27 (17) мая 1606 года расстался с жизнью — а точнее, был убит заговорщиками — формально последний русский царь из династии Ивана Грозного, Дмитрий Иоаннович, известный также как «Лжедмитрий», или «названный Дмитрий». (Впрочем, потом Рюриковичи попытались ещё один раз — в лице царя Василия Шуйского — оседлать русский трон, но попытка оказалась не слишком удачной).
Карл Вениг. Последние минуты жизни Лжедмитрия I. 1879 год
Приведу по этому поводу отрывок из своей переписки с левым политзаключённым Ильёй Романовым (тогда он отбывал 10 лет на Украине за «сепаратизм», т.е. борьбу за отделение Одессы и Юго-Востока от киевской власти). Я заметил в письме к нему: «Димитрий Иоаннович всего лишь продолжал политику своего «отца» Иоанна Васильевича — то есть политику борьбы с боярством. Можно, конечно, хвалить их обоих, можно осуждать — но различие-то между ними только в том, что Иван сумел на время совладать с боярской элитой, а бедолаге Дмитрию это не удалось, и бояре свернули ему шею...«»
На это Илья Романов ответил мне довольно подробно, наиболее оригинальна в его рассуждениях, на мой взгляд, историческая аналогия между названным Дмитрием и Мао Цзэдуном в эпоху «культурной революции».
Николай Неврев. Лжедимитрий. 1876
Николай Неврев. Присяга Лжедимитрия I польскому королю Сигизмунду на введение католицизма в России. 1874
Н.П. Шаховский. Последние минуты семьи Годуновых. 1890-е
Николай Неврев. Ксения Борисовна Годунова, приведенная к самозванцу
Сергей Кириллов. Смутное время. Лжедмитрий. После смерти на тело Лжедмитрия, по преданию, возложили маскарадную маску
«Царица Марфа обличает Лжедмитрия». Раскрашенная литография по эскизу В. Бабушкина, середина XIX века. В действительности подобной сцены не было, Дмитрия, которого вдова Ивана Грозного ранее признавала своим сыном, показали ей уже мёртвым. И на вопрос, её ли это сын, по одним источникам, она ответила: «Было бы меня спрашивать, когда он был жив, а теперь, когда вы его убили, он уже не мой», по другим, коротко сказала: «Не мой»
Приведу текст Ильи Романова:
«В эпоху Ивана Грозного начинается борьба центральной власти против бояр. Суть её — в попытке создать служебное дворянство и заменить им родовое вельможество, основанное на кровном начале. В эпоху Бориса Годунова наступает боярская реакция, вводится крепостное право против беглых крестьян. Был запрещён уход крестьян от одного помещика к другому. Крестьян «прикрепили» к земле, ввели крепостное право. Как результат — движение беглых крестьян ещё более развивается. Целые деревни остаются без жителей. Земля остаётся необработанной, что в сочетании с плохой погодой и неурожаем (1601-1603 гг.) вызвало взвинчивание цен на хлеб и голод. (По данным историка Костомарова, в Москве умерло 127 тыс. человек). Такое положение дел вызвало, по сути дела, революцию, номинальным предводителем которой и оказался Лжедимитрий. За Димитрием идут в первую очередь Запорожские казаки, а уж во вторую очередь — польские рыцари, желающие пограбить. Несколько позднее к запорожцам присоединились донские казаки. (Казачество было в то время прогрессивной общественной силой). Сила Димитрия была в готовности московского народа перейти на его сторону; в ненависти простонародья к Борису Годунову и боярству.
Можно сказать, что разница в подходах Ивана Грозного и Лжедмитрия к борьбе с боярством напоминает неоднократно мной упоминавшуюся разницу в подходах Сталина и Мао Цзедуна к борьбе с засильем бюрократии. Правда, Сталин в рамках этой кампании стремился ещё и уничтожить «ленинскую гвардию»; но в то же время он и держал бюрократию в страхе, не позволяя ей воровать. Опирался же Сталин, подобно своему «учителю» (как он его называл) Ивану Грозному, исключительно на репрессивный аппарат (опричнина, НКВД), Лжедмитрий же и Мао Цзедун в борьбе с засильем привилегированной прослойки стремились опираться на народные низы (казачество, хунвэйбинов).
