшого лага (запаздывания) в момент съёмки, связывая это с инертностью работы механики адаптера, что затрудняет съёмку динамичных сцен. Эта особенность в той или иной мере справедлива почти для всех адаптеров от Sony.

Ну и горькой вишенкой на и так не очень вкусном торте является то, что любая сторонняя оптика с байонетом Minolta/Sony A работает на всех приведённых выше адаптерах без гарантий, иногда функционал ограничен настолько, что пользоваться невозможно совсем.

Беззеркльные фотоаппараты Nikon.

Взрыв-схема установки зеркального объектива Nikon AF-S Micro Nikkor 60 mm f/ 2.8 G ED через переходник на беззеркальный фотоаппарат Nikon. Фото из сети.
Взрыв-схема установки зеркального объектива Nikon AF-S Micro Nikkor 60 mm f/ 2.8 G ED через переходник на беззеркальный фотоаппарат Nikon. Фото из сети.

Как и в предыдущем случае, Nikon имеет в своём арсенале достаточно старую автофокусную систему, содержащую и современную моторную оптику и более возрастную линейку с автофокусировкой через отверточный привод - мотором, содержащимся в камере.

Но в отличие от Sony компания Nikon даже не пытается изобразить полную совместимость, а просто решила забыть о всех безмоторных автофокусных объективах линеек Nikkor AF и AF-D.

Внешний вид адаптера Nikon FTZ. Фото из сети.
Внешний вид адаптера Nikon FTZ. Фото из сети.

С обоими адаптерами Nikon FTZ и Nikon FTZ II (по сути полностью аналогичными по функционалу) автофокуса у безмоторных отверточных объективов не будет!

Более того, так же данные адаптеры лишились и рычага AI (Automatic Indexing) диафрагмы, до этого все старшие линейки зеркальных фотоаппаратов Nikon поддерживали режим приоритета диафрагмы с полностью механической оптикой стандартов: AI, AI-S, имеющей на кольце диафрагм специальные выступы для прямой передачи значений диафрагмы в камеру. Теперь даже в режиме ручного фокуса объективу для стабильной работы во всех режимах экспозиции понадобятся контактные площадки.

Из всей механики на адаптерах остались: рычаг управления диафрагмой (Mechanical Aperture Control) и рычаг контроля крайнего положения диафрагмы (EE Servo Coupiling Post) который нужен для управления диафрагмой на объективах стандарта Non-G (автофокусными объективами с кольцом диафрагмы).

Расположение механических элементов на адаптере Nikon FTZ. Фото из сети.
Расположение механических элементов на адаптере Nikon FTZ. Фото из сети.

В итоге обрезается и остаётся не у дел огромный пласт как ручной, так и ранней, самой бюджетной автофокусной оптики, среди которой есть немало шедевров, так любимых адептами компании.

Беззеркльные фотоаппараты Canon.

Взрыв-схема установки зеркального объектива Canon TS-E 17 mm f/ 4 L через переходник на беззеркальный фотоаппарат Canon. Фото из сети.
Взрыв-схема установки зеркального объектива Canon TS-E 17 mm f/ 4 L через переходник на беззеркальный фотоаппарат Canon. Фото из сети.

В своё время, перейдя на новый байонет EF, компания Canon применила достаточно сильную инновацию, использовав полностью электронное управление диафрагмой и моторный привод автофокуса на борту оптики, как основной стандарт. В их объективах нет механических связей с камерой поводками или рычагами, нет поломок и запаздывания, связанных с механическими проблемами и несовместимостями. В тот момент это было сильным ударом по пользователям старого стандарта крепления объективов Canon FD, но сегодня это позволило создать самый простой тип адаптера с самой лучшей поддержкой работы объективов во всех режимах.

Если не считать родной спидбустер Canon EF-EOS R 0.71x, предназначенный исключительно для видеокамеры EOS C70, то в арсенале Canon целых три переходника с байонета EF на актуальный беззеркальный байонет R, рассмотрим их поподробней:

Внешний вид всех адаптеров Canon EF/R. Фото из сети.
Внешний вид всех адаптеров Canon EF/R. Фото из сети.
  • EF-EOS R (базовый).
Адаптер EF-EOS R внешний вид. Фото из сети.
Адаптер EF-EOS R внешний вид. Фото из сети.

Самый простой адаптер в линейке, функционально лишь надставляющий рабочий отрезок и пересчитывающий протоколы обмена объективов, поддерживает работу абсолютно всех объективов Canon EF во всех режимах работы камер.

  • EF-EOS R с кольцом управления
Адаптер EF-EOS R с кольцом управления внешний вид. Фото из сети.
Адаптер EF-EOS R с кольцом управления внешний вид. Фото из сети.

Аналогичен предыдущему, но в дополнение - имеет программируемое кольцо управления на которое можно назначить самые разнообразные функции.

  • EF-EOS R со вставным фильтром
Адаптер EF-EOS R со вставным светофильтром внешний вид. Фото из сети.
Адаптер EF-EOS R со вставным светофильтром внешний вид. Фото из сети.

