Елена Киселева родилась в Воронеже, в 1878 году в семье известного математика. Она любила дело отца, но в то же время имела и другую страсть – живопись, в итоге обучалась и тому, и другому. Родители девочки уделяли образованию огромное значение, окончив школу, она поступила на математическое отделение. Но после решила, что ее душа скорее тяготеет к живописи, и пошла в Академию Художеств, которую окончила спустя два года, после чего начала обучение в мастерской Ильи Репина.
Дальнейшая жизнь художницы оказалась крайне насыщенной: у нее были и известность, и множество творческих заслуг. В подарок от отца Елена получила мастерскую в Париже, а признание общественности пришло, практически, с первыми картинами. Репин называл ее одной из своих лучших учениц. Но в то же время ей пришлось эмигрировать, и в родной стране о ней не вспоминали на протяжении полувека.
Другие картины художницы можно посмотреть, полистав галерею.
Елена специализировалась, в основном, на портретах, на них отчетливо передавался тот самый Серебряный век со всей своей непредсказуемостью и многообразием. Сама художница призналась, что выбрала именно портреты, потому что безумно любит изображать красивые женские лица. Пенсионерство в Академии художеств, позволившее обучаться за границей, она получила в качестве награды за один из коллективных женских портретов.
Посмотрите больше работ в галерее.
Справедливость восторжествовала, когда мать художницы передала в музей Воронежа полотно «Маруся» в 1929. Тогда о ней, наконец, вспомнили, и Елена Киселева заслуженно заняла почетное место среди светил живописи двадцатого века. Ее полотна собирались коллекционерами из разных стран, чтобы увековечить их в музее имени Крамского.
«Марусю» же художница выделяет на фоне своих прочих работ. По ее мнению, все портреты, написанные позже, сильно уступают по целостности и эмоциональности. Несомненно, эта картина впечатляет, погружает в атмосферу настоящего модерна.
На полотне изображена изящная женщина в длинном платье, сидящая на подлокотнике кресла с золотистым узором. Линии плавны, что создает эффект податливости и неуловимой мягкости, а также равнодушия – прием, типичный для стиля арт-нуво. Одна рука героини расслаблено лежит на округлой спинке, повторяя его форму, другая слегка достает до покрывала, которое лежит в ногах.
Поза Маруси выражает умиротворение, но так кажется только на первый взгляд. Лицо героини выражает холод: губы сжаты, брови приподняты, тело слегка наклонено вперед. Каждая деталь говорит о том, что женщина сильно напряжена, но пытается не подавать виду, она сравнима с пантерой, затаившейся в тенистых джунглях, которая выглядит спокойной, но на самом деле готова к смертоносной атаке, как только добыча окажется в поле зрения.
Чтобы увидеть больше картин, полистайте галерею.
Хочешь картины художника в свой интерьер? Жми!
Это уже заметные признаки фовизма – направления, с которым Елена Киселева познакомилась в беззаветно любимом городе – Париже. Течение отличается внутренней энергией, неприятием границ и запретов, поэтому позволяло использовать наиболее яркие, даже вызывающие краски, нестандартную композицию и самые необычные сюжеты.
Ни одна картина фовиста не обошлась бы без смелого сочетания желтого и красного цветов. «Маруся» – тому пример, жизнелюбие в ней буквально пульсирует в красках, лишенных полутонов. С виду простая, эта картина имеет почти магическую привлекательность. Недаром, она вызвала такой интерес, буквально реабилитировав свою создательницу на родине.
Не забывайте делиться вашими впечатлениями о картинах и творческом пути художника в комментариях, и до новых встреч!