Найти тему
Записки КОМИвояжёра

Чем закончился эксперимент с Эйхманом в Израиле

Народная пословица – это мудрость, сжатая веками и поколениями, она несёт глубокий философский смысл, который постигаешь, столкнувшись с конкретным эпизодом жизни:

Одного поля ягода.

Одним миром мазаны.

Рыбак рыбака видит издалека.

На ловца и зверь бежит...

Именно эти пословицы вспомнились, когда встретилось упоминание о необычном эксперименте. Его провели, когда в Израиль был доставлен похищенный разведкой Эйхман, нацистский деятель, организовывавший транспортировку в германские лагеря уничтожения евреев из всех стран Европы, оказавшихся под властью гитлеровцев.

Открытый процесс над Эйхманом
Открытый процесс над Эйхманом

Чтобы избежать обвинений в том, что на суд вывели больного, невменяемого человека, не отвечающего за свои действия, пригласили известных психологов, врачей, невропатологов, которые тщательно обследовали Эйхмана, провели массу экспериментов, тестов, испытаний, убеждаясь, что этот пациент совершенно вменяем.

Но этот эксперимент вошёл в учебники.

Нацистскому палачу дали пятьсот фотографий. Все они не имели ни подписи, ни какой-либо пометки. Испытуемому предложили предельно простое задание: разложить все эти фото на две части – направо и налево. Принцип отбора тоже был совершенно прост: нравится лицо человека на фото или не нравится.

Это важно: Эйхман не знал, кто эти люди, чем занимаются, из какой страны – просто нравятся или нет?

Самое удивительное заключается в том, что Эйхман не ошибся.

Нравились ему, и он их отложил всех вместе, исключительно уголовники-рецидивисты, алкоголики, половые маньяки, сумасшедшие, садисты, мошенники. А не нравились профессора, писатели, поэты, изобретатели и конструкторы новых машин, либеральные политические деятели и так далее и тому подобное. Словом все, при виде кого Гитлер и его приспешники хватались за пистолеты.

А теперь скажите, что не бывает любви с первого взгляда, что первое впечатление обманчиво!

Нет, не случайно известный дипломат Талейран произнёс: «Бойтесь самого первого порыва вашей души – оно самое естественное, а потому для вас самое опасное!»