И самый интересный представитель троицы адаптеров - содержащий в себе слот для вставных кассет с фильтрами. К адаптеру предлагаются три фильтра - нейтральный, поляризационный и прозрачный:

Внешний вид вставных фильтров. Фото из сети.
Внешний вид вставных фильтров. Фото из сети.

У данного адаптера есть две особенно приятные для меня опции. Первая - это поляризационный фильтр для любого объектива вне зависимости от диаметра резьбы под светофильтр и того, вращается ли передний элемент при фокусировке. Вторая - это, как ни странно, прозрачная вставка, когда никакой фильтр не используется. Вы спросите чем же она хороша? Главная беда всех беззеркалок, как бы ни была крепка их пыле-влагозащита - открытость матрицы и внутренностей камеры при смене объектива, тогда как в зеркалках перед матрицей несли неусыпное дежурство зеркало и затвор (хотя у беззеркалок Canon есть опция закрытия затвора при включении фотоаппарата). А вот с применением данной вставки камера становится по-настоящему защищённой от любых невзгод и можно смело менять оптику в сложных условиях, не опасаясь, что порыв ветра задует в камеру облако песка и пыли.

Ещё одним из приятных моментов является то, что из-за достаточно простой конструкции переходника - его нетрудно скопировать и выпустить аналог, чем воспользовались уже такие фирмы, как: VILTROX, Commlite, 7artisans и некоторые другие. При этом, судя по отзывам пользователей, неоригинальные переходники сохраняют весь функционал.

Но опять же, как и в истории с Sony, стоит отметить возжную нестабильную работу со сторонней оптикой, которую отмечают многие пользователи. Что на самом деле было характерно всегда, стоит только вспомнить историю с появлением полос в кадре с оптикой Sigma на камерах Canon ещё в зеркальные времена, хотя этот дефект достаточно просто лечился, он оставил немалый осадок в умах пользователей бренда.

И вот вроде бы у нас вырисовывается очевидный фаворит нашей подборки, Canon в этом плане вроде бы впереди всех, нет проблем с совместимостью, техника достаточно проста и безотказна, любой родной объектив стабильно работает, управляется и пишет информацию в EXIF кадра.

Но и тут не обошлось без скрытых минусов. И при этом довольно обидных. При работе с переходником алгоритмы беззеркальных камер очень часто задействуют мотор и он более длительный срок находится под напряжением. И если шаговые приводы фокусировки последнего поколения STM терпимы к такому обращению и спокойно выдерживают нагрузки, то ультразвуковые приводы предыдущего поколения USM, работая в режиме постоянной нагрузки очень быстро выходят из строя, попросту сгорают. Множество пользователей жалуется на преждевременную потерю любимых объективов. И ладно бы, если это были уставшие от жизни ранние зумы серии L, которые люди берут на первое время для комфортного вхождения в систему, под угрозу гибели в неравном бою с программным алгоритмом беззеркалок попадают все объективы с надписью Ultrasonic на корпусе. А среди них бывают очень редкие и дорогие экземпляры наподобие Canon EF Lens 50mm 1:1.0 L Ultrasonic, который оценивается на аукционах не менее чем в 3-и тысячи долларов США.

Логотип ультразвуковых приводов фокусировки на объективах Canon. Фото из сети.
Логотип ультразвуковых приводов фокусировки на объективах Canon. Фото из сети.

Итоги.

Подводя черту под всем сказанным выше, приходится признать, что ни один из ведущих производителей не предложил беспроблемных решений.

Sony в своей особой манере - выпустила множество решений, не сильно заботясь об их функциональности и работоспособности, в итоге мы имеем паллиатив и вынуждены мириться с различными недостатками и ограничениями, постоянно думая о совместимости.

Nikon, кичась десятилетиями своей уникальной преемственностью, в этот раз порвал с прошлым резче и сильньей всех, разом обездолив многих своих преданных поклонников. Все совершенные оптически и приятные по цене решения ранней афтофокусной эры - остались за бортом.

Canon же в свою очередь скромно и безгрешно проглядел результаты ресурсных тестов одного из самых распространённых типов привода автофокуса в своих объективах. Возможно это произошло случайно, но учитывая скрупулёзный подход к разработке беззеркалок, который был проявлен уже в первой модели на байонет R, тут прослеживается банальный маркетинговый ход по опустошению запасов старой зеркальной оптики у целевой группы покупателей.

В результате такого подхода производителей, которые явно заинтересованы в сбыте новой оптики под беззеркальные байонеты, переходить на беззеркалки мы будем долго и болезненно, а перед каждым из нас встанет дилемма выбора наименьшего зла, исходя из своих целей и предпочтений.

Если Вам понравилась статья - подписывайтесь, ставьте лайки и предлагайте темы для будущих статей в комментариях, все предложения будут рассмотрены! Всем удачных снимков, с Вами была Занимательная Фототехника, до новых встреч!