Найти тему
Закрытая книга

Что можно узнать о книге, просто взглянув на обложку?

Оглавление

Даже не смотря на аннотацию и тэги я могу понять: вот эту книгу читать не стоит. И эту. И вы тоже можете, настолько это просто для опытного глаза.

Ведь книг сегодня много, времени — мало, а потому одного взгляда на обложку иногда достаточно, чтобы решить: взять эту книгу в руки или не стоит.

Как? Сейчас научу.

Зачем определять книгу по обложке?

Раньше книг было мало, времени — много, и человек мог позволить себе прочесть если не все, то очень многое из того, что попадалось на глаза. Но сегодня задача стоит как раз наоборот — книг слишком много, а времени катастрофически мало. И потому нужны средства отсева, позволяющие экономить время и не тратить его на очевидную дрянь.

Обложка — один из таких способов. Нет, она не даст стопроцентную гарантию того, что книга — шедевр (или полный провал). Но позволит с вероятностью 60-70% (а то и больше) определить: стоит ли брать эту книгу в руки и читать описание, или можно сразу отправлять в раздел «не интересно»?

Да, риск ошибиться есть. Но мы живем в мире, где изобилие выбора порой просто сводит с ума, и любая возможность сократить время на принятие решения — на вес золота. Да, конечно, под нож могут уйти и произведения высочайшего класса, но их будет меньшинство...
Да и вы бы их в горе навоза все равно не увидели. Так почему бы не воспользоваться и не научиться определять книгу по обложке, пусть даже с небольшой погрешностью? В конце концов, выбирать есть из чего.

Плохая обложка? Автору плевать на книгу!

Если обложки нет вовсе, или это кривой коллаж, который автор соорудил на скорую руку из того, что было под рукой, — значит, автору плевать на читателя. Настолько плевать, что он не готов был потратить ровно пятнадцать минут времени и сделать приличную обложку хотя бы с помощью одной из многочисленных нейросетей, умеющих сделать обложку «на 9 из 10» за кратчайшее время.

Об этом я, впрочем, уже рассказывал, писателям и просто интересующимся категорически рекомендую.

| Статья, рекомендуемая к прочтению:
|
Как создать красивую обложку для книги используя нейросеть и Canva

А это значит, что текст внутри будет соответствующим. С вероятностью 99% это будет либо графоманский бред, либо коммерческая макулатура, произведенная конвейерным способом. Исключения, конечно, есть, но такие редки, что рисковать временем ради них не стоит. Потому — видите плохую, кривую или вообще отсутствующую обложку? Можете смело брать эту книгу, только чтобы отправить ее в мусор.

Готовимся идентифицировать комлитчика: психология

Теперь, когда с графоманами разобрались, пора переходить к следующему этапу — отсеву коммерческой литературы, произведенной ради заработка. Или, как ее еще называют, комлита. У таких писак есть своя специфическая психология, в том числе — определенная осведомленность в маркетинге и рекламных штампах. И на этом их очень легко поймать.

В частности, по той же обложке. Потому что коммерческие «писатели», за редким исключением, ничего не создают сами и пользуются услугами фрилансеров-дизайнеров. А у тех есть определенные шаблоны, типовые решения, которые они применяют постоянно (не говоря уже про ТЗ от самих коммерсантов). Достаточно научиться эти шаблоны узнавать — и ваши шансы вычислить комлитчика резко возрастут.

Типовая обложка комлитчика №1: полуголые девицы

Один из самых распространенных приемов в обложке коммерческой бездарности — размещение на ней изображения девушки «пониженной социальной ответственности» на грани фола. Как правило, эта барышня будет одета в такой костюм, которого просто не может быть в реальности, и/или заниматься делами, не имеющими никакого отношения к содержанию книги.

-2

Примеров можно привести массу: девица в блестящем трико на обложке фэнтези, космическая амазонка — на обложке фантастики и так далее. Это делается исключительно ради привлечения внимания определенной аудитории, в надежде, что человек кликнет не глядя и откроет книгу.

