Говоря об облике петербургского метрополитена, чаще всего вспоминают самые красивые станции: Автово, Кировский завод, Маяковскую... Однако уникальные черты и самобытную историю имеют все без исключения станции метро. Для примера расскажем о пяти станциях подземки Калининского района, расположенных на самой старой в городе Кировско-Выборгской линии.
По мнению некоторых специалистов и местных жителей, настоящее лицо района — его северная часть: окрестности станций метро «Академическая-Политехническая-Гражданский проспект». От южной части ее отделяет Выборгский район. Если смотреть на карту, он как будто «откусывает» две станции метро: «Лесную» и «Выборгскую», оставляя «Площадь Ленина» частью Калининского. Станция «Площадь Мужества» занимает промежуточное положение: рядом с ней проходит граница двух районов. Но, в целом, окраины Калининского района прекрасно маскируются под чужие территории, усложняя разговор о нём как о едином целом.
Истории про Ленина
Окрестности станции метро «Площадь Ленина» не пользуются популярностью у жителей из-за обилия промышленных зданий. Они определяют облик всего микрорайона. В XIX веке здесь строились также казармы для рабочих и доходные дома. Исключение — сама площадь Ленина, на которой находится Финляндский вокзал. Через него в 1917 году в Петроград из финской эмиграции вернулся вождь мирового пролетариата, что и дало название площади.
Сама станция открыта 1 июня 1958 года в составе второй очереди метрополитена «Площадь Восстания» — «Площадь Ленина». Название связано с расположением первого наземного вестибюля. В проекте она называлась «Финляндский вокзал».
Наземный вестибюль станции выполнен по проекту архитектора А. К. Андреева и располагается у одноимённой площади; он встроен в здание вокзала. Стену кассового зала украшает мозаичное панно, посвящённое выступлению Ленина перед рабочими и солдатами Петрограда 3 апреля 1917 года, работы художников А. А. Мыльникова и А. Л. Королёва.
В 1962 году открыт второй выход на поверхность в сквере на Боткинской улице, выполненный по проекту того же архитектора. Его отличительная черта: большие окна-витрины.
Память о «размыве»
Станция «Площадь Мужества» открыта 31 декабря 1975 года в составе участка «Лесная» — «Академическая». Названа по расположению у одноимённой площади. Наземный вестибюль станции выполнен по проекту архитекторов Е. М. Рапопорта, А. Я. Свирского и П. И. Юшканцева. Позднее к нему было пристроено здание по адресу Политехническая улица, 17. Из наземного вестибюля на улицу ведут два выхода: на площадь Мужества и во дворы Политехнической улицы, но выход во дворы в настоящее время не используется. В названии и оформлении станции увековечена память о мужестве защитников и жителей Ленинграда в годы Блокады.
Станции «Площадь Мужества» и «Политехническая» стали первыми односводчатыми станциями в городе. Они представляют собой открытую платформу с высоким потолком.
Это связано с тем, что станция является ближайшей к Пискарёвскому мемориальному кладбищу. Южная часть станции украшает надпись «Слава героям тебя Ленинград отстоявшим». Интересно, что запятые в надписи отсутствуют.
Станция печально известна размывом, по вине которого почти 10 лет (1995-2004 гг.) линия метро была разорвана: от «Лесной» до площади поезда не ходили — только общественный транспорт. Местные жители говорят, что теперь даже с закрытыми глазами — на слух — могут определить, когда поезд едет между этими станциями: ход другой.
По дороге к университету
«Политехническая», пожалуй, наименее оживленная станция метро из пяти имеющихся в Калининском районе. В непосредственной близости от нее совсем мало домов. Приезжают сюда в основном студенты Политехнического университета, который был основан Д. И. Менделеевым по примеру Кембриджа и Оксфорда.
Станция также открыта в 1975 году как часть линии «Лесная-Академическая». По проекту она называлась «Калининская». Её павильон выполнен по проекту архитекторов А. С. Гецкина, В. П. Шуваловой, В. Г. Хильченко и расположен на Политехнической улице рядом с Покровской церковью и площадью Академика Иоффе. Вестибюль оформлен жёлтым металлом, белым мрамором и прозрачным стеклом.
Во время строительства «Политехнической» при проходке наклонного хода обнаружили древнюю горизонтальную подземную выработку на глубине 16 метров, которую в целях безопасности искусственно обрушили.
В описании станции часто указывают тот факт, что на «Политехнической» проходили съёмки эпизода фильма «Дневной дозор».
Фешенебельный район
Актуальное когда-то разделение микрорайона на ФРГ (Фешенебельные районы Гражданки: «Академическая») и ГДР (Гражданка дальше Ручья: «Гражданский проспект») сейчас не имеет своей силы: качественные кирпичные дома теперь есть в обеих частях микрорайона. Хотя у «Академической» атмосфера действительно более оживленная.
Станция также открыта в 1975 году. Ее название определилось тем, что поблизости есть ряд научно-исследовательских институтов, а несколько улиц района получили имена по «кустовому принципу»: для прославления науки и её деятелей. На дальней стене зала даже есть надпись со словами В. И. Ленина: «Теперь все чудеса техники и завоевания культуры станут общенародным достоянием, и отныне никогда человеческий ум и гений не будут обращены в средства насилия».
На «Академической» в 1970-е годы проходили съёмки фильма «Осенний марафон», а в 1980-е годы — фильма «Метрополитен предупреждает».
Приют интеллигенции
В XIX веке здесь стояли деревни: Гражданка, Новая Гражданка и Русская Гражданка, в которых жили русские, немцы и финны. Их потомков тут можно найти и сейчас: когда эту часть присоединили к городу и начали застраивать, им предлагали квартиры в новых домах. Также сюда селили ученых и преподавателей Политехнического института, поэтому считалось, что Гражданка — «владения технической интеллигенции».
Открыта 29 декабря 1978 года в составе участка «Академическая» — «Девяткино», расположена между двумя этими станциями. Название станция получила от проспекта, на которой расположена. «Гражданский проспект» относится к редко встречающемуся типу станций с наземными комплексами противоатомной защиты.
Необычный элемент: светильник, расположенный в центре куполообразного потолка зала. Он выполнен в виде круглой люстры, образованной сложными переплетениями металлических спиралей, сходящихся к её центру.
В центре торцевой стены подземного зала расположен бронзовый герб СССР, диаметром порядка трёх метров, облицованный анодированным алюминием золотистого цвета. Изображение герба СССР подчеркивает связь оформления станции с её названием.
В целом, каждая станция метрополитена интересна для изучения. Все точки на схеме метро не только вписались в окружающий пейзаж, взяли название и оформление из истории района, но и сами стали частью «биографии» города.
Валерия Тёмкина
Еще больше материалов из рубрики "Память города" на нашем сайте памятьбесконечна.рф