Войдя в Москву, Димитрий, по его собственным словам, попытался стать «не царём, а отцом» для простонародья. Положение крестьян Димитрий существенно улучшил. Было сильно сокращено «кабальное холопство». Если раньше кабала (т.е. холопство за долг) была наследственной, то теперь кабала распространялась лишь до момента смерти человека, у которого были взяты деньги. Отменяются указы о беглых крестьянах, то есть о поимке тех, кто бежал от своего барина.
Димитрий свободно общался с ремесленниками, часто заходил в их мастерские. Он свободно гулял по улицам и пользовался огромной поддержкой донских казаков, которые были готовы убить любого за него. Димитрий поддерживает книгопечатное дело, стремится создать школы и университет в Москве. Монахов Димитрий называл «тунеядцами» и приступил к конфискации имущества монастырей.
В «патриотическом» фильме «1612», вышедшем на экраны уже в путинскую эпоху, показывается, как народные низы будто бы с непониманием и враждебностью относятся к начинаниям Димитрия: испуганно крестятся на выкаченное им на праздник «огнедышащее чудище», и т.п. Эту точку зрения навязывает нынешняя чекистско-олигархическая каста, являющаяся историческим преемником боярства в современных условиях. В действительности же, ненавидел Димитрия не народ, а митрополиты и старое боярство. Заговор против него во главе с Василием Шуйским был осуществлен следующим образом: Шуйский объявил народу, что «Литва собирается идти бить царя», то есть Димитрия, — и народ набросился на поляков, пришедших с Димитрием в Москву. Тем временем, пользуясь суматохой, бояре Шуйский, Татищев и Голицын убили и самого Димитрия.
Существует историческая точка зрения, что правление Лжедимитрия I как бы знаменовало наивысший момент «демократической революции», которой и являлось Смутное время (белогвардейцы не зря называли «смутой» события 1917 года), а после этого момента последовали (как нетрудно догадаться) «Термидор» и «Реставрация».
Сразу после смерти Димитрия поползли слухи, что он жив. Чтобы эти слухи рассеять, его тело выкопали из земли, и кости выпалили из пушки «в ту сторону, откуда пришёл». Тем не менее, в Тушино появляется поддерживаемый донскими казаками Лжедимитрий II («тушинский вор»). Несколько лет на Руси существует двоевластие, два царя — в Москве Василий Шуйский, а в Тушино — Димитрий.
Двоевластие — типичный момент любой гражданской войны. В ходе Английской революции, в 1640-х годах, в Англии также было два центра власти: один - ставка короля Карла I, а второй — парламент в Лондоне.
Причину поражения «демократической революции» Смутного времени можно усмотреть в том, что в лагере восставших произошёл раскол. Штаб тушинского лагеря переходит на сторону Минина, в то время как казаки, вместе с сыном Димитрия II, убегают на Волгу, и в конечном итоге терпят поражение. Если мне не изменяет память, то в школьных учебниках советского времени эти последние события описывались как «восстание Болотникова» (Иван Болотников — главнокомандующий войсками Лжедимитрия II). Минин и Пожарский представляли верхушку боярства и купечества, и имели своего кандидата на престол. В то же время, «тушинский штаб» представлял верхушку казачества и мелкопоместных дворян, и династия Романовых была выдвинута на престол ими. Минин с Пожарским были вынуждены уступить, но поначалу бояре зорко следили за правлением Михаила Романова, земский собор не расходился. Только когда они обнаружили, что его правление соответствует их интересам, а прежде всего интересам купечества, — то без колебаний одобрили Алексея Михайловича на престол. (Ещё в правление Бориса Годунова купцы не чувствовали себя в безопасности, так как их в любой момент могли схватить, а деньги забрать в казну. Это вынуждало купцов скрывать богатство, поэтому не было стимула для развития промышленности и торговли).
Таким образом, Минин и Пожарский в событиях Смутного времени сыграли ту же роль, какую в произошедшей чуть позднее Английской революции сыграл генерал Монк (ставленник «партии пресвитеров») — подготовили Реставрацию. Неспроста прославление Минина и Пожарского началось при Сталине, так как «рыбак рыбака видит издалека». «Тушинский штаб» (верхушка казачества) напоминает в Английской революции «партию индепендантов». А простые казаки, с Болотниковым, Мариной Мнишек и «ворёнком», — английскую «партию левеллеров» (уравнителей)».