А это уже полдела, ибо дальше у прочитавшего даже пару страниц возникает неприятие потерь, и он готов дочитать даже плохую книгу, лишь бы не закрывать и не списывать время ознакомительного фрагмента совсем уж в утиль. Что комлитчику и нужно.

Видите такое? Можете смело отправлять эту книгу в мусор. Шансов найти там что-то стоящее крайне мало. Хотя, конечно, исключения типа «Игры престолов», тоже случаются... Но согласитесь, они всего лишь подтверждают правило.

Типовая обложка комлитчика №2: рисованный стиль

Еще один распространенный прием у тех же самых коммерческих «писак» — рисованная обложка в стиле старого мультфильма. Почему именно так? А потому что это дешево. Особенно если заказать работу какому-нибудь фрилансеру из Юго-Восточной Азии, где он почему-то в почете. Там за пару десятков долларов можно получить целую подборку таких обложек, разных, но выполненных в одном стиле.

-3

Нет, конечно, стилистика рисованных обложек используется и нормальными, легитимными авторами. Но она служит огромным красным флагом. Если обложка выполнена в этом стиле, а аннотация, отзывы и прочее выглядят хоть сколько-нибудь сомнительно — риск оказаться перед очередным образцом комлита стремится к единице.

Типовая обложка комлитчика №3: эксплуатация чувств

Еще один излюбленный прием коммерческого «писателя» — обложка, способная эксплуатировать эмоции и чувства читателя. Эти ребята готовы использовать все что угодно: от жалости до зависти, — чтобы заставить вас заинтересоваться книгой хотя бы настолько, чтобы открыть ее страницу и глянуть на содержание.

-4

Обложка, конечно, должна вызывать эмоции. И даже быть откровенным кликбейтом: АТ не Дзен, всё стерпит. Если вы видите обложку, после взгляда на которую у вас дергается рука мыши, но вы не до конца понимаете, почему, и ни название, ни сам дизайн при более пристальном рассмотрении не кажутся чем-то суперпритягательным, — это «красный флаг». Скорее всего, перед вами очередной образец комлита, где автор попытался разжечь интерес не содержанием, а подсознательным воздействием.

Будьте бдительны в таких случаях. Остановите свое любопытство, задайте себе пару вопросов о том, почему именно эта обложка привлекла ваше внимание — и легко убедитесь, что причин для интереса на самом деле нет. А значит, можно смело пропускать мимо и не тратить время.

По обложке встречают

Если «по одежке встречают», то по обложке — тем более. Она может не дать стопроцентной гарантии качества, но в 90% случаев позволит отсеять очевидный мусор и не потратить время на то, что вас все равно не заинтересует. Да, будут ошибки, но с огромным количеством книг, ежедневно появляющихся на полках магазинов и в виртуальных библиотеках, без быстрых способов отсева просто не обойтись.

Обложка — один из таких способов. И хотя некоторые скажут, что судить книгу по обложке некорректно, на практике это работает. Не идеально, но позволяет сэкономить массу времени и сосредоточиться на том, что действительно представляет интерес. Правда, естественно, на обложке все не кончается. И чтобы я открыл книгу, ей нужно пройти ещё несколько этапов отсева... О которых я говорил в этой статье:

| Статья, рекомендуемая к прочтению:
|
Как найти качественную книгу за 30...90 секунд? Экспресс-инструкция «Закрытой книги»

А вы как считаете? Стоит ли полагаться на первое впечатление от обложки, или лучше все же заглянуть внутрь, не обращая на нее внимания? Для меня выбор очевиден, но, возможно, у вас есть свое мнение на этот счет.

Подписка, лайк, комментарий на тему — всё, что нужно для поддержки канала. Это несложно:-)

Хобби
3,2 млн интересуются