Найти тему
Николай Нондус (Nondus)

Гулльвейг. Современный взгляд на вечное…Часть 2

Изображение из открытых источников
Изображение из открытых источников

Часть 1

- Роберт Геккерт (Robert Höckert 1868-1939) полагал что война между богами была в центре изложения «Прорицения вёльвы» и являлось главной темой. Он считал, что описывается религиозное противостояние между двумя народами, более старой и ориентированной на сельское хозяйство религией ванов и более молодой, ориентированной на войну религией асов. Он утверждал, что Гулльвейг была идентична Хейд и вёльве.
- Анна Элизабет Хольтсмарк (Anne Holtsmark 1896-1974) полагал что надо сравнить события, описанные в стихе 21 «Прорицения вёльвы» с ритуальной деятельностью. Он допускал, что пронзание копьями и сожжение Гулльвейг могут иметь отношения к какой-то «боевой магии», где она представляла образ врага. Поражение этого образа означало, что такой же вид поражения постигнет ту, чей образ овеществляет имитации. Цель состояла в том, чтобы дать асам преимущество в приближающейся войне с ванами проведя обряд ритуального жертвоприношение. Им также было высказано мнение что сожжение Гулльвейг имеет параллели с эпизодом из «Гримнасмаля» (Grímnismál) где Одина пытают между двух огней с целью получения от него знаний. Возможно боги пытались сделать тоже самое с Гулльвейг и получить золото или научится создавать его самим. Не исключал, что Гулльвейг могла быть идолом или фигурой из золота гульдгаббе (guldgubbe) Фрейи, которую пронзают копьями и сжигают.
- Высказывалось предположение об идентичности Гулльвейг и Фрейи. И что есть связь с пришествием трех великанш в стихе 8 «Прорицании вёльвы» и Гулльвейг. Причина в том, что боги отвергли возможность брачного союза между великанами и ними. Предполагается, что Фрейя была послана получить нечто взамен несостоявшегося брака (ранее прибывших трех великанш) и нападение на Фрейю-Гульвейг явилось поводом для войны. Связь Фрейи и великанов при этом не пояснялась.
- Есть мнение в сравнении Гулльвейг с другими женщинами опаленными огнем и что Гулльвейг возродилась в новых обличьях и Ангброда может быть одним из них. Этот аргумент опирается на «Песнь Хюндлы» (Hyndlulióð) в строфе 41 говорится о Локи, который съедает сожженное сердце женщины и после этого беременеет и рожает всех женщин троллей (flagð). И что этот акт мог быть сразу после сожжения в залах Одина. И конечно тут стоит вспомнить великаншу Хиррокинн (Hyrrokkin).

- Одно из самых распространенных в настоящее время мнений это отождествлении Гулльвейг как ипостась Фрейи. Предполагается что Гулльвейг вряд ли могла быть кем то иным, кроме Фрейи Ванадис (Freyja Vanadis). Неизвестно как Фрейя попала в Асгард или зал Одина (попала до того, как была выдана вместе с Ньердом и Фрейром как заложники), но если отождествлять ее с Гулльвейг, то именно из-за нее началась первая война богов. Предполагается что Гулльвейг (Фрейя) была послана в Асгард ванами, чтобы развратить асов жадностью и колдовством. И попытки асов уничтожить ее были мало результативны. Так же можно допустить что Гулльвейг это идол Фрейи – который асы сожгли чтобы отомстить ванам, чьи силы представляла Фрейя.

Теперь перейду к изложения собственной версии событий, итак…Исследование начал с самих персонажей, их имен и особенностей. Изучая имя Гулльвейг, которое нигде более не встречалось, обнаруживаем что первый элемент ее имени Гулль- (Gull-) достаточно прост и означает «золото», а вот второй элемент –veig намного сложнее правильно интерпретировать. Потому что он может ассоциироваться с различными словами и трактовками. Основная версия, бытующая в настоящий момент, понимает его как «опьянение золотом», то есть как аллегорическую фигуру символизирующую жадность к золоту. Но есть версия, что имя можно переводить и как «золотой напиток» и Гулльвейг в иносказательной форме описывали первое появление медовухи. Так же второй элемент имени Гулльвейг можно соотносить и с «военной силой» от корня «–vig», что дает прочтение как «золотая воинственная женщина» или «украшенная золотом военная сила». Более же о ней ничего не говорится. Таким образом прочтение имени оставляет широкое поле для трактовок и круг поисков не сужает.
В стихе 22 «Прорицания вёльвы», сразу после нападения на Гулльвейг говорится о женской фигуре по имени Хейд, искусной в сейде которая приходила в дома и была радостью злых женщин. Имя Хейд, в отличии от Гулльвейг, встречается в нескольких сагах как имя вёльвы и о тут информации больше. Имя Хейд можно найти в «Песнь о Хюндле» (Hyndlulióð), стих 32, оно упоминается в списках имен йотунов – «Хейд и Хросстьов – потомки Хрумнира». Далее, там же, в стихе 33 указывается что все вёльвы (vǫlur) ведут свой род от Видольва (Viðólfr), а это имя в свою очередь можно интерпретировать как «лесной волк». Это имя интересно в связи в женщиной-троллем, вероятно великаншей, о которой в «Прорицании вёльвы» стих 40, сказано что сидит в Железном лесу (Iárnviði) и рожает потомство Фенрира (Fenrir), то есть всех волков в мире. Таким образом появляются основание, рассматривать Хэйд в «Прорицании вёльвы» как великаншу которая знала, как практиковать сейд и являлась вёльвой. В древнескандинавских мифах распространен мотив о великанах сведущих в колдовстве, особенно это отражено в мифах об Одине.
Также в стихе 22 говорится, что Хейд любимица злой женщины, но какой или каких? Есть несколько женщин-великанш которые однозначно причисляются к злым. Одна из них в стихе 41 «Песнь о Хюндле», чье сожженное сердце нашел и съел Локи и забеременев родил и от этого пошли все ведьмы на свете. Злых женщин-великанш, умеющих колдовать можно встретить и в «Снах Бальдра» стих 13, в «Песне о Харбарде» стих 23, 37-39. Таким образом Гулльвейг/Хейд, может быть связана с тремя могущественными великаншами (стих 8 «Прорицании вёльвы») – быть любимицей злых женщин, которым неким образом удалось разрушить «золотой век» богов. Упоминается, что «они» называли ее Хейд, кто такие «они» опять же не уточняется, однако скорее всего это люди. Из вышесказанных рассуждений можно сделать предположение, что Гулльвейг трансформировалась в вёльву, практикующую сейд. По сути это означает перевод Гулльвейг/Хейдр из божественного мира в человеческий, где люди могли таким образом увидеть произошедшее и записать. Это так же может объяснить почему имя вёльва (vǫlur) использовалось в сагах и что оно должно было указывать на враждебные элементы как имя опасной или злой великанши практикующей сейд.

Продолжение следует...

С уважением Николай Нондус.
(при копировании указание автора обязательно)

Понравилась статья? лайкни и подпишись!