Найти в Дзене
Тайны портретов

Портрет Валентина Серова с выставки

Недавно на выставке "После импрессионистов", которая сейчас проходит в ГМИИ им.А.С.Пушкина, я обратила внимание на портрет Евдокии Сергеевны Морозовой, кисти моего любимого художника Валентина Серова. На портрете изображена миловидная, молодая женщина с едва заметной улыбкой. Решила узнать о ней поподробнее и рассказать тем, кто не знает. Морозова Евдокия Сергеевна оказалась женой Ивана Абрамовича Морозова, одного из купцов Морозовых, в руках которых была практически вся российская мануфактура. Иван Абрамович был директор-распорядитель Тверской мануфактуры. Дело у него спорилось, хватка и смекалка была старообрядческая. Правда один недостаток у Морозова все же был. Любил он погулять и выпить хорошенько с друзьями. А гулял наш миллионер не где-нибудь, а в "Яре". Был в Москве такой знаменитый ресторан с цыганским хором. Надо сказать, что Иван Абрамович был завидный жених, но закоренелый холостяк: никак не хотел жениться. Но, однажды, наш 30-летний купец- миллионер обратил внимание на 1
Портрет Е. С. Морозовой. 1908
Валентин Серов
Портрет Е. С. Морозовой. 1908 Валентин Серов

Недавно на выставке "После импрессионистов", которая сейчас проходит в ГМИИ им.А.С.Пушкина, я обратила внимание на портрет Евдокии Сергеевны Морозовой, кисти моего любимого художника Валентина Серова.

На портрете изображена миловидная, молодая женщина с едва заметной улыбкой.

Решила узнать о ней поподробнее и рассказать тем, кто не знает.

Морозова Евдокия Сергеевна оказалась женой Ивана Абрамовича Морозова, одного из купцов Морозовых, в руках которых была практически вся российская мануфактура.

Портрет Ивана Абрамовича Морозова.
Валентин Серов. 1910 год
Портрет Ивана Абрамовича Морозова. Валентин Серов. 1910 год

Иван Абрамович был директор-распорядитель Тверской мануфактуры. Дело у него спорилось, хватка и смекалка была старообрядческая. Правда один недостаток у Морозова все же был. Любил он погулять и выпить хорошенько с друзьями. А гулял наш миллионер не где-нибудь, а в "Яре". Был в Москве такой знаменитый ресторан с цыганским хором.

Ресторан "Яр"  в начале XX века
Ресторан "Яр" в начале XX века
Интерьер ресторана "Яр", начало XX века
Интерьер ресторана "Яр", начало XX века

Надо сказать, что Иван Абрамович был завидный жених, но закоренелый холостяк: никак не хотел жениться. Но, однажды, наш 30-летний купец- миллионер обратил внимание на 16-летнюю певицу хора Евдокию Кладовщикову. Началось все с небольшого флирта, дальше-больше, завязался роман и ... молодая уже на сносях.

Константин Коровин   Портрет И.А.Морозова
Константин Коровин Портрет И.А.Морозова

В 1903 году она рожает дочь, которую тоже назвали Евдокией. Иван Абрамович разрывался между любовью и предрассудками семьи. Видано ли дело - первый на Москве купец, и жениться на певичке из цыганского хора?

Но Иван Абрамович так привязался к Досе (так ласково звалась Евдокия), что пришлось показать её друзьям. И надо сказать, что Дося, не ударила в грязь лицом. Она была на редкость скромна и естественна, никакой вульгарности себе не позволяла. Короче, друзья сказали...женись. 

Молодые обвенчались, но свадьба была очень скромной и тихой.

Особняк Ивана Морозова на Пречистенке
Особняк Ивана Морозова на Пречистенке

Великосветская Москва, поначалу, приняла Досю весьма сдержанно и с недоверием. Но, скоро, лед недоверия был растоплен и Евдокия Сергеевна стала полноправным членом великосветского общества.

У Ивана Абрамовича, помимо любимой Доси, была еще одна страсть. Он коллекционировал живопись, в особенности импрессионистов, их у него было более 250 полотен.

На покупку картин уходило 200-300 тыс. франков. 

Огюст Ренуар. В саду под деревьями
Огюст Ренуар. В саду под деревьями

Но грянул 1917 год и вся коллекция Ивана Морозова была национализирована. 

Иван Абрамович никак не хотел расставаться со своей коллекцией и медлил с эмиграцией. И лишь весной 1919 года он решился, и навсегда покинул Россию вместе с женой и дочерью. 

В Париже Иван Абрамович не столько горевал о потере фабрик, сколько о потере коллекции.

Без неё жизнь Ивана Морозова утратила смысл. 18 апреля 1921 года он пишет и заверяет у адвоката завещание:

«Находясь в здравом уме и твердой памяти ... завещаю все мое движимое и недвижимое имущество, где бы оно ни находилось и в чем бы ни заключалось, жене моей Евдокии Сергеевне Морозовой».

Иван Абрамович стал угасать на глазах. Врачи посоветовали ему съездить на воды в Карлсбад, там он и умер от сердечный приступа. Ему было всего 50 лет, а его молодой вдове 36 лет.

Евдокия Ивановна удачно выдала замуж дочь и занялась устройством личной жизни. На этом след вдовы миллионерши теряется.

Спасибо Валентину Серову за прекрасный портрет, а

вам, спасибо, за внимание.

Даю ссылку на канал, где более подробно о выставке в ГМИИ им. А.С.Пушкина